Главные вкладки

    Семинар-практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»
    методическая разработка

    Проанализировать вместе с родителями часто встречающиеся проблемные ситуации в общении с ребёнком, оценить влияние используемых родителями в приведённых примерах методов воспитания на личность ребёнка;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_dlya_roditeley.docx31.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

    Цель: побуждение родителей к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности.
    Задачи:
    - выявить отношение родителей к проблеме дисциплины детей, имеющиеся у них знания по этому вопросу;
    - проанализировать вместе с родителями часто встречающиеся проблемные ситуации в общении с ребёнком, оценить влияние используемых родителями в приведённых примерах методов воспитания на личность ребёнка;
    - дать возможность родителям обменяться опытом приучения детей к дисциплине;
    - вместе с родителями сделать выводы о наиболее целесообразных вариантах пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка: об основных принципах приучения детей к дисциплине, об эффективных и неэффективных методах при предъявлении к детям требований, установлении запретов и ограничений, ознакомлении их с нормами и правилами поведения.
    Дополнительный материал : презентация,  памятки для родителей о приучении ребёнка к дисциплине.
    Основная часть.

    Как вы понимаете это слово?
    (Дисциплина – это поведение, направленное на следование порядку, установленным правилам.)
    - Как вы думаете, нужно ли приучать ребёнка к дисциплине? Зачем? Какая ребёнку от этого польза?  (Ребёнок учится организованности, ответственности, порядочности, честности, справедливости и т.д.)
    – Как вы думаете, каким ребенок вырастет, если не предъявлять к нему никаких требований?
    (В этом случае ребенок вырастет эгоистом, не приученными к порядку, не умеющим себя организовывать и не имеющим авторитетов. Неорганизованность, неумение соблюдать общепринятые правила поведения, несформированность тормозных процессов (то есть способности к самоконтролю, самоограничению) не позволит ребёнку успешно адаптироваться в обществе, быть в безопасности и самому не причинять вреда другим.
    - С какого возраста и с чего нужно начинать приучать ребёнка к правилам, запретам, ограничениям? (С самого раннего возраста. Осознанное послушание начинается с осознания детьми элементарных понятий – «нельзя» и «можно»).
    - Как вы думаете, как дети воспринимают запреты, ограничения, правила?
    (Конечно, никому не нравится, когда ему запрещают делать желаемое. Но самом деле, несмотря на видимые протесты и сопротивления стремлению взрослых очертить для ребёнка определённые рамки поведения, каждый ребёнок, порой даже бессознательно, нуждается в том, чтобы взрослые ограничивали его поведение, препятствуя опасным и вредным его поступкам и действиям: так он чувствует себя в безопасности, защищённым, он чувствует, что о нём заботятся.

    И дети протестуют не против самих правил, а против того, как они им преподносятся. Грубый и неуважительный тон, естественно, не понравится ни одному ребёнку и не вызовет желание слушаться взрослого, выполнять его требования). 
    - Как привить ребенку понятия «можно» и «нельзя»?
    Нужно объяснять ему, почему нельзя. 
    Тогда ребенок постепенно научится понимать и принимать границы дозволенного. Чем младше ребёнок, тем короче и проще должно быть объяснение запрета. Если вы слишком многословны, ребёнок перестаёт вас слушать и понимать. 
    Далее по ходу беседы родители решают ситуации .
    Ситуация 1. 
    Малыш раскапризничался на улице по пути к дому, отказывается идти дальше, хотя до подъезда остались считанные метры. Какой игровой прием Вы бы придумали для решения этой ситуации?
    Очень эффективно использование игровых приемов
    Игровой прием – это самый мягкий способ, создающий у детей желание слушаться. Ведь игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, и детям всегда интересно играть. Игровой прием создает видимость добровольного подчинения, исключает какое-то принуждение. Ребёнку кажется, что он действует так по своему желанию, в то время как он подчиняется воле взрослого. 
    - Чего в жизни ребёнка должно быть больше: «можно» или «нельзя»? Что Вы разрешаете и запрещаете своим детям?
    (Запретов и ограничений не должно быть слишком много. Иначе ребёнок или подавляется волей родителей, становится пассивным, безынициативным и тревожным, или, наоборот, растёт бунтарём, всячески сопротивляющимся указаниям старших. Всё хорошо в меру). 
    Прежде чем ввести для ребёнка какое-то правило или запрет, хорошо подумайте, действительно ли это необходимо или это просто ваш «каприз». 
    Важно быть последовательными в предъявлении требований. Требования должны быть постоянными и неотступными. 
    Если, например, вы запрещаете ребёнку есть  в комнате перед телевизором, значит и сегодня, и завтра, не зависимо от того, заняты вы или нет, какое у вас настроение и самочувствие, вам придётся запрещать ему носить тарелки с едой из кухни в комнату. Это большая работа - следить за постоянным выполнением запрета. Но если сегодня вы ребёнку что-то запретили, а завтра не обратили на это внимания, ребёнок очень быстро обесценит ваши запреты и не будет придавать им какого-либо значения. Поэтому лучше всего продумайте заранее, что вы действительно готовы запрещать, а с чем лучше не связываться.

    Если вы сказали «нет», будьте готовы к серьёзной работе.
    Если вы однажды что-то запретили ребенку, как бы он ни капризничал, не поддавайтесь. Малыш должен понять, что если мама сказала «нет!», никакие истерики не помогут. Ребенок не раз будет проверять вас «на слабо».
    Пример: Мама маленькой Светы не разрешила ей играть с мобильным телефоном. Света упала на пол и отчаянно задрыгала ногами. Мама терпела эту истерику несколько минут, а потом сдалась. Запреты на девочку перестали действовать: чуть что, она добивается своего таким вот некрасивым способом. Что делать в такой ситуации? 
    (Если ваш ребёнок повёл себя таким же образом, спокойно уйдите в другую комнату. Скорее всего, эта работа на публику сразу прекратится и вряд ли повторится, ведь ребёнок поймёт, что такой прием не действует. Вы ушли, а этот «концерт по заявкам» не прекращается? Постарайтесь просто отвлечь ваше чадо и переключить его внимание на что-то другое.)
    При предъявлении требований и запретов необходимо учитывать возраст ребёнка, его индивидуальные особенности . Естественно, что от двухлетнего малыша не стоит ждать усидчивости и рассудительности семилетки, а от ребёнка с флегматическим темпераментом быстроты реакции и действий, как у холерика. 
    Ситуация 2
    Ваш ребенок очень подвижен: любит бегать, прыгать, «стоять на голове». Как Вы будете поступать с ним: станете ли ограничивать его активность?
    (Ребёнок должен как-то удовлетворять свою двигательную активность, развиваться. Запретить ему это делать невозможно. Поэтому просто нужно найти приемлемые для этого условия и ситуации. И если бегать в квартире нельзя, то совершенно спокойно можно это делать на улице. Полезно будет отдать ребёнка в спортивную секцию или хотя бы организовать у себя дома спортивный уголок с канатом и матами, боксёрской грушей, баскетбольной корзиной, мишенью с магнитными дротиками, батутом или прыгательным мячиком и т.п.).
    То есть правила (ограничения, запреты) не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка. 
    Ситуация 3. 
    Мама приучает трехлетнего ребенка чистить зубы. Папа относится к этому с недоверием, заявляя жене при ребенке, что сам он начал выполнять такую процедуру лет с пяти, и вообще, заставлять такую кроху чистить зубы – просто глупость и издевательство над ребенком. Легко ли будет прививать ребенку полезные привычки при такой несогласованности в требованиях со стороны родителей?
    (Очень важно, чтобы все взрослые в семье придерживались единых правил в отношении ребенка. Иначе он никогда не привыкнет к дисциплине, будет добиваться своего любыми путями.). 
    Стоит не забывать о том, что часто дети балуются и нарушают дисциплину просто от скуки, когда им нечем себя занять. Поэтому старайтесь при необходимости помочь ребёнку найти интересное и полезное дело (например, рисование, лепка, конструирование, собирание пазлов, трудовые поручения и т.д.)
    Чёткий режим и содержательная жизнь ребёнка – основное условие для формирования полезных привычек. 
    И надо стараться тому, что Вы запрещаете ребёнку, найти альтернативу – то, что вместо этого ему разрешается. 
    Например: нельзя рисовать на стенах, но можно в альбоме; нельзя играть в футбол в доме, но можно во дворе; нельзя ломать игрушки, но можно построить башню из кубиков, а потом её разрушить и т.д.

