Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вострикова Елена Мурзагереевна

Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к  организации работы с детьми  дошкольного возраста  по  обучению правилам дорожного движения.

В настоящее время сохранение жизни и здоровья детей является главной задачей, которая стоит в первую очередь  перед дошкольными учреждениями.  

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе. Дорожно-транспортный травматизм особенно среди детей остаётся приоритетной  проблемой, которая требует решения самыми решительными и эффективными методами.

В детском саду деятельность  по изучению правил дорожного движения   должна проводиться с детьми уже с младшего дошкольного возраста.

В первой младшей группе перед педагогами ставятся следующие задачи:

-Формирование  у детей первичных  представлений о

машинах, улице, дороге.

 - Ознакомление  с некоторыми видами транспортных средств.

Во второй младшей  группе добавляются следующие задачи:

- Расширение  ориентировки в окружающем

пространстве.

-Детей знакомят с элементарными правилами дорожного движения.

-Формируются  умения в  различении  проезжей  часть дороги, тротуара, понимании значение  зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

-Формируются  первичные представления о безопасном поведении на

дорогах (переходить дорогу только  держась за руку взрослого).

-Знакомство с работой водителя (автобуса, троллейбуса, трамвая).

В каждом возрастном периоде   задачи усложняются, расширяется  объём и содержание изучаемого материала.

В среднем дошкольном возрасте кроме формирования представлений об улицах,  городском транспорте,    детям  даются представления о возможных реакциях собственного тела в опасных ситуациях. Формируются, расширяют и уточняются    новые представления   о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, функциональных особенностях предметов, которые их могут заместить, (предметах – заместителях).

А в старшем возрасте у дошкольников уже формируются представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги. Расширяются и уточняются знания и представления  о себе и об окружающем мире, необходимые   для соблюдения правил дорожного движения. Так же обогащаются представления детей о возможных опасных и непредвиденных ситуациях на улице,  игровой площадке и  помогаем правильно их решать. Детям предоставляется   возможность самостоятельно создавать игровые ситуации и находить возможные выходы из них, делать выводы и умозаключения, используя свой опыт и полученные знания. Воспитывается осознанное отношение к необходимости выполнения правил, для сохранения здоровья и собственной жизни.

Работа по воспитанию и обучению  навыкам  безопасного поведения детей на улицах, игровых площадках, проезжей части  в детском саду должна проводиться систематически и планомерно,  в течении всего времени, пока дошкольник пребывает в детском саду. Она должна охватывать все виды деятельности, режимные моменты, входить во все разделы и направления программы воспитания и развития дошкольников.

Так же должна быть организована работа по взаимодействию с семьями воспитанников,  социальными партнёрами  в решении вопросов безопасного поведения детей на улице.

- игра;

- организованные формы обучения во время НОД;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность ребенка;

-ознакомление с  художественной литературой;

-речевое  развитие;

- ознакомление с предметным и социальным миром;

- конструктивно – модельная деятельность;

- изобразительная деятельность.

Что бы работа по изучению правил дорожного движения проходила наиболее эффективно, в первую очередь необходимо создать  развивающую предметно – пространственную среду, как в групповой комнате, так и на участке.  Игровые модули в соответствии с ФГОС должны быть мобильные и доступные для детей.

- игра;

- организованные формы обучения во время НОД;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность ребенка;

-ознакомление с  художественной литературой;

-речевое  развитие;

- ознакомление с предметным и социальным миром;

- конструктивно – модельная деятельность;

- изобразительная деятельность.

Что бы работа по изучению правил дорожного движения проходила наиболее эффективно, в первую очередь необходимо создать  развивающую предметно – пространственную среду, как в групповой комнате, так и на участке.  Игровые модули в соответствии с ФГОС должны быть мобильные и доступные для детей.  Любая деятельность, полученное задание необходимо закреплять в практической деятельности (игры, упражнения, обыгрывание различных ситуаций, что бы полученный опыт отложился и закрепился в памяти дошкольника. Такие методы как "наблюдения", "повтор" помогут закрепить знания ПДД.

Педагогам необходимо совместно с детьми подготовить (изготовить) необходимые атрибуты, дидактический материал, наглядные пособия для игр. Можно подключить к этой работе родителей и социальных партнёров. Тогда будет,  достигнут наилучший результат. Работу можно организовать в форме проектов как краткосрочных (на неделю), так и долгосрочных (до 1 года).  Сотрудники ГИБДД  проведут встречу с детьми и их родителями, проведут уроки ПДД.

