ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ «ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»
статья (старшая группа)

Трофимова Мария Сергеевна

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trofimova.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

«ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

        «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»            

                                                                                           В.А. Сухомлинский

        В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.  

В связи с этим целью педагогического коллектива является организация              взаимодействия с родителями и вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Основные задачи:        

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 

              Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей,  от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

         Как заинтересовать родителей в совместной работе?  

         Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающая взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

 Ведущая цель взаимодействия детского сада и семьи - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности  родителей в области воспитания.

Работа нашего детского сада направлена на то, чтобы родителей сделать субъектами образовательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнеров.

С этой целью мы выстроили определенную систему взаимодействия с родителями:

  • Это, прежде всего,  собрания, посвященные различным темам развития и воспитания детей.
  • В родительских уголках имеются рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию, физическому, речевому и психологическому развитию, обучению детей правилам безопасного поведения и многие другие.
  • Осуществляется индивидуальное консультирование родителей.
  • Анкетирование.

        Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.  И нашу первую встречу,  провели в нетрадиционной форме.  Назвали – семейный вечер «Будем знакомы» более тщательно и длительно  готовились, ведь успех семейного вечера во многом обеспечивался его подготовкой. Начинался, он с приветствия,  чтобы  каждый  родитель  почувствовал  себя  раскованно  и свободно  в нашем  коллективе,  вечер проводился  в  игровой  форме:  Было проведено ряд игр:   «Давай познакомимся и, будем дружить»  все встали в круг рассказали и  представили  свою  семью  и  своего  ребенка;   «Солнечные лучики»,  «Цветок  радости», «Зайчишка - хвастунишка»,  «Волшебная  шкатулка»,   «В гостях  у  сказки».

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать  теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм отнесены проведение таких совместных праздников и досугов в группе.

Родители принимают активное участие в развлечениях и соревнованиях. Ежегодно воспитанники ДОУ принимают активное участие в мероприятиях:  

- «Мамочка милая мама моя», мероприятие посвященное дню матери. Дети вместе с педагогами  оформили   выставку  «Наши любимые»,  рассказывали стихи, пели песни, показывали спектакль о глупом мышонке, мамы играли вместе с детьми в игры.

- «Есть  такая  профессия – Родину  защищать», проходило накануне праздника «День защитника Отечества».  Детей  знакомили с представителями  военных профессий, на  нашей встречи присутствовали курсанты Военно-медицинской Академии имени С.М. Кирова, рассказывали о своей службе, о выборе профессии военного врача, и о том, какими чертами характера должны обладать настоящие мужчины. Дети вмести с курсантами и папами проходили курс молодого бойца. Участвовали в разных эстафетах, конкурсах. Каждый был награжден медалью.

 «Мама, папа, я - дружная семья». На семейном вечере принимали участие семьи, которые участвовали в конкурсах.  Первый конкурс  проходил на лучшую картину, созданную нетрадиционным способом рисования детскими ладошками. Участники создавали свои картины – победителей не было, т.к. каждое творение было достойно похвалы и награды. Также родители и дети соревновались в умении отгадывать загадки, составлять  пословицы о семье из отдельных слов. Каждая семья демонстрировала свои творческие способности и умения: пели частушки, узнавали  голос своего ребенка. В завершении праздника    поздравили  многодетную семью и вручали подарок книгу « Большая медицинская энциклопедия».

Каждая семья выпустила стенгазету  «Моя семья»  каждый ребенок знакомил со своей семьей. В конце праздника был организован сладкий стол мамами, и каждая мама делилась рецептом. Рецептов было много, и связи с этим распечатали и создали кулинарную книгу.

- «Крещенские посиделки»  одной из форм взаимодействия стало, знакомство родителей с традициями и проведением новогодних праздников - нового года, рождества и святок. Дети вместе с родителями пели колядки, гадали.

- «Знакомство с интересными людьми» При встречи с детским писателем Михаилом Давидовичем Ясновым, дети познакомились с творчеством поэта. Встреча была организована благодаря родителям ребенка. Михаил Давидович читал свои стихи, беседовал с детьми, отвечал на вопросы,  представил новую книгу и вместе с детьми вспомнил стихи из самой известной своей книги  «Чучело – Мяучело». В конце дети выражали гостю свою благодарность за интересный рассказ, преподнесли подарок. Гость благодарил детей за теплый прием, внимание и вручил свой подарок книгу «Чучело – Мяучило»

- Презентация к 70-летию Победы. Привлечение родителей и детей  к изучению  городов-героев и представлению собранной информации в виде рассказов.

        При подготовке к празднованию  70-летия  со дня  Великой  Победы  мы  рассказывали детям  о героизме  и мужестве  защитников,  проявленные в Великой Отечественной  войне 1941 – 1945г,  о  наградах,  о  подвигах  отдельных  детей  и  взрослых.  В процессе  бесед  дети  очень заинтересовались  разными  городами – героями  и  с  удовольствием  рассматривали  фотографии  и  открытки. В ходе  круглого  стола  родителям  было  предложено   на выбор  несколько  городов. После  чего  родителями и детьми велась  поисковая  работа  по  подбору  иллюстративного  материала и информации об основных памятниках данного  города. Наиболее  приемлемым  методом  представления  информации  стала  демонстрация  презентации  и  рассказ о выбранном  городе – герое  родителями совместно  с  детьми. Работа  по  ознакомлению  детей  с  городами – героями «Ленинград», «Москва», «Киев», «Севастополь», «Волгоград»  велась  на  протяжении  5  дней.

        Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Список литературы:        

1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.  М.: «Сферв», 2012

2. Кыласова Л.Е.,Ротарь Н.В., Карцева Т.В., Фролова Н.Г. Родительские собрания. В: «Учитель»2013

3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ.  М.: «Аркти», 2005

4. Евдокимова Е., Додокина Н., Кудрявцева Н. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. Мозаика – Синтез. 2009

5. Шитова Е. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет. Учитель. 2016

Приложение №1

Сценарий праздничного  мероприятия  "Крещенские посиделки"

  Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Но современные  дети  мало знают о традициях русского народа,  празднования  Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и Поколений. Так же, как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания, гадания. Приобщать детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через  социально-коммуникативное  развитие можно с помощью  игр, бесед, но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.   Поэтому и  возникла идея в  проведении праздничного гуляния "Крещенские  посиделки" силами педагогов и ребят.

     Цель мероприятия:  Приобщать детей  и родителей  к истокам  русской народной культуры.

Задачи  мероприятия:

1.  Познакомить детей и родителей с историей возникновения и  значения праздника Рождества Христова;

2.  Воспитывать у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

3. Воспитывать у детей доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле;

4.  Сформировать представление о рождестве, рождественских святках, колядках;

5.  Активизировать речь детей через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки;

6.   Познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Колядки»;

7.  Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;

8.   Учить вживаться в игровую ситуацию, воссоздавать нужные образы;

9.  Развивать творческое воображение

Оборудование:  

  • Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косоворотки, фуражки, маски  животных;
  • Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки;
  • Рождественская  звезда;
  • Рождественский  вертеп;
  • Новогодняя  елка с игрушками, сделанными руками детей и родителей;
  • Красный  угол  избы;
  • Атрибуты: мешок для угощения и для  гадания; куклы би-ба-бо, ширма;
  • Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских народных  песен

Ход  мероприятия:

1. Организационный  момент:

   Звучит русская народная мелодия . Приветствие  детей,  одетых в  костюмы.

2. Основной  момент:

Ведущий:

Наступило Рождество –

Долго ждали мы его,

Святки празднует народ:

Веселится и поёт.

Веселится, стар и млад,

Кто на посиделки к нам попал!