    Ситуация 4 
    Девочка очень любит играть с водой. Она поливает в доме цветочки, стирает и моет любую вещь, которая попадается ей под руку. Но мама недовольна: дочь вечно мокрая, и вода везде по полу разлита. Должна ли мама запретить девочке играть с водой?
    (Лучше всего не запрещать дочери заниматься любимым и полезным делом, а устранить неприятные последствия ее деятельности следующим образом: поставить тазик с тёплой водой в ванной комнате, одеть девочку в старое платьице без рукавов или, ещё лучше, надеть ей сверху непромокаемый передник, и разрешить стирать носовые платочки и мыть пластмассовые игрушки вволю.)
    То есть правила должны быть гибкими. 
    Ситуация 5 
    Папа держал в руках ремень, говоря сыну: «Я должен выдрать тебя, чтобы ты запомнил, как опасно перебегать дорогу на красный свет».  В чём заключен смысл данного урока?
    (С одной стороны, поступок папы можно понять: он разозлился на ребенка, потому что испугался за жизнь и здоровье сына (что ребенок может попасть под машину) и решил предупредить повторение неправильного поступка мальчика в дальнейшем.
    Но правильный ли способ убеждения выбрал папа? Какова цена детскому послушанию, достигнутому подобным образом? Перед страхом наказания ребенок при папе, возможно, будет поступать правильно, но без понимания, почему надо делать именно так, а не иначе, а в отсутствие папы будет поступать по-своему.
    Гораздо эффективнее и гуманнее было бы выучить папе с сыном стихотворение про значение сигналов светофора и, при необходимости, вместе с ребёнком повторять его перед пешеходным переходом. 
    Цвет зелёный –Проходи!
    Жёлтый –Малость погоди.
    Ну, а если красный –Стой, дружок! Опасно! (Г. Кодиненко)
    Скорее всего, после этого мальчик будет следовать правилам дорожного движения с радостью).
    Т.о., к физическим наказаниям для приучения ребёнка к дисциплине прибегать не следует). 
    Хорошей альтернативой жёстким методам наказания за непослушание является тайм-аут. Тайм-аут – время подумать. 
    Например, ребенок за столом разбаловался. Ваши замечания только раззадорили шалуна. Не повышая голоса, возьмите ребёнка за руку и отведите в другую комнату. Сменив обстановку, ребёнок успокоится и, вернувшись за стол, начнет вести себя по-другому. Предоставление детям короткого тайм-аута помогает им задуматься о своем поведении, а также получить чёткий сигнал, что определенное поведение не допустимо. Это может быть эффективным методом обучения. Тайм-ауты также полезны и родителям, так как дают им время успокоиться, перестать сердиться и отреагировать более рационально. Предполагается, что ребенку следует давать на тайм-аут столько времени, сколько ему лет: например, ребенку четырёх лет следует дать четыре минуты на успокоение.
    Этот метод – не наказание одиночеством, вы вполне можете пойти в другую комнату вместе с ребенком. Ведь цель – не изолировать, а помочь ребёнку прервать недопустимое поведение.
    В каких-то случаях не надо останавливать ребенка словом «нельзя», пусть приобретёт опыт. 
    Важно начинать постепенно передавать ответственность за его личные дела ему самому. Это означает – позволить ему встретиться с отрицательными последствиями своих действий, конечно, если они не угрожают его жизни и здоровью.
    Вопрос 6 
    Приведите примеры ситуаций, когда родители могут позволить ребёнку встретиться с отрицательными последствиями своих действий. 
