Родительское собрание "Как воспитать уважение у детей к родителям"
методическая разработка

Разработка представляет собой описание подготовки и проведения родительского собрания по теме воспитания уважительного отношения детей к родителям и другим взрослым. Разработка состоит из пояснительной записки, сценария собрания, приложения. Актуальность методической разработки обусловлена тем, что родители в процессе воспитания сталкиваются со многими вопросами, в разрешении которых им могут помочь рекомендации специалистов, работающих с детьми. Поэтому необходимо заниматься психолого-педагогическим просвещением родителей по разным темам, касающихся проблем воспитания детей. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждал В.А. Сухомлинский. В современном обществе происходит разрушение семейных ценностей, падает авторитет родителей и других взрослых людей в глазах детей. Проблема неуважительного отношения детей к родителям на сегодняшний момент стоит достаточно остро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

департамент образования

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных техников»

(МБУ ДО «Станция юных техников», МБУ ДО СЮТ)

Областной конкурс методических материалов

и семейных творческих работ

Номинация: «Копилка советов»

Сценарий

родительского собрания

 «Как воспитать уважение у детей к родителям»

Автор-составитель: педагог-психолог

МБУ ДО СЮТ

Коноплева Милия Сергеевна

Дзержинск

2019 г.

Содержание

      Аннотация                                                                                                    3 стр

  1. Пояснительная записка                                                                           3 стр                                                
  2. Цели и задачи                                                                                           3 стр
  3. Материально-техническое обеспечение                                                3 стр
  4. План мероприятия                                                                                    3 стр
  5. Сценарий мероприятия                                                                            4 стр  
  6. Источники                                                                                                 8 стр
  7. Приложения                                                                                              8 стр

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой описание подготовки и проведения родительского собрания по теме воспитания уважительного отношения детей к родителям и другим взрослым. Разработка состоит из пояснительной записки, сценария собрания, приложения.

  1. Пояснительная записка

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что родители в процессе воспитания сталкиваются со многими вопросами, в разрешении которых им могут помочь рекомендации специалистов, работающих с детьми.

Поэтому необходимо заниматься психолого-педагогическим просвещением родителей по разным темам, касающихся проблем воспитания детей. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждал В.А. Сухомлинский.

        В современном обществе происходит разрушение семейных ценностей, падает авторитет родителей и других взрослых людей в глазах детей. Проблема неуважительного отношения детей к родителям на сегодняшний момент стоит достаточно остро. Это и обозначило выбор темы.

  1. Цели и задачи

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей.

Задачи:

  • познакомить с типичными ошибками воспитания, которые влекут за собой неуважительное отношение детей к родителям;
  • разобрать причины неуважения детей к родителям;
  • актуализировать прошлый опыт, связанный с ситуациями, где проявилось неуважение детей к родителям;
  • дать рекомендации по воспитанию уважения у детей. 

  1. Материально - техническое обеспечение

-помещение: актовый зал, или кабинет для занятий;

- столы, стулья;

-раздаточные материалы: бланки с незаконченными предложениями; бланки для упражнения «Любовь/Уважение», ручки.

  1. План мероприятия

  1. Организационный этап                                                     15 мин                            
  1. Вступление
  2. Упражнение «Ассоциации»
  1. Основной этап                                                                     50 мин
  1. Упражнение «Любовь/Уважение»
  2. Беседа «Ошибки родителей в воспитании уважения у детей по

отношению к взрослым»

  1. Упражнение «Случай из жизни»
  1. Заключительный этап                                                          10 мин                            
  1. Упражнение «Мыслящая шляпа»
  2. Подведение итогов

Общая продолжительность: 1 ч 15 мин.

Целевая группа: родители учащихся учреждения

Сценарий родительского собрания

 «Как воспитать уважение у детей к родителям»

  1.          Организационный этап                                                    
  1. Вступление

Психолог: Здравствуйте, дорогие родители! Наверняка, многие из вас в своей жизни сталкивались с проблемой неуважительного отношения детей к себе или другим взрослым людям.

