Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами игры
консультация (старшая группа)

Ставиться задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей): 

  • интереса к труду взрослых
  • желания трудиться
  • воспитания навыков элементарной трудовой деятельности
  • трудолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_posypkina_t.p.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Посыпкина Т.П., воспитатель

ГБДОУ детский сад №29 Василеостровского района

Г. Санкт-Петербурга

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами игры

        В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми. При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, Важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставиться задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей): 

  • интереса к труду взрослых
  • желания трудиться
  • воспитания навыков элементарной трудовой деятельности
  • трудолюбия.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
             В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.
            Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. 
В старшей группе детского сада программой определяются следующие задачи трудового воспитания:
Расширять представления детей о труде взрослых. 

  • Показывать общественную значимость результатов труда. 
  •  Учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека.
  • Систематизировать знание о труде в разное время года. 
  • Рассказывать о профессиях. 
  • Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника. 
  • Знакомить, детей с трудом людей творческих профессий. 
  • Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты и т.д. 
  • Объяснять, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на свои потребности. 

Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. 

  • Учить детей доводить начатое дело до конца. 
  • Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. 
  • Формировать ответственность за выполнение трудового поручения. 
  • Учить детей наиболее экономным приемам работы. 
  • Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
  • Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
  • Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности. 
  • Продолжать формировать навыки самообслуживания.
  • Продолжать формировать навыки хозяйственно-бытового труда.
  • Продолжать формировать навыки труда в природе. Развивать навыки ручного труда.

II. Опыт работы педагогов по воспитанию по воспитанию трудолюбия у детей


         2.1. Изучение опыта работы педагогов старшей группы ДОУ № 21
Наблюдение проводилось в направлении деятельности педагогов старшей группы по расширению представления детей о труде взрослых.
Обобщая данные проведенного наблюдения можно отметить, что детские представления о труде взрослых педагоги формируют на основе знакомства с азами экономики, ознакомлением с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей.
          Широко используется опосредованное знакомство детей с трудом взрослых, через рассказы, беседы, чтение детских книг. Воспитатели обучают детей строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса. Используют вариативные модели трудового процесса. 
           Для упражнения детей в установлении связей между компонентами трудового процесса воспитатели с успехом используют: стержень с вращающимися кубиками с картинками, такая же пирамида, но только со схематичным изображением, полоска бумаги, разделенная на пять частей и кружки - фишки, рука человека, где пальцы - это та же модель.
Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге с взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений. Мы отметили, что особенно интересны детям таинственные чертежи-схемы трудовых процессов, детали каких-то технических устройств. Разгадывая загадки, заключенные в этих предметах, дети испытывают радость открытия и познания. Педагоги используют такой прием, как фотографирование того, что видят с детьми на экскурсиях, того, что дети видят вокруг. Это дает возможность воспитателям использовать фотографии для дальнейшего конструирования педагогического процесса по методу проектов. Так и было с проектом "Профессии любимого города". Мы долго рассматривали с детьми фотографии, где изображены строящиеся объекты, магазины, театр, набережная, улицы. Так же родители воспитанников приносили свои фото с места своей работы и рассказом о своей профессии. У педагогов и детей возникло желание объединить имеющиеся макеты и сконструировать недостающее, чтобы получился наш необыкновенный город с достопримечательностями. По ходу дела дети узнали, люди каких профессий необходимы нашему городу именно сейчас. Педагоги развернули палитру разнообразных видов детской деятельности: конструирование, макетирование, изучение литературы, рисование, коллекционирование. Это был наиболее ценный опыт, полученный нами за время наблюдения.
      Хорошо организовано руководство воспитателями деятельностью детей по методу игра-труд, дети имеют в свободном пользовании широкий набор материалов и настоящих инструментов, получают возможность изготовлять игрушки и атрибуты, необходимые для реализации игрового замысла, реализовывать проекты. Таким образом, метод проекта представляет взаимосвязанную цепочку воспитательных дел, образовательных ситуаций, интегрирующих разные виды детской деятельности, объединенные единой целью.
       Педагоги тесно сотрудничают с родителями детей, приглашают родителей для рассказа о своей профессии в группу, заранее договариваясь о примерном содержании беседы, педагог советует что принести, показать. Просит родителей познакомить детей с бюджетом семьи, ее доходами и расходами, так как деньги - результат труда, определяют достаток семьи и материальное благополучие. 
       Яркие впечатления, полученные в процессе проектной деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира наших детей. 

       Развитию познавательной активности способствуют дидактические игры типа: «Чудесный мешочек», «Отгадай профессию», «Что изменилось», игры путешествия «Школа», «Магазин» и др. Они позволяют в игровой форме закрепить и упорядочить представления детей об окружающих предметах и явлениях (упражнять в узнаваний, различении, назывании предметов и их свойств, сопоставлять, сравнивать, группировать предметы по общим свойствам и т.д.), совершенствовать практические ориентировки, умение использовать имеющиеся знания. В ряде случаев дидактические игры служат средством контроля за состоянием усвоения детьми трудовых умений и навыков.

       При ознакомлении с трудом взрослых с успехом используются разные варианты дидактических игр «Магазин» (овощной, продуктовый, промтоварный, посудо-хозяйственный), «Выставка» (овощей и фруктов, игрушек и предметов из разных материалов и разного назначения, картин). Игра «Кто больше знает и умеет» знакомит с трудом взрослых, с транспортом и т.д. Так, в игре «Выставка» дети закрепляют знания об игрушках и предметах домашнего обихода (о точном названии, материале, из которого сделаны, назначении).

            В зависимости от воспитательно-образовательных задач и этапа обучения педагог решает, когда целесообразно проводить дидактические игры и упражнения как самостоятельные виды занятия, а когда использовать их как составные части.

          Одной из важных составляющих в методике воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста мы считаем комплексные занятия, дидактические игры, экскурсии, игры-путешествия, встречи с интересными людьми, образовательные ситуации и др. Каждая тема комплексных занятий предполагала решение задач познавательного, речевого, нравственного развития личности дошкольника. На занятиях предусматривалось участие ребенка в различных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой, трудовой и др. Углублению и закреплению знаний, представлений у старших дошкольников, способствовали дидактические игры. Ценность дидактических игр заключается в том, что в ней задания даются в виде загадки, вопроса, предложения, но в тоже время решается та или иная обучающая задача. Решаемые в игре познавательные задачи способствовали формированию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Дидактические игры были направлены на закрепление знаний о труде взрослых, об инструментах труда, о способах и последовательности выполнения трудовых действий («Выбирай профессию», «Помоги Буратино», «Что сначала, что потом», «Отгадай профессию» и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет теорию и практику в области экологического воспитания и организации различных игр в условиях введения Федеральных государственных...

дипломная работа на тему " Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

в  дипломной  работе  отражен  опыт  по  созданию  художествеенно -  эстетических  условий  для  развития  детей  в  соответствии ...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеч...

"Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...

Родительское собрание «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».

Конспект родительского собрания "Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста" будет полезен и интересен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....