    (Дать прикоснуться к горячему чайнику, к острию иголки…) 
    Ситуация 7
    – Если не будешь слушаться, придёт бабайка и унесёт тебя, – говорит мама трёхлетнему малышу. Он затихает, на лице испуг.
    Удачный ли способ формирования готовности к послушанию использовала мама?
    (Нельзя стремиться добиваться послушания детей запугиванием. 
    Совсем маленькие дети верят в подобные угрозы: одни затихают, другие, наоборот, возбуждаются, начинают плакать. Чувство страха по-разному действует на детей, но во всех случаях оно отрицательно влияет на их психическое состояние и может вызвать нервное перенапряжение.)
    Ситуация 8
    Ребенок играет со спичками. К нему подходит мама:
    - Миша, спичками дети не играют.
    - Почему?
    - Это опасно. Давай заменим их на волшебную палочку.
    Вечером, укладывая сына спать, мама рассказала ему сказку о том, как герои, играя со спичками, сожгли свой теремок.  Правильно ли поступила мама?
    (Сказку можно заменить на историю о каком-то ребёнке, который поступил так же плохо, как ваш ребёнок. При этом возможно некоторое утрирование.
    Побольше читайте ребёнку сказки и истории, показывайте мультфильмы, которые помогут ему осознать последствия нарушения запретов. 
    Например, «Гуси-лебеди»…)
    Ситуация 9. 
    Мама – маленькому сыну: «Ну что за непослушный ребенок, хулиган! Вырастешь бандитом!»
    Оцените такое обращение мамы к сыну.
    (В общении с ребёнком маме надо отказаться от обзываний, оцениваний негативно личности малыша, т.к. подобное отношение унижает ребёнка и внушает ему: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребёнок или принимает навязанную роль хулигана, грязнули и т.д., или не принимает и борется, но так, как нам этого не хочется: начинает всячески сопротивляться указанию старших, бунтовать и т.д. Наоборот, ребёнка надо чаще поощрять, хвалить, внушать веру в его силы и возможности – только тогда у него возникнет желание стать лучше.
    Во избежание приступов упрямства ребёнка предлагайте ему на выбор варианты действий, которые вас устроят в любом случае. 
    Например: «Ты сначала хочешь почистить зубы или надеть пижаму?», «Ты уберешь игрушки сейчас или после мультика?», «Ты хочешь надеть красную шапку или синюю?» и т.п.
    Ситуация 10
    Вы наблюдаете ситуацию: Ваш сын, который очень не любит делиться игрушками, после некоторых внутренних колебаний всё-таки разрешил поиграть с его машинкой другому ребёнку. Надо ли похвалить сына за это?
    (Поощряйте хорошие поступки ребёнка и старания следовать правилам. 
    Если вы увидели, что ваш малыш пытается сделать так, как вы от него требуете, то не скупитесь на похвалу и ласку. Ребенок это оценит и будет стараться и в дальнейшем радовать вас своими достижениями.)
    Напоминания используют тогда, когда правило уже знакомо ребёнку, но он его забыл. Для этой цели хорошо использовать не только слово, но и наглядность – настенные плакаты, картинки, схемы с изображением режима дня, правил поведения за столом, в общении друг с другом, азбуки безопасности и т.п. Можно использовать также условные звуковые сигналы.
    3. Заключительная часть.
    Раздать родителям памятки и поблагодарить за участие в семинаре.
    Данный материал позволил родителям напомнить, уточнить и пополнить знания о том, как эффективно приучать ребёнка к дисциплине, не нарушая его прав.

