Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в развитии речи детей с ОНР»
консультация

Абдулова Нина Владимировна

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, американскими боевиками - всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_konsultatsiya.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в развитии речи детей с ОНР»

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, американскими боевиками - всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.

Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

ОНР – такая форма речевой аномалии, при которой у ребёнка оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

Словарный запас дошкольников с ОНР к шести годам значительно наполнен, однако по-прежнему отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, подъезд, затылок, грива);

- слов, имеющих абстрактное значение;

-обобщение по родовым понятиям.

Таким образом, мы видим, что у детей с ОНР выражена ограниченность словарного запаса, что затрудняет процесс развития связной речи. Так как одной из задач ОУ является подготовка детей к школе, то таким детям необходимо уделять большее внимание развитию, пополнению, уточнению и активизации словаря, без которого невозможно развитие связной речи.

В формировании речи детей пример родителей имеет особенно большое значение. Ребенок подражает близким людям, иногда точно копируя даже интонации. Поэтому родители должны особенно тщательно следить за своей речью.

Хорошо развитая речь способствует формированию у детей навыков жизни в коллективе: умения договариваться друг с другом, разрешать возникающие перед ними затруднения, обмениваться мыслями, выражать сочувствие или неодобрение.

Правильно называя то, что видят и слышат дети, дети познают окружающую действительность. В разговорах с взрослыми ребенок удовлетворяет свою любознательность. Чем лучше и свободнее говорит ребенок, тем легче он приобретает новые знания и умения и, значит, тем успешнее он будет учиться в школе.

Расширение словаря детей осуществляется не только посредством механического заучивания новых слов. Родители должны помочь ребенку понять сущность того, что слово выражает, научить его пользоваться словом в общении с окружающими.

Наиболее доступной для организации, а семье и эффективной формой развития речи ребенка является беседа. В процессе беседы со взрослыми дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично выражать свои мысли, приобретают навык регулировать громкость и тон голоса.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря взрослого можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катеньха, убери чашечку со стола и т. п.}, засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит, в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т. е. неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав?).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи взрослого.

УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ,

РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ:

1. Развитие ассоциаций.

Говорим ребенку по 1 слову и просим назвать в ответ первое слово, которое вспомнит (пришло в голову)

Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, заяц, смелость, цвет.

Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий,

деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, летящий.

Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему ты вспомнил именно это слово?

2. Классификация предметов по картинкам.

Предлагаются картинки, и дается задание разложить их на 2 группы

(критерий классификации не называется).

3. Игра «Найди лишний предмет»

 Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы.

Ребенок показывает (убирает) «лишнюю» картинку и объясняет, почему убрал именно ее.

4. Игра «Назови лишнее слово»

- Среди имен существительных

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

- Среди имен прилагательных

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Желтый, красный, сильный, зелёный;

- Среди глаголов

Думать, ехать, размышлять, соображать;

Бросился, слушал, ринулся, помчался;

Ненавидеть, презирать, наказывать;

5. Объяснить, чем отличаются предметы (с использованием картинок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

В консультации материал по использованию фольклора в работе с детьми раннего возраста....

Консультация для родителей на тему "Роль родителей в развитии речи детей".

Если родитель часто общается с малышом, играет с ним, читает ему, учит стихи, то у ребенка речь развивается правильно и своевременно....

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в развитии речи детей».

В современном мире большинство людей общаются посредством гаджетов. Дети с малых лет уже сидят в смартфонах. Из-за нехватки "живого" общения речь детей развивается несвоевременно, не по возр...

Консультация для родителей на тему "Роль родителей в развити речи детей"

Роль родителей в развитии речи детей очень велика и  важна. В семье появился малыш. Всем родным хочется, чтобы он вырос самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Н...

Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился больших успехов в жизни, состоялся как личность, чувствовал себя свободно, уверенно.Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии реб...