Сейчас мало где говорится, что дети должны проявлять уважение к своим родителям, ведь на этом основываются подчас отношения отцов и детей. Без уважения младших к старшим трудно заниматься воспитанием, развитием ребенка. Но часто бывает так, что сами родители способствуют тому, чтобы дети не уважали их, других родственников, знакомых. Вот об этом мы и будем говорить сегодня.

  1. Упражнение «Ассоциации»

Психолог: Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «уважение»? (Родители подбирают ассоциации)

Обсуждение: Было ли вам сложно подобрать ассоциации к слову «уважение»?

Вывод: Это упражнение показало нам, что у большинства из вас слово «уважение» ассоциируется с явлением по отношению к взрослому человеку. Давайте попробуем взглянуть на уважение, именно, как на явление по отношению к ребенку.

  1. Основной этап                                    
  1. Упражнение «Любовь/Уважение»

Психолог: Разделите, пожалуйста, лист на две половинки. В первой половине листа напишите ответы на вопрос «За что я люблю своего ребенка?», а во второй половине – «За что я уважаю своего ребенка?».

Обсуждение: Была ли разница в сложности написания ответов на эти два вопроса? Возможно, что на второй вопрос было больше ответов, чем на первый. И первый вопрос вам мог показаться неуместным. Да, и вы будете правы. Потому что любим мы не за что-то, а вопреки всему. Тем более своего ребенка.  И постановка вопроса по отношению к «любви», как «за что?» звучит не совсем верно. А вот, что касается уважения...

Зачитайте, пожалуйста, свои ответы.

Вывод: Можно любить ребенка, родителей, мужа, жену просто так, просто потому, что они есть в нашей жизни. Есть люди, которых сложно любить, но можно уважать, и наоборот.

Ребенок еще маленький и уже любит своих родителей, родителям ничего не надо делать, чтобы он полюбил их. А с уважением все обстоит немного по-другому. Уважение не появляется просто так. Его воспитывают. Т.е. любим вопреки всему, а уважаем все-таки за что-то, за какие-то достижения, положительные качества, заслуги.

Нужно помнить о том, что дети нередко ведут себя неуважительно, когда ощущают неуважение по отношению к себе.

  1. Беседа «Ошибки родителей в воспитании уважения у детей по

отношению к взрослым»

Психолог: Мы подошли с вами к тому, что уважение не появляется просто так. Давайте более подробно остановимся на том, как сами взрослые способствуют тому, чтобы дети не уважали их:

  1. Воспитать уважение в детях невозможно, если сами родители не

уважают других. Ребенок хорошо чувствует, как его родители относятся к другим, к тем же бабушкам, дедушкам. Ребенок перенимает подобный стиль поведения. Надо задуматься над тем, как мы сами относимся к своим родителям, родителям мужа (жены), не осуждаем ли их, не критикуем ли их советы и пр. Как взрослые относятся к своим близким и дальним знакомым, так и дети будут относиться к ним.

  1. Очень пагубно влияют на воспитание уважения у детей конфликты

родителей в присутствии ребенка. Часто бывает, что один из супругов оскорбляет другого супруга, всячески его унижая. Например, мама говорит, что их отец неудачник, ничего не может. Но такие мамы не понимают, что мало того, что подрывают авторитет отца, так еще и содействуют тому, чтобы и их дети ни во что не ставили.

  1. Нельзя одному родителю разрешать то, что запрещает другой.

Старайтесь придерживаться одной линии воспитания, чтобы не было внутренних противоречий в душе ребенке, в системе наказания-прощения. Сильно портит стремление уважать своих родителей у ребенка то, что когда запрещают родители, разрешает бабушка. Такое поведение бабушек и дедушек портит детей.

  1. Прежде чем, я скажу о четвертом пункте беседы, я хочу предложить

небольшое упражнение, которое содержит незаконченные предложения (Приложение № 3). Ваша задача прочитать первую часть предложения и, не раздумывая долго, закончить его теми словами, которые первыми придут вам в голову. Это упражнение поможет вам осознать, и, возможно, даже переоценить некоторые моменты в вашей семье.