    Литература и Интернет-источники:
    1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: «ЧеРо», 2004.
    2. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: «Линка-Пресс», 2004.
    3. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М.: Педагогика, 1990.
    4. Журнал “Психолог в детском саду”/ О поощрении и наказании (из опыта проведения родительского собрания). Автор Резепина Е. А.. 2005, № 3, с. 80.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Памятка для родителей  о приучении ребёнка   к дисциплине

          Родители, которые помогают своим детям осмысливать свои эмоции и конструктивно их выражать в наибольшей степени способствуют адекватному и своевременному интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.

          Методы приучения детей к дисциплине - установление правил, ограничений и их проведение в жизнь могут быть разными. Но в любом случае необходимо:

    * Ограничения (требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

    * Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть разумными и выполнимыми для ребёнка.

    * Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

    * Предъявлять требования необходимо согласованно всем взрослым, воспитывающим ребёнка – маме, папе, воспитателям. Только тогда ребёнок будет подчиняться правилам и запретам беспрекословно, без попыток манипулировать взрослыми.

    * Воспитание послушания требует от взрослых спокойствия и терпения. Если ребенок еще мал, то когда вы что-то запрещаете ему, говорите об этом спокойным и твердым голосом. Для ребенка постарше тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

    * Объясняйте ребёнку смысл запрета.

    * Используйте игровые приёмы.

    * Надо уважать ребёнка, быть тактичным в общении с ним и чутким.

    * Важно быть последовательными в предъявлении требований. Требования должны быть постоянными и неотступными.

    * Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

    * Старайтесь находить альтернативу тому, что Вы запрещаете.

    * При необходимости используйте тайм-ауты. 

    Например, ребенок за столом разбаловался. Ваши замечания только раззадорили шалуна. Не повышая голоса, возьмите ребёнка за руку и отведите в другую комнату. Сменив обстановку, ребёнок успокоится и, вернувшись за стол, начнет вести себя по-другому. Предоставление детям короткого тайм-аута помогает им задуматься о своем поведении, а также получить чёткий сигнал, что определенное поведение не допустимо. Это может быть эффективным методом обучения. Тайм-ауты также полезны и родителям, так как дают им время успокоиться, перестать сердиться и отреагировать более рационально. Предполагается, что ребенку следует давать на тайм-аут столько времени, сколько ему лет: например, ребенку четырёх лет следует дать четыре минуты на успокоение

    * В некоторых случаях позволяйте встречаться ребёнку с негативными последствиями своих действий.

    * При формировании у ребёнка дисциплинированности необходимо использовать разумное сочетание любви и требовательности.

    * Чёткий режим и содержательная жизнь ребёнка – основное условие для формирования полезных привычек.

    * Правила, которые Вы предъявляете к ребёнку, должны соблюдаться также и  всеми членами семьи: если ребёнок видит, что что-то родителям можно, а ему нельзя, у Вас не получится добиться желаемых результатов в воспитании.

    * Не нужно позволять ребёнку по отношению ко взрослым панибратства и грубости.

    * Для более понятного для ребёнка объяснения запретов, правил, ограничений можно использовать детскую художественную литературу (сказки, стихотворения), мультфильмы.

    * Используйте наглядность.

    * Замечайте хорошие поступки ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Пути к бесконфликтной дисциплине"

    Является дополнением к материалу для родителей....

    семинар - практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

    Описаны методы и приемы воспитания ребенка,  не применяя авторитарный стиль воспитания...

    Семинар-практикум "Пути к бесконфликтной дисциплине"

    Цель: создать условия для выработки умения грамотно с воспитательной точки зрения взаимодействовать с ребенком, наладить дисциплину, установить семейные правила. 1-я часть – теоретическаяРод...

    Семинар-практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

    Цель: побуждение родителей к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности, справедливос...

    Семинар-практикум для родителей на тему:"Пути бесконфликтной дисциплине ребёнка"

    Материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и социальным педагогам детских садов как вариант формы взаимодействия с родителями воспитанников (детей 2-7 лет) по одной из важнейших тем вос...

    Семинар-практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

    Цель: побуждение родителей к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности, справедливости, г...

    Семинар-практикум для родителей «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»

    побуждение родителей к совершенствованию собственной воспитательной позиции для воспитания у детей правильной системы ценностей, волевых качеств, порядочности, ответственности, справедливости, гармони...