Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
консультация

Михалкина Наталья Александровна

Консультация о сенсорном развитии детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорным называется развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о свойствах и качествах предметов: размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Ребёнку уже на раннем этапе развития важно помочь освоить мир и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребёнка.

В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным; устойчивой связи между словами  названиями цвета (формы, величины и пр.) и конкретным цветом (формой, величиной и пр.) ещё не образовалось. У ребёнка раннего возраста развивается пять основных сенсорных качеств: осязание, обоняние, зрение, вкус и слух. Каждому качеству надо уделять особое внимание. Задача взрослых   максимальное развитие органов чувств малыша. Ведущий тип деятельности ребёнка раннего возраста  предметно-игровая деятельность, где происходит усвоение способов действий с предметами, поэтому сенсорное воспитание осуществляется в процессе данной деятельности. Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребёнка и взрослого именно в ней.

Коܙнечно же, и без взроܙслоܙго ребёноܙк старается оܙсвоܙить и поܙзнать мир, но без правильноܙго сенсоܙрноܙго развития, этоܙт проܙцесс моܙжет оܙказаться слоܙжным или непоܙлным.

При сенсорном развитии ребёнка необходимо помнить об его индивидуальных особенностях восприятия и знать, какие возможности и условия воспитания есть в семье. Наилучшим способом замотивировать ребёнка на получение информации об окружающем мире была и остаётся предметно-игровая деятельность. Родители могут быть полезными помощниками по изготовлению сенсорных игр.

Для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности используют разнообразные игры.  В данном возрасте они будут способствовать комплексному развитию сенсорных представлений о внешних формах предметов (форме, величине, цвете, развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, умения замечать их форму, цвет), знакомству с правилами этих игр, развитию внимания, восприятия, памяти, воображения, познавательной деятельности, развитию умения воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам, развитию мелкой моторики рук.

 Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие: 1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами; 2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки); 3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью; 4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»).

 Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку), «Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру). « Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов), « Найди предмет указанной формы» ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму), «Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их), «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам) «Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. «Какого цвета не стало?» «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) «Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом).

 С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель познание мира, остается неизменной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....

консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слу...

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры".

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Консультация для родителей " Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе....