« Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»
консультация

Войтс Лариса Анатольевна

           У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИЯ – ПЕДАГОГ

« Как стать компетентным

в общении 

с родителями воспитанников»

           У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

           Для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным педагоги, с одной стороны, сохраняют всё лучшее и проверенное временем, с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй

            Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

             Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, какой он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной. Понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нём новые способности. В совместной  деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становиться настоящими партнёрами.

               Трудностей в организации общения с родителями много:

это и не понимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, и отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается  общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющие проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.

                Из чего складывается успех общения?

           Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в родителе  равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Общение будет успешным если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

            Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям.

Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать почувствовать родителям свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников. Всё это приводит нас к пониманию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

                  Давайте разберёмся: что такое, профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? Анализ современных требований в организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, должны сформироваться значимые качества (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательным потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

             В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.  

 

Личностные качества и установки

(личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
  • Установка на доверительное взаимодействие с родителями.
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент)

  • О семье
  • О воспитательном потенциале семьи.
  • Об особенностях семейного воспитания.
  • О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
  • О методах изучения семьи.
  • О современных формах организации общения.
  •  О методах активизации родителей.

Умения и навыки

(деятельный компонент)

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
  • Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
  • Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.

Коммуникативные умения и навыки:

  • устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание;
  •  предвидеть результаты общения, возможные трудности;
  • управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении родителями;
  •  создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;
  • владеть этикетными нормами речи и поведения;
  • организовывать содержательное общение;
  •  осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Вывод: Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Профессиональную компетентность воспитателей в области с родителями  (равно как и в любой другой области) необходимо развивать. Ведь развитие компетентности не может замереть на какой-нибудь одной точке: она либо будет постоянно развиваться, либо начнёт утрачиваться.

И основная нагрузка ложится на старшего воспитателя ДОУ.

   

             Почему же именно методическая работа так значима? С её помощью создаются  условия, помогающие компетентности находиться на достаточно высоком уровне. Эти условия заключаются в следующем:

  • педагогам предоставляется возможность осваивать знания и навыки не только из основной области деятельности, но и из смежных областей, в том числе организация общения с родителями, демография, педиатрия и гигиена, культурология и т.д.;
  • приобретаемые знания и умения должны быть такими, чтобы их можно было непосредственно и немедленно использовать в профессиональной деятельности;
  • педагоги должны осознавать непрочность их компетенции, её зависимость от их собственной заботы, её поддержке.

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЩЕНИИС РОДИТЕЛЯМИ

По методике В. Ф. Ряховского.

Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

 Вопросы

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас её ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребёнке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задаёт Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном  вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтёте ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счёт Вы не приемлите?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов.  «Да» – 2 очка.  «Иногда» - 1 очко.  «Нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются.

Так определяется, к какой категории относится педагог.

30 -32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как  от этого больше всего страдаете Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко.

На Вас трудно положиться в деле, которое коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать с Вами общения. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25 -29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводит Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволит Вам легко находить общий язык с родителями.

19 – 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Вам удаётся достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными»  родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации выбираете тактику «присматривания». Сложности общения  с родителями не пугает Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14 – 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая её. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9 - 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете  грубоваты, фамильярны. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьёзное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность,  уважительно относитесь к людям.

Данный материал собран из  статьи кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики, МПГУ  К. Кротовой

Журнал  «Дошкольное воспитание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей воспитанников старшей группы «Как стать Неболейкой»

Понимая необходимость формирования  в семейном воспитании привычки ведения здорового образа жизни, осознанное понимание родителями  ответственности за свое здоровье и здоровье детей, наш дет...

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями? Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить… Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, в...

Как стать компетентным в работе с родителями воспитанников

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям.Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая ...

Статья из опыта работы: "Валеологическое просвещение и приобщение к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ"

В статье описан опыт работы по внедрению Программы валеологического просвещения и приобщения к ЗОЖ родителей воспитанников ДОУ....

Статья "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников логопедической группы"

В статье раскрыты методы поэтапного взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей- логопатов в логопедической группе в условиях работы по преодолению нарушений речи....

статья "Применение компьютерных технологий во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников"

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных тех...