(показ  презентации "Новый год, Рождество и Святки")

      Однажды ночью по пыльной палестинской дороге шла семья - молодая женщина Мария с мужем Иосифом. И пришли они в город Вифлеем. Путники очень устали и хотели здесь отдохнуть, но мест в гостинице не оказалось. И тогда им пришлось заночевать в пещере, где жили животные хозяина гостиницы: овцы, коровы, поросята, пес, лошадка. Мария с Иосифом согласились. И вот свершилось чудо - родился Господь! Мария его спеленала и положила в ясли.
Он родился не в палатах и не в каменных домах,
Он родился в бедной хате и сейчас лежит в яслях.
Давайте петь и танцевать, Христа рожденье прославлять!


      Ведущий. Первыми увидели рождение Христа ангелы, спустившиеся с небес, маленькие детки с крылышками - посланники и слуги Бога.
Я - Ангел Божий, к вам прилетел,

 Я так на праздник попасть к вам хотел.
Я прилетел Христа прославить.

И вас с Рождеством поздравить!
Я спустился с голубых небес, чтоб поздравить с праздником ВСЕХ! 
            Рождественская ночь - самая волшебная, сказочная ночь, и сейчас я расскажу вам сказку. Жила в лесу маленькая ёлочка. Однажды ночью она увидела на небе яркую звезду, которой раньше не было. «У кого же спросить? » - подумала ёлочка. Вдруг перед ней встал ангел. Он рассказал ёлочке, что ночью родился Христос, и поэтому на небе зажглась такая яркая звезда! Ах, как обрадовалась ёлочка! И она рассказала эту новость всем живущим в лесу зверям: белочкам, ёжикам, зайчикам, серому волку, медведю. Звери со всех ног побежали посмотреть на маленького Иисуса. А ёлочка… так и осталась стоять в лесу. Она не умела ходить! И она горько заплакала! Тогда ангел явился вновь и сказал: - «За то, что ты не смогла пойти на день рождение к Иисусу, с этого дня, люди будут сами брать тебя в дом, украшать красивыми игрушками, а на макушку тебе будут надевать яркую, Рождественскую звезду! » Вот так и повелось. Люди наряжают ёлку у себя в доме на Рождество и Новый Год! И у нас в садике тоже очень нарядная ёлка! Игрушки сделаны руками детей и родителей.

         С Рождества до крещения проходит святочные дни. В эти дни люди колядуют, гадают, наряжаются и поют песни. И сегодня мы с вами собрались на крещенские посиделки.  Дети приготовили стихи, которые  они  сейчас  расскажут.

Саша

- В этот зимний вечёрок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Кристина

- Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы – сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И  хозяйки  за  столом.

Посиделки тут у нас.

В этот день и в этот  час.

Дима

- Мы сюда позвали вас,

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься,

Будем вечер коротать,

Дружно песню запевать.

Песня "Новый год , Рождество и Святки"

 Ведущий :

Когда-то наши  прадедушки

Ну а с ними прабабушки

Приходили на весёлые Святки

Песни пели всем миром, да говорили загадки.

А что такое Святки?

Лера

- Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

Наряжались и шутили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!

Ведущий:  С Рождества начинаются Святки – сплошные праздники, которые длились  до 18 января. Юноши и девушки жгли костры, катались на санках и,  конечно же, колядовали. Колядующие были ряжеными. Они прятали свои лица под масками животных ( медведь, коза, петух), под масками разной нечисти  (черти, ведьмы). Ряженые приходили в дом, пели песни ( колядки), желали хозяевам благополучия, здоровья, достатка в доме.

(Ребенок  читает  стихотворение и приглашает  всех  колядовать)

Максим

- Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой угощайте!

Ведущий и дети поют: "Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!"

(Далее  дети поют "Маленький Юньчик")

Ведущий играет  с  детьми: - А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее – кем вы станете, когда вырастите. ((Художник, певец, моряк, футболист, повар, продавец, клоун, швея, милиционер, доктор, космонавт, почтальон, летчик)

Ведущий:  -Поиграем в известную игру  "Золотые  ворота".

