КАК СТАТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
консультация

Федотова Надежда Анатольевна

У педагогов и родителей единые зада­чи: сделать все, чтобы дети росли счаст­ливыми, здоровыми, активными, жизне­любивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностя­ми. Современные дошкольные учрежде­ния много делают для того, чтобы обще­ние с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное вре­менем, а с другой - ищут и стремятся вне­дрять новые, эффективные формы взаи­модействия с семьями воспитанников, ос­новная задача которых - достижение ре­ального сотрудничества между детским садом и семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК  СТАТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Инструктор по физической культуре

Федотова Н.А.

   Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями?

  Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить...Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, вежливо говорят педагогам: «Здравствуйте!» - и уходят. Целый день дети проводят с воспитателями: играют, гуляют, занимаются... А вечером опять приходят папы и мамы и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг и возникнут вопросы, то родители скажут педагогу: «Ведь было же анкетирование! Мы там обо всем рассказали», а педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды! Почитайте, там все сказано». Согласитесь, картина безрадостная... И сразу хочется сказать, что такое просто невозможно.

   У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

  Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

  Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнерами.

  Общение педагогов с родителями в детских садах строится на взаимных претензиях. Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима сада, и постоянное его нарушение в отсутствие единства требований в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам  снисходительно и пренебрежительно, с  ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Вместе с тем, как показал опрос, из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать  родителям, что он видит в них партнеров  единомышленников.

И это все, приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями  воспитанников».

Что же такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

    Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

  В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки. 

Личностные качества и установки (личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент)

  • О семье.
  • О воспитательном потенциале семьи.
  • Об особенностях семейного воспитания.
  • О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
  • О методах изучения семьи.
  • О современных формах организации общения.
  • О методах активизации родителей.

  Умения и навыки ( деятельностный компонент)

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
  • Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
  • Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т.д.
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников должен:

  • Обладать устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
  • Признать роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
  • Обладать высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  • В общении с родителями проявлять внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества.
  • Владеть знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывать социальные запросы родителей  (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Уметь планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  • Обладать развитыми коммуникативными навыками.

   То есть, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

   Да, сегодня многие педагоги испытывают серьезные затруднения в организации общения с родителями. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым «нет дела до детей и их развития», которые «не хотят, чтобы ребенок вырос хорошим». Согласиться с этим сложно. Да, родителям не всегда хватает времени для общения. Да, есть категории «трудных» родителей. Но важно другое. У многих педагогов развита профессиональная рефлексия: они могут - и хотят - смотреть на себя, на свои достижения и трудности со стороны. И увидеть причины трудностей - не только в родителях, но и в самих себе.

  Эти педагоги отмечают свою недостаточную компетентность (незнание форм и методов организации общения с родителями, неумение подобрать необходимое содержание); неполную информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома, а родителей - в детском саду; отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания; стремление воспитателей избегать живого общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

  Профессиональную компетентность воспитателей в обращении с  родителями (как и в любой другой области) необходимо постоянно развивать.   Ведь развитие компетентности не может замереть на какой-нибудь одной точке: она либо будет постоянно развиваться, либо начнет утрачиваться.   Почему же именно методическая работа так значима? С ее помощью создаются условия помогающие компетентности находится на  достаточно высоком уровне. Эти заключаются в следующем:

  • педагогам предоставляется возможность осваивать знания и навыки не только из основной области деятельности, но и из смежных областей, в том числе организация общения с родителями, демография, педиатрия и гигиена, культурология и т.д.;
  • приобретаемые знания и умения должны быть такими, чтобы их можно было  непосредственно и немедленно использовать в  профессиональной деятельности;
  • педагоги должны осознать непрочность их компетентности, ее зависимость от их собственной заботы о ее поддержке.

Вопросник и анкеты для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями.

1.Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для успешного воспитания ребенка?

2.Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями Ваших воспитанников?

3.Какие у Вас возникают трудности в организации общения с семьями?

4.Стремитесь ли Вы учитывать в работе запросы и пожелания родителей?

5.Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?

6.Считаете ли Вы, что делаете все максимально возможное для достижения сотрудничества с родителями?

7.В каких формах Вы организуете общение с родителями?

8.Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?

9.Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями

Анкета

Уважаемый педагог!

Ваше мнение и опыт помогут поиску оптимальных путей построения общения между воспитателями и родителями.

1.Считаете ли Вы необходимым организацию систематического общения с родителями воспитанников?

2.Кому, с Вашей точки зрения, - педагогу или родителям принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?

3.На каких принципах, по Вашему мнению, необходимо организовывать общение педагогов и родителей?

4.Какие темы для общения с родителями чаще выбираются Вами?

5.Какие темы педагогического просвещения, на Ваш взгляд, наиболее интересны современным родителям?

6.Считаете ли Вы необходимым регулярное изучение особенностей семейного воспитания в каждой семье?

7.Какие методы Вы используете для выявления особенностей семейного воспитания в семьях воспитанников?

8.В чем, на Ваш взгляд, заключаются особенности семейного воспитания?

