Права, обязанности и ответственность родителей в сфере образования.
статья

Дегтярева Олеся Сергеевна

Статья о нормативных документах раскрывающих права и обязанности родителей в сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti_roditeley_v_sfere_obrazovaniya.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Права, обязанности и ответственность родителей в сфере образования.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. В младенчестве, раннем и дошкольном детстве жизнь ребенка, его здоровье и будущее целиком зависит от родителей.

Именно поэтому в международной практике и в России уже с середины ХIХ века начали появляться документы в которых педагоги, врачи, ученые, литераторы и общественные деятели стремились оказать содействие родителям в воспитании и образовании детей.

С целью дальнейшего развития и создания механизма реализации прав ребенка на развитие и образование, гарантированных Конституцией РФ, в Российской Федерации был принят целый ряд законодательных актов

Закон Российской Федерации «Об образовании»

- Конституция Российской Федерации

- Семейный Кодекс Российской Федерации

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

и другие нормативные документы России приведены в соответствие с нормами международного права согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей.

Роль родителей в воспитании ребенка, родительские обязанности и ответственность за их выполнение связаны с соблюдением прав ребенка о чем говорится в :

Декларация прав ребенка говорит о том, что дети должны расти на попечении и под ответственностью своих родителей» в атмосфере любви, понимания, моральной и материальной обеспеченности.

И рассматривает вопросы об ответственности родителей, которые должны нести ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка, основанные на принципе наилучшего обеспечения его интересов.

В полном соответствии с нормами международного права Конституцией РФ утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях .

- Семейный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства.

- Раздел 1V Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей».

В данном документе оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка.

Так же рассматриваются вопросы об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.

Родители должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, исходя из интересов ребенка.

В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ был принят

Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013.)

В законе об образовании в Статье 44. Раскрываются права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

В статье говорится, о том, что Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами

- рассматриваются вопросы помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

- Раскрываются права Родителей (законных представителей) :

- дано объяснение, что родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования.

- говорится о том, что родители должны дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Так же объясняется, что ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

- родители имеют право знакомиться с уставом, лицензией организации, осуществляющей образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

- родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.

- в этой же статье речь идет о защите прав и законных интересов обучающихся (воспитанников)

- родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах проведенных обследований ;

Родители могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Здесь же раскрываются вопросы об обязанностях родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

- родители, (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования;

- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.

- уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

- За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В СТАТЬЕ 54. Рассматриваются вопросы ДОГОВОРА ОБ ОБРАЗОВАНИИ, который, заключается с родителями (законными представителями) воспитанников с образовательным учреждением.

Статья 64. Дошкольное образование

В данной статье определено направление дошкольного образования - которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

- здесь говорится о том, что родители (законные представители) выбравшие дошкольное образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в дошкольных образовательных организациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Мы рассмотрим только те статьи, которые раскрывают взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

В первой статье рассматриваются Общие положения

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Во втором разделе ФГОС говорится о том, что родители должны быть ознакомлены с образовательной программой дошкольного образования.

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Знание нормативно-правовых документов международного, федерального уровня, конкретного образовательного учреждения позволит педагогу юридически грамотно построить взаимоотношения с семьей и образовательный процесс в ДОУ с учетом защиты прав ребенка, а также прав и обязанностей родителей и педагогов.