Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами игры
консультация (старшая группа)
Ставиться задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей):
- интереса к труду взрослых
- желания трудиться
- воспитания навыков элементарной трудовой деятельности
- трудолюбия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Посыпкина Т.П., воспитатель
ГБДОУ детский сад №29 Василеостровского района
Г. Санкт-Петербурга
Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами игры
В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми. При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, Важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Ставиться задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей):
- интереса к труду взрослых
- желания трудиться
- воспитания навыков элементарной трудовой деятельности
- трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность.
В старшей группе детского сада программой определяются следующие задачи трудового воспитания:
Расширять представления детей о труде взрослых.
- Показывать общественную значимость результатов труда.
- Учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека.
- Систематизировать знание о труде в разное время года.
- Рассказывать о профессиях.
- Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
- Знакомить, детей с трудом людей творческих профессий.
- Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты и т.д.
- Объяснять, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на свои потребности.
Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
- Учить детей доводить начатое дело до конца.
- Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
- Формировать ответственность за выполнение трудового поручения.
- Учить детей наиболее экономным приемам работы.
- Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
- Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
- Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.
- Продолжать формировать навыки самообслуживания.
- Продолжать формировать навыки хозяйственно-бытового труда.
- Продолжать формировать навыки труда в природе. Развивать навыки ручного труда.
II. Опыт работы педагогов по воспитанию по воспитанию трудолюбия у детей
2.1. Изучение опыта работы педагогов старшей группы ДОУ № 21
Наблюдение проводилось в направлении деятельности педагогов старшей группы по расширению представления детей о труде взрослых.
Обобщая данные проведенного наблюдения можно отметить, что детские представления о труде взрослых педагоги формируют на основе знакомства с азами экономики, ознакомлением с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей.
Широко используется опосредованное знакомство детей с трудом взрослых, через рассказы, беседы, чтение детских книг. Воспитатели обучают детей строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса. Используют вариативные модели трудового процесса.
Для упражнения детей в установлении связей между компонентами трудового процесса воспитатели с успехом используют: стержень с вращающимися кубиками с картинками, такая же пирамида, но только со схематичным изображением, полоска бумаги, разделенная на пять частей и кружки - фишки, рука человека, где пальцы - это та же модель.
Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге с взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений. Мы отметили, что особенно интересны детям таинственные чертежи-схемы трудовых процессов, детали каких-то технических устройств. Разгадывая загадки, заключенные в этих предметах, дети испытывают радость открытия и познания. Педагоги используют такой прием, как фотографирование того, что видят с детьми на экскурсиях, того, что дети видят вокруг. Это дает возможность воспитателям использовать фотографии для дальнейшего конструирования педагогического процесса по методу проектов. Так и было с проектом "Профессии любимого города". Мы долго рассматривали с детьми фотографии, где изображены строящиеся объекты, магазины, театр, набережная, улицы. Так же родители воспитанников приносили свои фото с места своей работы и рассказом о своей профессии. У педагогов и детей возникло желание объединить имеющиеся макеты и сконструировать недостающее, чтобы получился наш необыкновенный город с достопримечательностями. По ходу дела дети узнали, люди каких профессий необходимы нашему городу именно сейчас. Педагоги развернули палитру разнообразных видов детской деятельности: конструирование, макетирование, изучение литературы, рисование, коллекционирование. Это был наиболее ценный опыт, полученный нами за время наблюдения.
Хорошо организовано руководство воспитателями деятельностью детей по методу игра-труд, дети имеют в свободном пользовании широкий набор материалов и настоящих инструментов, получают возможность изготовлять игрушки и атрибуты, необходимые для реализации игрового замысла, реализовывать проекты. Таким образом, метод проекта представляет взаимосвязанную цепочку воспитательных дел, образовательных ситуаций, интегрирующих разные виды детской деятельности, объединенные единой целью.
Педагоги тесно сотрудничают с родителями детей, приглашают родителей для рассказа о своей профессии в группу, заранее договариваясь о примерном содержании беседы, педагог советует что принести, показать. Просит родителей познакомить детей с бюджетом семьи, ее доходами и расходами, так как деньги - результат труда, определяют достаток семьи и материальное благополучие.
Яркие впечатления, полученные в процессе проектной деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира наших детей.
Развитию познавательной активности способствуют дидактические игры типа: «Чудесный мешочек», «Отгадай профессию», «Что изменилось», игры путешествия «Школа», «Магазин» и др. Они позволяют в игровой форме закрепить и упорядочить представления детей об окружающих предметах и явлениях (упражнять в узнаваний, различении, назывании предметов и их свойств, сопоставлять, сравнивать, группировать предметы по общим свойствам и т.д.), совершенствовать практические ориентировки, умение использовать имеющиеся знания. В ряде случаев дидактические игры служат средством контроля за состоянием усвоения детьми трудовых умений и навыков.
При ознакомлении с трудом взрослых с успехом используются разные варианты дидактических игр «Магазин» (овощной, продуктовый, промтоварный, посудо-хозяйственный), «Выставка» (овощей и фруктов, игрушек и предметов из разных материалов и разного назначения, картин). Игра «Кто больше знает и умеет» знакомит с трудом взрослых, с транспортом и т.д. Так, в игре «Выставка» дети закрепляют знания об игрушках и предметах домашнего обихода (о точном названии, материале, из которого сделаны, назначении).
В зависимости от воспитательно-образовательных задач и этапа обучения педагог решает, когда целесообразно проводить дидактические игры и упражнения как самостоятельные виды занятия, а когда использовать их как составные части.
Одной из важных составляющих в методике воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста мы считаем комплексные занятия, дидактические игры, экскурсии, игры-путешествия, встречи с интересными людьми, образовательные ситуации и др. Каждая тема комплексных занятий предполагала решение задач познавательного, речевого, нравственного развития личности дошкольника. На занятиях предусматривалось участие ребенка в различных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой, трудовой и др. Углублению и закреплению знаний, представлений у старших дошкольников, способствовали дидактические игры. Ценность дидактических игр заключается в том, что в ней задания даются в виде загадки, вопроса, предложения, но в тоже время решается та или иная обучающая задача. Решаемые в игре познавательные задачи способствовали формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Дидактические игры были направлены на закрепление знаний о труде взрослых, об инструментах труда, о способах и последовательности выполнения трудовых действий («Выбирай профессию», «Помоги Буратино», «Что сначала, что потом», «Отгадай профессию» и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-566083-1421557073.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-566083-1421557073.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-709135-1447591469.jpg)
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами игры
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет теорию и практику в области экологического воспитания и организации различных игр в условиях введения Федеральных государственных...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/27/picture-815514-1661620463.jpg)
дипломная работа на тему " Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
в дипломной работе отражен опыт по созданию художествеенно - эстетических условий для развития детей в соответствии ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-1058644-1578971127.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-1252930-1637170686.jpg)
"Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста"
В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/05/picture-629186-1430844832.jpg)
Родительское собрание «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания "Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста" будет полезен и интересен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....