Психолог: Под этим пунктом я хотела бы рассмотреть такой факт, как нарушение семейной иерархии. К сожалению, в наше время все больше семей, где жены несут на себе основной груз ответственности за свою семью. Ребенок изначально чувствует, что в семье что-то не так. Особенно это заметно на мальчиках, ведь они берут пример с отцов, и если папа самоустраняется от ответственности в семье, то и мальчики особого рвения не проявляют в оказании помощи своей семьи. Отсюда неуважение к отцу, т.к. он не заботится о своей семье в полной мере, и неуважение к матери, т.к. она позволяет такой ситуации осуществляться, и тащит на себе всю семью.

Соблюдение иерархии в семье необходимо для благополучного развития ребенка, доброго отношения к родителям и себе.

Обсуждение: Было ли трудным для вас это упражнение? Почему?

Выводы: Мне бы хотелось, чтобы вы, возможно, пересмотрели ситуацию в своей семье. Ведь на поверхности все может выглядеть вполне благополучно, нам кажется, что все идет нормально. Но так ли это на самом деле?

  1. Ребенок является кумиром в семье. Родители, которые слепо любят

своего ребенка, начинают не просто удовлетворять потребности ребенка в еде, в одежде и др., а начинают угождать ему в полном смысле этого слова. Т.е. детские потребности ставятся в приоритет родителям, ребенок на первом месте в семье. И ни о каком уважении здесь не может идти речи. Семья – эта особая система, в которой все и всё должны быть на своих местах, иначе происходят различные нарушения, деформации, и, как следствие возникают проблемы, которые могут разрушить семью.

Выводы: В этом обсуждении мы перечислили самые распространенные и типичные ошибки, которые могут допускать взрослые и которые провоцируют грубое, неуважительное обращение с родителями.

  1. Упражнение «Случай из жизни»

Психолог: Дорогие родители, попробуйте вспомнить случаи из жизни, где ваш или чужой ребенок проявил неуважение к вам или другим людям.

Возможные ситуации для разбора:

А) «В гостях у бабушки»

Мама с сыном 7 лет пришли в гости к бабушке. Бабушка была очень рада, накрыла стол, угощала гостей пирогами. Она приготовила для внука подарок. Когда мальчику его вручила, он сказал: «Не нравится мне эта игрушка», -  и кинул ее на диван. После сложил руки на груди и с недовольным видом отвернулся в окно. Мама начала его уговаривать: «Бабушка не знала, какую игрушку тебе подарить, в следующий раз она спросит у нас заранее».

Обсуждение: В данной ситуации ребенок явно избалован, и ведет себя, как хозяин положения. Мама же, вместо того, чтобы сказать ребенку, что он не прав, начинает потакать его поведению и уговаривать его. Даже если подарок и не понравился, то ребенок, умеющий проявлять уважение к старшим, все равно поблагодарит бабушку. Такой ребенок будет понимать, что подобное поведение обидит бабушку.

Следите за тем, чтобы ребенок с уважением обращался и к бабушке, и к педагогам, и к другим взрослым. Важно подчеркивать, что бабушка - это ваша или папина мама, и вы не позволите ее никому обижать.

Б) «Случай дома». 

Выходной день. Мама готовит ужин. Папа смотрит телевизор. Сын 14 лет в комнате играет на компьютере. Приготовив ужин, мама зовет сына за стол, но он из комнаты кричит, что не будет есть со всеми, и чтобы мама принесла ему еду в комнату. Папа не обращает внимания на «просьбу» сына. Мама принесла ужин сыну в комнату.

        Обсуждение: Скорее всего, эта ситуация уже возникала в этой семье не раз. Ни папа, ни мама не проявили каким либо образом свое недовольство. Причина такого поведения родителей может скрываться достаточно глубоко. Ребенок ведет себя подобным образом только лишь потому, что ему позволяют родители. Возможно, что ребенок не хочет есть со всеми, плохое настроение или просто желает побыть один – это не возбраняется. Но тогда он мог либо отказаться от еды, либо прийти за ней сам. При этом он не был занят каким-то полезным делом, он, попросту говоря, развлекался за компьютером.

