консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Михель Юлия Анатольевна

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового. В консультации приведены ПРИМЕРЫ ПРОСТЕЙШИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

По словам Л.С.Выготского, «…все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия, … ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия».

Для этого приходит на помощь сенсорное развитие, с помощью которого «строиться» фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе.

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д

Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

 Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Пока ребенок только вступал в пору раннего детства, он мог взять для сравнения в качестве образца любой предмет, сегодня – один, завтра – другой. Позднее, на третьем году жизни, некоторые предметы, хорошо знакомые, становятся постоянными образцами, причем совсем не обязательно, чтобы эти образцы постоянно находись перед глазами малыша – это могут быть представления о них, закрепившиеся в памяти. Определяя предмет треугольной формы, он скажет: «Как домик», «Как крыша». Про округлые предметы мы можем услышать: «Как мячик». Обо всем красном он говорит: «Как вишенка», о зеленом – «как травка».

Как накапливаются представления о предметах и их свойствах? Только в действиях с этими предметами. Наивно думать, что если малыш просто видит разновидные по форме, величине, цвету игрушки, этого уже достаточно, чтобы у него сложились четкие представления о них. Такие представления возникнут только в том случае, если ребенок не раз действовал с этими предметами, если ему приходилось при этом воспринимать их зрительно.

Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

В этом вам помогут игры, представленные для вас и ваших малышей.

ПРИМЕРЫ ПРОСТЕЙШИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

  • Разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме.
  • Разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим  повторить ваши действия.
  • Прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения.
  • Продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом "добрый". Сделайте гримасу злого человека, назвав ее "злой". Попросите малыша повторить вашу мимику.
  • Соберите набор из фруктов и овощей , положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.
  • Насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием.
  • Расскажите и покажите ребенку, как собирать пазл. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку.
  • Заинтересуйте ребенка ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).

Общаясь с ребенком, постоянно употребляйте слова, которые обозначают свойства предметов. Но нет необходимости добиваться их запоминания и правильного употребления в раннем детстве. Позже, на четвертом-пятом году жизни, для этого сложатся более благоприятные условия.

Вам не следует забывать, что не только специальные игры и занятия с малышом способствуют развитию его восприятия. Самые прозаические занятия – еда, одевание, умывание – несут ему массу сведений. Взрослый может научить увидеть и сравнить, какой большой ботинок у папы и какой маленький у сына-малыша. Он может найти общее: у мамы синее платье и у сестры тоже синее.

Когда вы ходите с ребенком на прогулку, старайтесь обращать его внимание на то, что происходит в природе, на свойства снега (белый, пушистый и т.п.) и дождя, песка и травы.

Итак, ранний возраст наиболее важный для ребенка. Именно в этот период самый высокий потенциал к обучению и сенсорному развитию деток. Поэтому не теряйте драгоценное время. Успех ребенка в будущем зависит от удовлетворения потребности в раннем развитии уже сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Лялюшкина А.П.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....