Психологические особенности медлительных детей
консультация (старшая группа)

Русских Вера Ивановна

Консультация для родителей об особенностях медлительного ребенка и правильной организации его жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_medlitelnyh_detyah_roditelyam.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Психологические особенности медлительных детей.


Чем отличаются медлительные дети от подвижных?
Такой вопрос кажется излишним - ведь сразу же видно, кто быстрый, подвижный, а кто - "копуша"! И на первый взгляд кажется ясным, что нужно делать с медлительными - торопить, подгонять, ставить в пример подвижных.

Нет, все не так просто. Во-первых, при низкой подвижности дело не только в медлительности движений и умственной деятельности - тут возникают качественные отличия в работе мозга, а значит, и в ходе обучения. Во-вторых, торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как торопят его постоянно (т. е. ставят в стрессовую ситуацию), то появляется и опасность невротизации.

Поэтому нужно внимательнее познакомиться с особенностями медлительных детей - только тогда можно будет понять, как помочь им.

Представьте себе, как это выглядит в жизни, когда четверо детей в группе тратят на мытье рук 5 минут и больше, а остальные 1,5-2,5 минуты; когда эти четверо еле справляются с едой за 25 минут, а основная масса детей - за 12-17 минут.

Вот сцена, повторяющаяся не раз в течение дня. Дети подготовительной группы детского сада (6-6,5 лет) одеваются перед прогулкой. Кому на это нужно пять минут, кому немного больше, но вот все готовы и топчутся в ожидании Иры, Оли, Толика и Маши - они находятся на разных стадиях натягивания рейтуз. Воспитательница нервничает, кому-то помогает, на кого-то ворчит. Ее можно понять: в это время одетые дети толкаются, трое мальчиков затеяли драку, две девочки хнычут, что им жарко. Настроение у всех испорчено, но больше всего у этих медлительных; их и торопили, их и бранили, и дразнили, но дело-то лучше не пошло.

Конечно, и взрослым людям(родителям и педагогам) часто трудно сдержать раздражение в подобных ситуациях, особенно, если они сами принадлежат к подвижному типу. Нельзя, однако, забывать, что окрики, выговоры, наказания за то, что ребенок "не хочет пошевелиться", "копается, назло" и даже просто постоянные напоминания: "побыстрее, побыстрее!", "ты можешь поживее?" приводят только к дальнейшему углублению торможения.

Особое значение имеет характер воспитательных воздействий в тех случаях, когда инертность (низкая подвижность) нервных процессов проявляется как природная черта нервной деятельности ребенка. Здесь отсутствие условий для тренировки свойства подвижности приводит к углублению его дефицита.  ПРИМЕР: мальчик Коля, который воспитывался дома, был окружен большим вниманием и заботой. Обычно с ребенком занимались бабушка и няня спокойными играми, чтением; с другими детьми ему не разрешалось общаться из боязни инфекций и дурного влияния, гулял он только за руку с няней или бабушкой. Коля с раннего детства отличался некоторой медлительностью, резко выраженным внешним торможением (от него нельзя было добиться слова при постороннем человеке, резко затормаживался при всяком неожиданном зрительном; или звуковом воздействии).
Все это приняло очень тяжелую форму, когда Толя поступил в школу.
Новая обстановка, новые лица, окружение чрезвычайно обострили проявления инертности: все открыли тетрадки, а он лишь достает свою, когда он, наконец, открыл тетрадь и взял ручку, остальные успели написать несколько букв - он терялся и не знал, что ему делать. Когда к нему обращалась учительница, он "столбенел" - стоял молча, затем начинал плакать.
Позже присоединились невротические симптомы: утром не мог есть, появились рвоты, всю дорогу до школы плакал. Дома, в привычной обстановке, маме и бабушке хорошо отвечал уроки, проявлял сообразительность и любознательность. Мальчик с трудом перешел во 2-й класс и на втором году в какой-то мере стал преодолевать свою заторможенность, входить в контакт с детьми.

Подобные случаи не так уж редки и поэтому хочется обратить на них внимание родителей и педагогов. Инертный ребенок, поставленный в условия чрезмерной опеки, оказывается в дальнейшем в тяжелом положении, т. к. при этом свойство подвижности, и без того недостаточное, ослабляется еще более.

Мы, взрослые, должны помнить о том, что нервная система ребенка с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждается в постоянной тренировке, в противном случае, будут ограничены возможности приспособления его к социальной среде, трудности в обучении.


Исследователи считают, что тренировка подвижности нервных процессов у детей наиболее успешна в возрасте от четырех до шести лет. Именно в этот период идет очень энергичное созревание биохимических механизмов нервной системы, а в связи с этим и формирование свойств нервных процессов.
Организация жизни медлительного ребенка требует выполнения некоторых условий, о которых, и поговорим.
Первое условие: помнить, что медлительность - свойство нервных процессов ребенка и, он "копается", не назло вам, просто иначе он не может. Поэтому нужно стараться разговаривать и обращаться с ним спокойно, без попреков и понуканий.

Иногда это бывает трудно, но ровный тон и доброжелательное обращение с медлительным ребенком: гораздо эффективнее, чем крик и наказания.

Второе условие: не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-то с медлительным ребенком. Собираетесь ли в детский сад, кормите его, складываете игрушки, и т. д. - держитесь спокойно, даже если время у вас ограничено. Всякая спешка сейчас же вызовет у медлительного ребенка углубление торможения и еще большее замедление реакций (а у вас - раздражение). Рассчитайте время утром так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликта.
Педагог тоже должен об этом помнить и, например, направить медлительного ребенка одеваться перед прогулкой или мыть руки перед едой немного раньше остальных (конечно, нужно проследить, чтобы эти несколько минут были использованы по назначению).

Условие третье: ребенку с инертными (малоподвижными) нервными процессами легче приспособиться к определенному порядку выполнения всех повседневных дел: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном, даже при мытье рук и т. д. Эти жизненные стереотипы очень важны для любого ребенка, но во много раз важнее они для медлительного. Если ребенок в одно время ложится спать, встает, ест, гуляет, если каждая процедура имеет определенный порядок, то ему легче справиться со стоящими перед ним задачами.

Четвертое условие: любую нагрузку на свойство подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени и т. д.) давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный фон, т. е. веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка. Мать прочитала своей очень медлительной дочке рассказ о белке - какая она быстрая, ловкая и вот усаживая девочку обедать, говорит ей: "А давай, ты будешь белочка! Ну, как белочка будет обедать?"

Соблюдая эти несложные условия вы поможете своему ребенку справиться с временными трудностями и малыш обретет уверенность в себе, а позднее сам будет тренировать себя на скорость и будет все успевать не хуже подвижных сверстников.

Педагог-психолог  МАДОУ «Верхнекетский детский сад» В.И.Русских


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности агрессивности детей

рассматривание основных особенностей агрессивного поведения детей...

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"...

Психологические особенности современных детей-дошкольников - родительское собрание

Психологическая сказка, игровые упражнения, беседа-диалог- групповая консультация для родителей ....

Психологические особенности развития детей в возрасте 4-5 лет

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4—5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цел...

«Особенности медлительных детей .Рекомендации для воспитателей в общение с медлительными детьми»

«Особенности медлительных детей .Рекомендации для воспитателей в общение с медлительными детьми»...

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...

Консультация для родителей на тему "Психологические особенности медлительных детей"

Консультация для родителей на тему "Психологические особенности медлительных детей". Общая информация, памятка, игры....