        Второй момент. Это то, что отец не сказал ни слова. Либо он мало принимает участия в воспитании сына, относится к этому попустительски, либо он сам так относится к своей жене, т.е. редко проявляет заботу по отношению к ней и оказывает помощь. Сын просто копирует поведение отца.

        Учитывая, что ребенку 14 лет, значит, данное его поведение закрепилось уже давно. Многие думают, что если ребенка не приучать к адекватному поведению дома в дошкольном возрасте, то к средней и старшей школе он сам научиться, как себя правильно вести.

  1. Заключительный этап      
  1. Упражнение «Мыслящая шляпа»

Психолог: Наша встреча подходит к своему завершению. Информации вы

сегодня получили много, возможно, есть небольшая путаница в голове. Сейчас мы попробуем подвести некий итог. Я раздам вам карточки разных цветов: белую, черную, красную, синюю, зеленую, желтую. Каждая карточка будет соответствовать определенной шляпе. Почему? Как бы надевая шляпу определенного цвета, мы начинаем размышлять в соответствии с этим цветом.

        Итак, начнем с белой шляпы (участники берут карточки белого цвета). Надевая шляпу белого цвета, нам необходимо будет сконцентрироваться на всей полученной сегодня информации. Акцентируем внимание на том, что не подлежит сомнению.

        Обсуждение: участники высказывают свои мнения.

Красная шляпа (участники берут карточки красного цвета) – это шляпа эмоций, переживаний, чувств. Попробуйте высказать свои переживания, может быть страхи, эмоции, связанные с темой нашей встречи. Эмоции могут быть, как положительные, так и отрицательные.

Обсуждение: участники делятся своими эмоциями, чувствами.

Желтая шляпа (участники берут карточки желтого цвета) подразумевает только позитивный настрой. Информацию, которую вы сегодня получили, попробуйте рассмотреть ее с положительной стороны. Подумайте над преимуществами знаний, идей, мыслей, которые сегодня были озвучены.

Обсуждение: участники высказывают, какие они видят преимущества полученных знаний, решений и пр.

Черная шляпа (участники берут карточки черного цвета). Давайте обсудим, какие могут быть последствия, риски, если мы не будем использовать полученную информацию в своей практической жизни.

Обсуждение: участники высказывают, какие они видят последствия для себя.

Зеленая шляпа (участники берут карточки зеленого цвета) означает полет фантазии, творческой активности. Зеленая шляпа позволяет нам находить нестандартные решения, новые интересные идеи. Те знания, которые получили, попробуем усовершенствовать.

Обсуждение: участники предлагают свои способы усовершенствования полученных знаний, идей.

Синяя шляпа (участники берут карточки синего цвета) – позволяет участникам воплотить идеи в реальность. Не будем сейчас останавливаться на плюсах и минусах полученной информации, мы просто воплощаем в жизнь наши решения.

Обсуждение: участники высказывают, как воплотить идеи в жизнь, как применить их на практике, подводят итоги.

Общее обсуждение: Понравилось упражнение? Были ли трудности? Что чувствовали, выполняя его?

  1. Подведение итогов:

Наличие уважения ребенка к родителям – это основа его психологического благополучия. Дети учатся на примерах, которые видят в своей семье. Многие родители считают, что дети  должны уважать их, но сами не проявляют должного уважения. От того, как родители сами обращаются друг с другом, со своим ребенком и с другими людьми, будет во многом зависеть отношение ребенка к родителям.

Помните, что дети никогда не делают то, что им говорят, они делают то, что делаем мы сами. Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника   (Владимир Даль). 

Желаю всем благополучия, успехов в непростом деле воспитания! До новых встреч!

Источники:

  1. https://3rm.info/publications/9007-kak-vospitat-uvazhenie-k-materi

tatyana-shishova.html Ссылка на статью Татьяны Шишовой «Как воспитать уважение к матери».