Формы работы, виды деятельности, которые можно использовать  при обучении правилам дорожного движения:

1. Игровая деятельность.

- Сюжетно-ролевые игры «Я иду  в детский сад», «Экскурсия по городу»,«Мы - водители», «В автошколе», «Инспектор ДПС».

Цель: развивать у детей умение следовать правилам игры, помогать   соответствовать выбранной роли, побуждать  распределять роли в соответствии с желаниями ребят, договариваться, между собой.

- Дидактические игры: «Транспорт», «Кто на чём едет?», «Водители», «Пешеходы», «Светофор», «Весёлый трамвай».

Цель: развивать умение  детей различать дорожные знаки; закреплять знания о правилах дорожного движения; расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя на дороге.

    - Настольно-печатные игры "Дорожные знаки", "Собери автомобиль", "Транспорт", "Узнай и назови", "Пешеходы и транспорт", "Слушай и запоминай", "Светофор".

Цель: развивать умение играть сообща, соблюдая правила, развивать речь детей.

- Словесные игры: «Послушай и продолжи ряд слов», «Водители», «Кто прав ,а кто нет?», «Мы - пешеходы», «Мы – пассажиры», «Угадай по описанию».

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на дороге, закрепить правила поведения в общественном транспорте, развивать умение  составлять предложения и небольшие рассказы, развивать мышление и память.

2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: развивать выразительность речи детей, помогать  слышать и слушать, развивать умение  составлять рассказы по сюжетным картинкам, развивать мышление и расширять словарный запас детей.

- Чтение и заучивание стихов и небольших рассказов о транспорте и безопасности на дороге.

- Беседы: «Профессия - водитель», «Как переходить улицу», «Игры около дороги», «Правила дорожные», «Что делать, если ты идёшь один».

- Чтение и заучивание  пословиц и поговорок о транспорте и правилах поведения на дороге и в транспорте, загадки.

3. Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель: побуждать  импровизировать, слышать музыку и придумывать подходящие движения.

- Танец по показу под музыку, песню (например, группы Барбарики «Бибика»).

- Слушание музыки, песен.

4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, побуждать  быть внимательным в работе.

5. Выставка книг в группе «Всё самое интересное о машинах и не только…

Цель: прививать любовь к чтению, побуждать  слушать и слышать.

6. Продуктивная деятельность.

- Рисование  «Правила дорожные – знать каждому положено», «Перекрёсток».

- Аппликации: «Такие разные машины», «Дорога к моему дому», «Светофор».

- Лепка: «Транспорт», «Автомобиль», «Светофор».

- Коллективная работа «Улица моего города».

7. Совместная работа с родителями: лэпбук  на тему: «Безопасность на дорогах», газета «Азбука дорожного движения. Памятка юного пешехода.

Цель: развивать творческие способности детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей, закреплять ПДД.

8. Выставка различных видов автомобилей и спецтехники "Игрушки нашего детства" (совместно с родителями).

Цель: привлечь внимание детей и родителей к различным видам техники (игрушки), расширять кругозор детей.

9. Оформление в группе уголка по правилам дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Рекомендации для воспитателей по работе с детьми на закрепление знаний по правилам дорожного движения....

Рекомендации для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо ...

Рекомендации для родителей по обучению детей правилам дорожного движения!

Дорогие родители, помните – вы являетесь основным ресурсом в обучении Вашего ребенка безопасному поведению на улице!...

Методическая разработка в старшем дошкольном возрасте по правилам дорожного движения. «Путешествие Бабы Яги по городу»

Данный материал может использоваться педагогом  дошкольного учреждения или учителем начальных классов....

Рекомендации для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения...

Методическая разработка :"Инновационные формы работы с родителями по правилам дорожного движения"( в помощь воспитателю).

Методическая разработка :"Инновационные формы работы с родителями  по правилам дорожного движения"( в помощь воспитателю)....

Дорожный калейдоскоп. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Жизненных правил много на свете,Безопасность на дороге необходимо обеспечить детям.Система работы должна быть во всёмИ будет эффективен метод и приём....