Ведущий: Дети наши погадали и свою судьбу  узнали, теперь ваша очередь, уважаемые  родители.  (проводит гадание для родителей  "Волшебный мешочек")

- В волшебном  мешочке лежат  разные предметы, ваша задача выбрать закрытыми глазами один  предмет. По  нему мы и узнаем  что вас  ждет.

- Мечты реальны, так давай мечтать

Ты что угодно можешь рисовать

Богатство, дом, любовь и кошелёк

Возьми волшебный карандашик-уголёк

Что нарисуешь им – то сбудется всегда

На Новый год сбывается мечта!  (карандаш)

- Удача ждёт тебя на Новый год

Он радость, счастье тебе принесёт

Но чтоб удача у тебя жила

Приклеить надо к ней себя! (клей)

- У вас есть что-то, что мешает жить?

Тогда вам надо это удалить!

Вот ластик, он стирает всё,

Мы в Новый год возьмём его!

Пускай сотрёт весь негатив!

Пусть Новый год у нас будет счастлив! (ластик)

-ОЙ! Что-то в жизни твоей грядёт

И  счастье, конечно, к тебе  придёт

Но  чтобы покрепче его удержать

Пусть скрепки в том будут тебе помогать!  (скрепки)        

- В 2016 году тебя ждет много острых ощущений. Скорее, маленьких, чем больших. (кнопки)

- Вы  баловни  судьбы

А значит

Вас  ждут  успехи и удачи

Свои  удачи  отмечая

Побольше  запасите  чая!  (пакетик чая)

-Судьба  позолотит вам  ручку

Пошлет солидную  получку

Или  подкинет  кошелек

И  это все в ближайший срок!  (монета)

- У  вас  друзей  знакомых море

И все  нагрянут  в гости  вскоре

Готовьте чай  и угощение

Вот  для  начала вам  печенье!

-Чтоб  записать куда ушла получка

Вам  пригодится эта  авторучка!

- Любовь украсит ваши дни, и станут яркими они. (сердечко)

 -Ленточка далеко растелится, ждет Вас путешествие .

-  Вата кому достанется - легкая жизнь достанется .

- Пуговица кому попадется – обновкой обернется.         

-  Зернышко! мышь по горошине бежит, каравай в дом тащит.

В том доме достаток будет, благополучие.

-  Конфетка. Лучше нету радости для ребят, чем сладости

Вытащил конфетку –будет сладко вашим деткам .

Ведущий:  -Сейчас  мы с вами  поиграем в веселую игру "Бубен".  Дети и  взрослые  стоят в кругу, передают бубен со словами:

"Ты катись, веселый бубен,

Дальше, дальше по рукам,

У кого в руках он будет,

Тот  сейчас и спляшет  нам".

Ведущий:  -  Ребята, вы и колядовали, и песни пели,  и  гадали, и в народные  игры играли.  Хозяйка нашей  избы  угощает вас  чудесным  пирогом и  предлагает загадать желание и задуть дружно свечи. 

(Дети встают вокруг хозяйки, загадывают желания, задувают свечи).

Все  дети:  

- Наш пирог высоконький,

Наш пирог широконький,

Наш пирог мягошенький –

Режь да ешь!

Ведущий:  - Ну, вот и закончились наши  крещенские  посиделки. Мы  говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание партнёрских отношений с семьями воспитанников через внедрение эффективных форм работы с родителями (законными представителями)

Сотрудничество семьи и ДО является залогом успешного развития детей.Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям...

«Родительский клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду»

В 2018 году на родительском собрании  я предложила организовать родительский клуб «Здоровая семья - здоровый ребенок». Родители  активно поддержали этот проект. Главной идеей соз...

Детско - родительский клуб. как одна из самых эффективных форм работы с родителями.

В основе  взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, на...