консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет"
методическая разработка (младшая группа)

Жданова Ольга Алексеевна

буклет содержит рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарный запас

К четырем годам активный словарь ребенка значительно увеличивается. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул»  царапнул).

В этом возрасте детей нужно учить активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учить правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, означающие временные и пространственные понятия.

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик…

А ещё машина, мяч,

Самолетик и тягач…

Кукла, формы для песка,

Заводная есть юла…

Неваляшка не лежит,

А качается, звенит.

Катится машина, даже без бензина.

Мячик скачет, кукла спит,

Шар воздушный вверх летит,

А юла жужжит, юлит…

Грамматический строй речи

Дети пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Нужно  учить детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Кто где живет?

Туча – в небе

Дождик – в туче,

Жук в большой песчаной куче

Стриж – в гнезде,

Оса – в дупле,

Дождевой червяк в земле,

В доме – кошка,

В норе – мышка,

А в капусте кочерыжка!

(М. Яснов)

Доскажи  словечко

Самолётом правит… лётчик,

Трактор водит… тракторист,

Электричку – …машинист,

Стены выкрасил…маляр,

Доску выстрогал…столяр,

В доме свет провёл…монтёр,

В шахте трудится…шахтёр,

В жаркой кузнице –…кузнец,

За прилавком – …продавец

Кто всё знает – молодец!

(А. Шибаев)

В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух-трех согласных.

В связи с укреплением мышц языка согласные звуки смягчаются реже («санки» вместо «сяньки»).

Как правило, большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо «шапка» – «сапка»), [ж] на [з] («жук» – «зук»), [ч] на [ц] («чайник» – «цайник»), [щ] на [с'] («щетка» – «сётка»); сонорные согласные [р], [р'], [л] заменяют звуком [л'], реже [й]: «либа, йыба» вместо «рыба», «лепа» вместо «репа», «ляпата, йапата» вместо «лопата». Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] – [ш], [ж] («шумка» вместо «сумка»).

В сложных словах дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги, например, слово «температура» – «тематура», «вертушка» – «левтуска».

Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи.

В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Несмотря на то, что дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Малыши понимают, что слово может звучать правильно или неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно.

Дети четвертого года жизни свои высказывания строят уже из нескольких фраз, связанных единым содержанием. У детей четвертого года жизни более продолжительным становится выдох, они способны протяжно произносить гласные [а], [у], [и] в течение 3-5 сек.

Учитывая эти особенности, следует готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.

Для этого можно использовать следующие игры и упражнения:

Артикуляционная гимнастика в игровой форме, выполнение упражнений по подражанию за взрослым.

Разучивание чистоговорок (Бы-бы-бы – идет дым из трубы); чистоговорок, насыщенных определенными группами звуков (У Сани сани едут сами).

Заучивание с детьми потешек, стихотворений с опорой на наглядный материал: игрушки, картинки, предметы домашнего обихода в процессе повседневного общения с ними.

Игры «Чей голос?», «Кто позвал?», «Где я?» Ребенку предлагается определять на слух звучание разных детских музыкальных инструментов.

Игры с предметами. Детям предлагается найти среди игрушек или картинок с изображением предметов те, названия которых сходны по звучанию (мышка – мишка, ослик – козлик). Но до этого взрослый называет игрушки или предметы, а затем выставляет сходные по названию и спрашивает: «Вова, где мишка?», «Лена, покажи мышку».

Игра «Ветерок». На одном выдохе произнести гласные и согласные звуки: [у], [и], [в], [ф], [с], [з]; на одном выдохе повторить небольшую фразу, шутку чистоговорку (У Вовы кубики; За-за-за – к нам идет коза).

Звукопроизношение

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

  • исчезает смягченное произношение согласных;
  • многие звуки произносятся более правильно и четко;
  • исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д
  • исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч,  щ свистящими с, з, ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.

Жук жужжит:

 – Я шёл и шёл

Жёлтый камешек нашёл

«Это жёлудь, ты не прав»

 – Говорит жуку жираф.

Что ж, повесь его на сук.

Говорит жирафу жук.

Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щёткой чищу:

Этой щёткой чищу зубы.

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""

Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация родителей «Развитие речи детей 3-4 лет».

Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи ...

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...

Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста является общее развитие речи, обогащение словаря, развитие связной речи....