9.Каким образом Вы проводите изучение потребностей родителей в конкретной информации о воспитании и обучении детей?

10.Как часто Вы организуете общение с родителями? (Раз в неделю, в месяц или другое.)

11.И. В каких формах Вы организуете общение с родителями?

12.Какие методы активизации родителей Вы используете?

13.Что вызывает у Вас наибольшие затруднения при организации общения с родителями? (Поиск индивидуального подхода к каждому родителю. Коммуникативные трудности. Выбор оптимальных форм организации общения. Другое.)

14.Какую помощь в организации общения с родителями Вы хотели бы получить? (Конкретные конспекты и сценарии мероприятий с родителями. Информацию о специфике семейного воспитания. Помощь в изучении образовательных потребностей родителей. Другое.)

  Диагностика процесса общения с родителями необходима для выяснения индивидуальных особенностей, достижений и трудностей воспитателей, для оказания им конкретной помощи, а также для формирования у них осознанного отношения к развитию своей профессиональной компетентности в сфере общения с родителями.

  Существуют несколько основных компонентов профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями.

  На каждом занятии формируются установки, знания и умения педагогов. Акцент ставится на тот или иной структурный компонент в зависимости от того, на что направлено содержание занятия.

   Первый компонент, личностный, включает работу, направленную на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями, на формирование установки на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.

Можно рассмотреть две дискуссии:

Первая дискуссия «Общение с родителями: и сложно, и легко» призвана помочь педагогам проанализировать позитивные и негативные тенденции общения с родителями, поразмышлять над их причинами, сформировать установку на открытое доверительное отношение. Педагогам предлагается обсудить сначала все положительные моменты общения с родителями, а затем все отрицательные.   Важно, чтобы каждая позиция была аргументирована и проиллюстрирована примерами. Все позиции заносятся на доску, которая разделена на две части: слева «плюсы», справа «минусы». Например, в качестве «плюсов» могут быть названы обмен информацией о ребенке, общая радость за успехи ребенка, а в качестве «минусов» - претензии родителей, нежелание выслушать совет и т.д. Затем воспитатель предлагает подумать: можно ли преодолеть выделенные трудности и что для этого необходимо? Несколько педагогов выдвигают предложения по преодолению трудностей; при этом принимаются любые, самые невероятные идеи.  Фиксировать их может воспитатель. После этого проводится обсуждение всех выдвинутых идей и отбираются те, которые возможно практически реализовать. Они также фиксируются на доске.

  В конце дискуссии важно подчеркнуть, что многое зависит от педагогов, их отношения к взаимодействию с родителями, умений организовать встречу с родителями, проявить чуткость, внимательность, заинтересованность, доверие к родителям.

 

 Вторая дискуссия названа «Кодекс общения с родителями». Провести ее в форме круглого стола. Цель дискуссии - убедить педагогов в необходимости профессионализма в общении с родителями, сформировать умение конструктивно выстраивать контакт, сдерживать любое проявление негативных эмоций.

  При подготовке к обсуждению можно предложить воспитателям изучить материалы в которых раскрываются особенности подхода к общению с родителями. В процессе дискуссии каждому из педагогов предлагается выделить и доказать одну из позиций кодекса.

Примерный кодекс общения может выглядеть следующим  образом:

1.Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. 2.Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей.

3.Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о  ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

4.Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5.Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6.В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

  Формированию личностного компонента способствуют и занятия психолого- гогического практикума, который предназначен для обучения воспитателей общению друг с другом и с родителями, для развития открытости, доверия, умения воспринимать других (родителей воспитанников) такими, какие они есть.

Тесты, которые помогут развить и направить коммуникативность педагога.

1. « Осознание уровня удовлетворенности в общении с родителями»

Цель: Выяснить степень удовлетворенности воспитателями общением с родителями.

  Педагогам предлагается представить идеального родителя, с которым приятно и

легко общаться. Затем выделить и написать в столбик пять наиболее важных качеств, которыми должен обладать идеальный родитель.

  В воображении необходимо воссоздать образ одного из реальных родителей, с   которым общение выстраивается наиболее легко. Приняв условно выраженность  каждого из пяти качеств за 100%, нужно оценить в процентах степень выраженности  каждого  свойства у этого родителя. Полученные условные проценты необходимо записать слева, напротив каждого качества идеального родителя.

  Затем необходимо воссоздать в воображении образ того родителя, общение с которым  наименее приятно, и аналогичным м провести оценку его качеств, записав их справа.

  Далее педагогам нужно сложить все процентные данные по родителю, который нравится больше других, разделить их на пять, тем самым получив условный средний процент удовлетворенности родителем, общение с которым наиболее приятно. То же самое необходимо сделать в отношении родителя, который нравится менее других. Педагогам предлагается сравнить средние проценты, найти разницу между ними. Чаще бывает так, что средний процент удовлетворенности родителем, который нравится больше других, значительно больше, чем средний процент удовлетворенности от общения с родителем, который нравится менее других. Чем выше полученная разность, тем в большей степени для педагога свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под нее конкретных родителей.

Это если получаемая разница выше 40%.

