Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""
материал по логопедии на тему

Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов и на его общее развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchee_nedorazvitie_rechi.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи  детей дошкольного возраста.

Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов и на его общее развитие.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Общее недоразвитие речи является широко распространенным речевым нарушением для детей дошкольного возраста. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи, становлению личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

Дошкольники с нерезко выраженным общим недоразвитием речи затрудняется в построении конструкции связной монологической речи. При

пересказах  не умеют        последовательно      и   достаточно полно излагать свои мысли.

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинали с пересказа услышанного с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа.

Поскольку недоразвитие речи тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности.

Важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

Данной проблемой нарушения связной речи у детей с обшим речевым недоразвитием занимались многие авторы, среди которых Филичева Т.Б., Чиркина Т.В., Мастюкова В.М., Ефименкова Л.Н., Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

На протяжении дошкольного периода от 3 до 7 лет у ребенка формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают пересказом.

Пересказ - выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ - сравнительно легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. В пересказе ребенке присутствуют элементы творчества - это не передача текста наизусть, не механическое заучивание.

После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение ("Я куклу в такое красивое платье одела"; "Я стану большим сильным дядей").

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений ("Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины").

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью.

Уже в средней группе у детей      формируются      элементы связной речи. Поэтому в конце учебного года, составляя рассказ, ребенок редко пропускает какие-то эпизоды; его высказывания состоят из 30-60 и более слов. Наличествуют в ряде случаев завершенность темы, а также попытки самостоятельно выделить части сюжета и высказаться в двух-трех предложениях по каждой из них. Дети 5 лет способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа («так не бывает»).

В старшем дошкольном возрасте уровень сформированности у детей связной речи в самостоятельных высказываниях существенно не меняется. Сохраняется, например, средний объем рассказов (хотя в некоторых случаях, если тема заинтересовала ребенка, рассказ может состоять из 150-200 и более слов). На занятиях по обучению рассказыванию, где связная речь организуется планом, образцом и другими приемами, ее несовершенства не всегда заметны. Если же ребенок 5-6 лет рассказывает самостоятельно, концентрированность и соподчиненность частей могут отсутствовать.

Дети старшего дошкольного возраста дифференцирование используют языковые средства и, прежде всего, части речи. Описывая явления природы или отдельные предметы, они в 3-7 раз чаще, чем в рассказах о явлениях общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных ребенку явлений общественной жизни отмечается значительное число глаголов. В рассказах о природе и описании предметов их в 2-2,5 раза меньше.

Так же дифференцированные дети пользуются грамматическими средствами. Наиболее благоприятна для употребления сложных предложений (а это один из ведущих показателей связной речи) ситуация, где товарищу по игре или взрослому надо что-то разъяснить, доказать. Соответственно большое число сложных предложений встречается на занятиях по обучению рассказыванию.

        Именно     в      старшей   группе   очень   важна   активизация  сложных предложений в речи детей. Дело в том, что в дальнейшем при обучении грамоте, возможно разрушение навыков неокрепшей связной речи, поскольку на  занятиях   дети  преимущественно  оперируют  сравнительно  простым языковым  материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Актуальность исследования.Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общ...

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап....

Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...

«Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно, в статье раскрыты эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа....