Рекомендации для родителей. Организация летних прогулок с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Ловягина Людмила Николаевна

Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные выражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Алёнка»

 города Кирсанова Тамбовкой области

Рекомендации для родителей.

Организация летних прогулок

 с детьми дошкольного возраста.

Воспитатель

 Ловягина Людмила Николаевна

  1. Организация  наблюдений за неживой природой

1.Наблюдения за изменениями погоды. Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные выражения.

Летний словарь:  жарко – жара – жарища – жаркий день – жарко печет солнце – жарко, как в печке.

Летний дождик  - чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему иногда летний дождик называется грибным?

Летнее небо.  Какого оно цвета? Иногда оно ярко-голубое, а иногда эта голубизна кажется поблекшей, выцветшей. Отчего? Может, от яркого и жаркого летнего солнца выцвело небо. Как выцветает ткань?

Облака: детям всегда интересно пофантазировать о форме облаков, найти ей аналогии в мире животных и растений. Нужно поощрять интересные детские высказывания и образные выражения, которые они применяют в своей речи.

И опять же логично задаться вопросом: а почему летом так жарко, а зимой наоборот холодно? Этот вопрос будет перекликаться с наблюдениями за продолжительностью дня летом.

2. Наблюдения за продолжительностью дня летом. А почему, в самом деле, летом так поздно темнеет. Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? А почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Старшим дошкольникам уже вполне можно объяснить, что и жаркая погода. И долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.

3. Наблюдения за дождем. Старшим дошкольникам уже можно объяснить: почему идет дождь? Как получаются тучи? А отчего гремит гром и сверкает молния? Отвечая на вопросы, можно ненавязчиво обучить детей правилам безопасного поведения во время грозы.

4. Наблюдения за землей, за почвой. Почва растениям – деревьям, кустарникам, травам и цветам -  необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаем ее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

   II.Организация наблюдений за живой природой

1.Наблюдения за растениями.  Мы вспоминаем с ребятами, что огромное царство растений делится на три государства: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время экскурсии в парк или лес можно прекрасно рассмотреть отличительные признаки представителей каждого государства, вспомнить название некоторых растений.

Дети узнают или повторяют, что условия необходимые для роста растений – это солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие это положение.

Весной дети имели возможность наблюдать за тем, как оживает и просыпается растение после зимнего сна, как распускаются почки, появляются первая трава и цветы. Теперь они видят, как цветут растения, образуются их плоды и семена у разных растений.

Целесообразно поиграть с детьми в игру «Почему они так называются?». Это позволит им легче ориентироваться в мире растений, разовьет речь и обогатит ее образными выражениями.

2.Наблюдения за птицами. Наблюдения за повадками различных птиц даст многое пытливому уму ребенка.

Есть такая примета: если ласточки летают низко – значит, быть дождю. А почему? Оказывается, есть простое объяснение. Перед дождем воздух насыщается влагой, становится тяжелым. Насекомые – основная пища ласточек – опускаются ниже, к земле.         Вот и приходится ласточкам добывать себе пропитание, опускаясь к земле вместе с насекомыми.

Интересно также посмотреть, как птицы выкармливают своих птенцов. Самих птенчиков дети, конечно, не увидят – ведь гнезда расположены достаточно высоко. Но зато они смогут понаблюдать за постоянно снующими около гнезда взрослыми птицами, которые приносят корм своим птенцам.

3.Наблюдения за насекомыми. Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, словно через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых  красивых,  созданных  природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.

Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

 

III.Организация летних опытов

1.Опыты с водой.  Интересны детям опыты с растворением красок в воде. Они видят, что чем больше краски добавляется в воду, тем интенсивнее становится ее цвет. А добавление к уже имеющемуся раствору краски другого цвета дает неожиданные оттенки, которым дети будут с удовольствием придумывать названия.

Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в которой налита.

Старшие дошкольники могут экспериментировать с мерной чашкой, сравнивая объем разных сосудов. Это станет для одних хорошим закреплением темы « Измерения с помощью условной мерки», а для других – пропедевтикой подобных измерений.

2.Опыты с песком. Одно из основных свойств сухого песка – сыпучесть. Он тоже не имеет своей собственной формы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который его помещают. А что будет, если песок намочится? Тогда он перестанет быть сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек.

IV. Лето в народном календаре

Старшим дошкольникам будет очень полезно ознакомиться со старинными народными названиями летних месяцев, очень точными с точки зрения природных изменений.

Например, июнь в народном календаре носит имя кресец. «Крес» означает небесный огонь, жаркое летние солнце. За яркость и красоту цветения, царящую в природе, июнь еще называли и червень, то есть червленый, красный, красивый.

Июль за свою красоту, жару, благоприятность получил в народе несколько названий сенозарник, жарник, липец, отрадник, серпень.

Август  - по-русски зарев, зарничник. Такое название дано ему за яркие, но уже прохладные зори, блестящие от холодных рос.

Используемая литература.

  1. Абраменкова  В.  Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-1998.-№4.-С.33-34.
  2. Мухина В.С.  Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учеб. для пед. ВУЗов. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. -456с.
  3. Зайцев Г.Н., Колбанов В.В., Колесникова М.Г.  Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. - СПб., 1994. - 78 с
  4. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.- СПб.: Речь, 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. Совместные игры с детьми дошкольного возраста на прогулке в весенний период.

Этот материал предназначен для родителей, которые хотят утановить с малышом доверительные отношения, познакомить его с окружающим миром и научить ладить со сверстниками, укрепить слабое здоровье. Все ...

Консультация для родителей: "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада».

Консультация для родителей:        "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада»....

Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему :«Организация наблюдений с детьми дошкольного возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».

Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать. Важную ценность имеют повторные, систематические наблюде...

Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах....

Рекомендации родителям по общению с детьми дошкольного возраста

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.Вре...

Рекомендации для родителей «Организация летнего отдыха детей»

Настало лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться и оздоровляться.         Летний отдых — это долгожданный отдых и для ро...