    После этого воспитателям предлагается выделить качество личности, по которому расхождение индексов наибольшее.

  «Вероятно, именно этому качеству придается особое значение в общении с родителями. Например, таким качеством является желание слушать Ваши советы. Родителями, которые безоговорочно следуют Вашим советам, Вы удовлетворены, другими удовлетворены в меньшей степени. И в процессе общения пытаетесь «подогнать» родителей именно под это качество. Подумайте, не бывает ли так, что родитель, который не соответствует Вашему идеалу, вызывает у Вас раздражение, а отсюда к нему возникает отрицательное отношение. Попробуйте проанализировать, почему тому или иному свойству Вы придаете такое значение. Не связано ли это с собственным эгоцентризмом? Например, с родителем, который во всем соглашается с Вами, общаться проще, такой родитель доставляет меньше отрицательных переживаний. Подумайте, не важнее ли для Вас собственное эмоциональное благополучие, чем переживания по поводу того, что Вам не нравится в родителе».

  Желающие делятся своими наблюдениями. В конце можно ответить на несколько вопросов для себя.

-Зависит ли Ваше общение с родителями от того, как Вы воспринимаете их?

-Проще ли Вам общаться с родителями, обладающими качествами, которые Вы цените в людях?

-Можно ли, по Вашему мнению, изменить ситуацию

2. «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

  Педагогам предлагается разыграть образы родителей. В качестве примера для инсценирования предлагается ряд родительских образов: «рубаха-парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся» и т.д.

  Группа педагогов делится пополам: одни играют роль зрителей (их задача - разгадать образ), другие - актеров (их задача - создать понятный образ). На подготовку актеров отводится 5 минут. Они покидают помещение, а затем по одному возвращаются и демонстрируют заданный образ (1 минута). Зрители при затруднении могут задавать вопросы. В конце зрителями выставляется оценка актерам по 5-бальной шкале. Затем группы меняются ролями. В заключение можно спросить:

-Что было проще - создать образ или угадать его?

-Появились ли у Вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?

-Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

  После выполнения упражнения можно обсудить с педагогами, встречаются ли подобные типажи среди родителей, как выстраивать общение с ними, что помогает и что мешает налаживанию контактов с каждым из родителей, зависит ли успех общения от нашего восприятия партнера, что необходимо для того, чтобы внешние признаки не мешали конструктивному общению. Обобщая, важно подвести педагогов к выводу: в организации общения с родителями важен индивидуальный подход в сочетании с уважением к каждому.

3. «Желаю Вам...»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача - сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей группы. Лучший комплимент - похвала успехов их ребенка: «Ольга Петровна, мне так приятно, что сегодня у Сережи такой замечательный орнамент получился! Сразу видно, что дома Вы основательно позанимались».

  После выполнения упражнения обсуждаются следующие вопросы:

-Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?

-Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

-Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке, а умение педагога найти хорошее качество в каждом ребенке характеризует его как компетентного в глазах родителей.

Занятия, которые условно можно отнести ко второму содержательному компоненту, направлены на формирование у педагогов системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, об особенностях семейного воспитания, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи. Формируя у педагогов знания, можно провести несколько лекций, дискуссий, семинаров.

Темой одной из встреч может стать такая: «Воспитательный потенциал семьи».

Цель - познакомить с особенностями современных семей, с факторами, влияющими на их воспитательный потенциал.

Беседу лучше начать с обсуждения роли семьи в обществе. Педагоги самостоятельно готовят небольшие сообщения об эволюции семьи, кризисе семейных ценностей в обществе, современных типах семьи, опираясь на данные социологии, демографии.

Почти все исследователи сходятся в том, что семья самой природой предана для воспитания детей. Основываясь на работах педагогов, психологов О.М. Айванхов, А.Н. Ганичева, O.JI. Зверева, Т.А. Маркова, А.В. Мудрик, Я. Корчак др.), Вот позиции, которыми определяется воспитательный потенциал семьи.

1.Семейное воспитание основано на эмоциональном, интимном характере отношений, на глубокой, кровной любви родителей  к детям и детей к родителям. 2.Воспитательное воздействие семьи постоянно и длительно. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая или складывается намеренно, или нет. Материальные или духовные предпочтения, забота о членах семьи и посторонних людях или недоброжелательность, постоянные конфликты оказывают значительное, хотя, возможно и не сразу заметное, влияние на становление личности ребенка.

3.Воспитательный процесс в семье не имеет границ. Пренатальная педагогика свидетельствует: процесс воспитания ребенка начинается еще до рождения. Не менее важны и самые первые годы жизни ребенка.

К.Д. Ушинский писал, что «характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, - ложится прочно, становится второй природой человека». Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая каждому человеку особый стиль отношений с людьми.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями? Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить… Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, в...

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВХОДЯТ:личностные качества и установки(личностный компонент)знания(содержательный компонентзнания(содержательный компонент...

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективнос...

Буклет "Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников"

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников.Примерный кодекс общения«Педагог-родитель»•      Всегда стремиться быть в ...

« Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»

         У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармоничес...

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Для того , ...