Статья "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников логопедической группы"
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Карасева Элеонора Алексеевна

В статье раскрыты методы поэтапного взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей- логопатов в логопедической группе в условиях работы по преодолению нарушений речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx14.38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в логопедической группе»

Учитель-логопед Карасева Элеонора Алексеевна «МБДОУ детский сад комбинированного вида № 11»                                          

     Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда в дошкольном учреждении является работа с родителями. Работая,  я пришла к выводу, о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.

    Необходимость сотрудничества родителей с учителем-логопедом возникает в связи с тем, что около половины родителей не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с логопедом. Парадоксально, но порой учителю-логопеду приходится так же и «остужать» родительский энтузиазм как в поиске речевых недостатков у своих детей, так и в чрезмерно активной заботе о накоплении «взрослого» словаря, грамматических конструкций, заучивание сложных по структуре и содержанию стихотворений.

    Организация сотрудничества с родителями проходит несколько стадий. На первой стадии происходит поиск контактов. В это время учителю-логопеду необходимо проявлять высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ним заботиться о полноценном развитии именно их ребенка и свойственно именно их семье условиях. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то ничего не препятствовало естественному ходу ее развития. Учитель-логопед должен корректно, гибко общаться с родителями, обладающим как высоким или средним, так и низким уровнем педагогической компетентности.

     На второй стадии логопед вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, при этом следует подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которыми нужно считаться. На этой стадии работы уже можно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать возможные пути их профилактики, коррекции в ДОУ и семье.           Третья стадия – установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка. От логопеда требуется побудить родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно; не опровергать это мнение, а предложить свои способы воздействия. Результатом такого общения должно стать понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка. На этой стадии учитель-логопед знакомит родителей с доступными для использования в домашних условиях способами качественного решения задач стимуляции речевого развития и коррекции недостатков.

    Четвертая стадия – упрочнение сотрудничества в достижении общей цели. При этом согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят все более развернутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы ее реализации. Учителю-логопеду необходимо предостеречь родителей от чрезмерно ревностного отношения к речевому развитию детей и акцента на нем в ущерб развития других видов детской деятельности. Усиленная нагрузка на молодую, во многом не окрепшую речевую функцию детей, чревата серьезными опасностями. Нужно помнить, что языковые возможности ребенка не велики, он не в состоянии справиться с непосильными требованиями, вследствие чего может произойти своеобразный срыв, приводящий не редко к одному из самых тяжелых речевых нарушений – заикание. Поэтому основу совместной работы родителей и учителя-логопеда должно составлять разумное, чуткое отношение к состоянию, прежде всего самого ребенка и только потом предъявление определенных требований к его речи.

    Пятая стадия – реализация индивидуального подхода. Учитель-логопед не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, касающихся, например, динамики развития отдельных сторон речи детей, спрашивает совета у родителей, и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в первую очередь на закрепление у детей правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития.

    Шестая стадия – совершенствование педагогического сотрудничества, его развития в интересах ребенка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и семье.

    Индивидуализация задач содержания и приемов работы педагога с детьми, персонализация контактов с его близким окружением в совокупности обеспечивают условия и основу для реализации программ профилактической и коррекционной направленности в отношении воспитанников ДОУ.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Конспект открытого интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Посуда».

Предлагается конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда". Материал адресован логопедам, психологам, воспитателям....

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы составлена на основе разработок О.И.Крупенчук. Данная форма заполнения опробирована, очень удобна в работе и по...

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР.

Каждую пятницу вручала по одной теме своим воспитателям для работы на  следующую неделю  со всей группой. Они завели себе папочку взаимосвязи логопеда и воспитателя и вкладывали эти таблицы ...

Опыт работы учителя-логопеда по ознакомлению родителей с логопедической диагностикой и содержанием образовательной программы ребёнка.

Материал представляет собой "бумажный" вариант ознакомления родителей с логопедической диагностикой ребёнка на начало года. и содержанием предстоящего (перспективного) обучающего маршрута. В...

Мастер - класс для родителей воспитанников логопедической группы. Тема: "Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе"

Научить родителей различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи....