Сказкатерапия, как метод коррекции эмоциональной сферы детей.
статья

Сказкатерапия,  как метод коррекции является очень эффективным,  способный решать серьёзные психологические проблемы. Причина тому,  положительная реакция детей на сказку. Она не вызывает внутреннего отторжения или  протеста. Большой плюс сказкотерапии, в том что в ней можно обыграть любое явление в формате  волшебной истории. Можно выделить четыре базовых направления в сказкотерапии:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkaterapiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкатерапия,  как метод коррекции эмоциональной сферы детей.

Сказкатерапия,  как метод коррекции является очень эффективным,  способный решать серьёзные психологические проблемы. Причина тому,  положительная реакция детей на сказку. Она не вызывает внутреннего отторжения или  протеста. Большой плюс сказкотерапии, в том что в ней можно обыграть любое явление в формате  волшебной истории. Можно выделить четыре базовых направления в сказкотерапии:

  1. Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми воспользуется ребенок при решении жизненных ситуаций. C помощью диагностики определяются черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, можно определить направления коррекционной деятельности.
  2. Коррекционное. Помогает ребенку создать гармоничный образ себя, настроиться на позитивную модель  поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.
  3. Прогностическое. Помогает ребенку определить, к каким результатам  приведёт его поведение и жизненная позиция, имеющаяся  на данный момент.
  4.  Развивающее. Помогает снять эмоциональное  и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.

Формы  работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, a не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса важно наблюдать за реакцией и комментариями ребёнка. Иногда ребёнок перебивает, заедает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психоэмоциональное состояние ребенка.

2. Сочинение сказки. Здесь взрослый  вместе с ребенком сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют  сюжет. Здесь можно  все: переделать старую сказку на новый лад, понять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает  ребёнку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Ребенку предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выразить свои чувства и тревоги, освободится психологически. При  плохом эмоциональном  состоянии ребенок  рисует чудовищ,  мрачные картины, в рисунке преобладают тёмные цвета. Но при систематической проработке, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, ребенок расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Он как бы ассоциирует куклу c одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии предлагается  создать куклу по мотивам сказки. Это может быть  любой герои. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы и поиск решения через расслабление.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может  выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван  снимать  напряжение и помогать раскрываться.  Участники должны иметь возможность  выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребёнка. Дети становятся более общительными, более приспособленными к  жизни, выходят из своей «скорлупы».

Что касается непосредственно дошкольного возраста детей, тознакомство малыша с чтением происходит примерно в год-полтора. Двухлетки уже умеют следить за простыми действиями героев, удерживая их в памяти. Детки до 4 лет хорошо воспринимают сюжетные сказки, повторяющиеся действия, сопереживают животным персонажам («Репка», «Колобок», «Теремок»). Малышам 5-6 лет можно рассказывать терапевтические сказки более сложных сюжетов, имеющие волшебных нереалистичных героев. Сказкотерапия для детей дошкольников будет эффективной  и  возымеет положительный эффект при эмоциональной насыщенность и увлеченность чтеца, его искреннее переживание сказочной ситуации. Включение творческой деятельности, творчества по мотивам сказки. Практическая работа должна быть активной, сопровождаться беседой, вопросами педагога, его непосредственным участием в создании художественных образов. Соответствие притчи возрасту малыша – содержание и изложение должны быть понятными, доступными для конкретного ребенка. Количество информации, не создающее перегруз детской психики. Ознакомительный этап подразумевает только разглядывание картинок книжки, каждый этап работы с историей – максимум 5-7 минут. Терапевтический аспект – обсуждение сказки, коротенькое обыгрывание самых важных сцен или всего сюжета.  Занятие должно проходить спокойно, размеренно, естественно. Итоги – финальный аккорд занятия состоит из анализа сюжета, поведения героев, дети рассказывают о том, что им понравилось, что насторожило или заставило переживать. Важно настроение слушателей – если малыш не настроен на работу, выглядит заболевшим, уставшим, расстроенным, лучше перенести занятие, предложив вместо него отдых с родителями, поход в парк или сон. Для дошкольников сказка является магическим окошком в неведомый мир приключений, волшебных событий, местом, где сбываются мечты и возможно всё, – именно поэтому метод сказкотерапии является действительно эффективным, интересным для самого ребенка.


 Список используемой литературы:

  1. «Место сказки в дошкольном образовании»  Большунова Н.Я. Вопросы психологии, 1993. № 5. 39-43.
  2.  "Практика сказкотерапии" / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 c.
  3. "Игры в сказкотерапии" Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко - СПб., Речь, 2006. 208 с.
  4. "Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста" Фесюкова Л.Б. – М.: “Просвещение”, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия детей с ЗПР в старшей группе на тему: «КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»

На этой встрече мы помогаем детям с нарушением зрения, имеющим трудности в общении, приемам саморегуляции, умею управлять своим телом, владеть своими эмоциями....

Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей и сотрудников детских садов....

Тема: «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами арт-терапии в музыке»

Эмоциональная сфера является ведущим звеном психики в дошкольном детстве. Ребёнок в дошкольном возрасте - сама эмоция. Приёмы использования музыки в целях психокоррекции представляют собой широкое пол...

Методы и приемы работы по коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием ок­ружающего мира: людьми, предметами...

"Песочная терапия -как метод коррекции эмоциональной сферы детей"

Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей»Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.Возможность использовать песочницу не только п...

"Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии".

Практически в каждом детском саду есть центры песка и воды, многие педагоги считают, что детям с песком надо заниматься самостоятельно, другие – используют песок на занятиях. Опыт работы убедил ...