Приложения

  1. Методические рекомендации по подготовке и проведению

родительского собрания

За несколько дней перед собранием на сайте учреждения, информационном стенде можно вывести информацию по теме собрания, чтобы родители могли заранее познакомиться с проблемой воспитания уважения.

Перед собранием необходимо подготовить зал: расставить стулья, приготовить раздаточный материал: бланки, анкеты, ручки и пр.  

Упражнение «Ассоциации» в начале собрания позволяет участникам актуализировать свой прошлый жизненный опыт, касающийся проблемы воспитания уважения у детей.

Упражнение «Любовь/Уважение» помогает участникам настроиться на рабочий лад. Благодаря этому упражнению, участники осознают разницу понятий «любовь» и «уважение», разницу проявлений любви и уважения по отношению к своему ребенку.

Беседа «Ошибки родителей в воспитании уважения у детей к взрослым» акцентирует внимание родителей на типичных ошибках, которые допускают взрослые при воспитании уважительного отношения к себе. В течение беседы родители знакомятся с негативными воспитательными моментами, которые деформируют у детей правильную картину видения на мир взрослых.

Во время беседы участники выполняют упражнение «Незаконченные предложения», которое позволяет осознать и проанализировать особенности иерархии в семье, отношений супругов и др.

После этого упражнения психологом разъясняются причины и влияние несовершенной семейной иерархии (главой семьи является женщина; основная ответственность лежит на ней; ребенок воспитывается по типу кумира и др.) на воспитание детского уважения. Ведь зачастую уважение ребенка формируется на основе того, как супруги относятся друг к другу, каких совместных мер в воспитании придерживаются.

Во время проведения упражнения «Случай из жизни» родителям

предлагается вспомнить случай, где их или чужой ребенок проявил неуважение к ним или другим взрослым людям. Возможно, что участники вспомнят ситуации, связанные с совершенно другими проблемами воспитания. В данном случае необходимо разъяснить родителям различие с проблемой неуважения. В случае если родители не назовут ни одной ситуации или назовут мало, то психологу следует самому предложить типичные ситуации для разбора.

Упражнение помогает переосмыслить ситуации из жизни. Возможно, что неуважительное отношение и поведение ребенка в той или иной ситуации родителями может пониматься, как каприз, усталость или просто плохое настроение. Это упражнение позволит актуализировать прошлый опыт и по-другому взглянуть на ситуации из жизни. Участники могут предложить свои варианты выхода из ситуации.

В упражнении идет обсуждение ситуаций и своего поведения в них. Обговариваются причины поведения ребенка в той или иной ситуации, неверность восприятия ситуации, ошибки поведения родителей и других взрослых.

В заключительной части собрания подводятся итоги с использованием упражнения «Мыслящая шляпа». Упражнение позволяет полно и достаточно эффективно обобщить участниками всю информацию, которую они получили в ходе собрания.

  1. Бланк с незаконченными предложениями. Бланки ответов родителей.

Незаконченные предложения

Глава нашей семьи это ...........

Когда возникают бытовые трудности, мой муж (моя жена)..........

Когда возникают трудности в воспитании детей, мой муж (моя жена)..........

Если меня что-то не устраивает в решении мужа (жены), то я.............

В нашей семье воспитанием ребенка занимается............

Если мой ребенок меня обижает, то я.............

Если я обидел (а) своего ребенка, то я.............

Мужчины – они..........

Женщины – они..........


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Воспитание ЗОЖ у детей и родителей»

ЦЕЛЬ: Формировать у детей и родителей интерес к физической культуре и спорту, вовлекать их в деятельность  детского сада; привлекать внимание к здоровому образу жизни как наиболее эффективному ср...

Конспект родительского собрания "Готовность к школе детей и родителей"

Познокомить родителей с псехологической и педагогической подготовкой детей к школе....

родительское собрание "Права и обязанности детей и родителей"

  Добрый вечер уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных...

Родительское собрание в форме квеста "Дети и родители вмести"

      Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game) - Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследова...

Родительское собрание с элементами тренинга «Дети и родители» Бондаренко Т,А,

способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....