Песочная терапия как одна из форм невербальной психокоррекции дошкольников основанной на творческом самовыражении
консультация

Дудкина Ольга Валентиновна

Песочная терапия как одна из форм невербальной психокоррекции дошкольников основанной на творческом самовыражении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия как одна из форм невербальной психокоррекции дошкольников основанной на творческом самовыражении

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                                                     В.А.Сухомлинский


             
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид  мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. А так же можно нарисовать на песке картину  и поиграть с ним в разные игры.

         В педагогическую деятельность эффективно внедряются инновационные  технологии,   приоритетные направления  инновационной деятельности ДОО, развитие современной образовательной инфраструктуры. Проводимые мониторинги реально показывают, что есть определенный процент детей дошкольного возраста, которые имеют, значительные или не очень, отклонения в состоянии здоровья и, еще в дошкольном возрасте, получают клинический диагноз: ЗПР, ЗРР смешанного типа и т.д.

          Сложность заключается и в том, что  одно  нарушение влечет за собой и другие нарушения, затрагивая важнейшие узлы основных психических процессов —  нарушение эмоционально – волевой, коммуникативной сферы.

В связи с данной проблемой  специальные техники, в системе коррекционных технологий, занимают одно из главных мест по  внедрению инноваций в образовательном процессе дошкольного образования.

         Какой ребенок не любит игры с песком? Ведь они являются  формой  естественной активности ребенка. И поэтому, мы, взрослые, должны использовать песочницу, при реализации любого  рода образовательной деятельности. Придумывая песочные истории  в удобной для ребенка форме, мы органично  передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем об   окружающем его  мире.

         В западных странах песочную терапию практикуют во многих детских садах, а вот в России данная методика только начала набирать популярность.

         В разновидность артерапиитерапии входит  новое направление – пескотерапия, в основе которой лежит  утверждение того, что игра в дошкольном возрасте оказывает огромное значение на личность ребенка.

Песок, мельчайшие крупинки, которые при соединении образуют какую – либо форму, а также могут легко рассыпаться от незначительного прикосновения, словно напоминая, что нет ничего вечного, все течет и меняется. Песочные игры универсальны. Данная техника получает все большую известность. Ребенок проявляет творческую активность, чувствуя себя комфортно и защищенным, так как создана естественная стимулирующая среда. Для этого заранее осуществляется подбор заданий, соответствующих возможностями возрасту ребенка; формулируем оценку действий, идей, результатов ребенка, поощряем фантазию и творческий подход. «Оживление» абстрактных символов: цифр, букв, геометрических фигур, позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к «занятиям», как к занимательному делу и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Дети реально «проживают» и проигрывают возможные ситуации вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный подход «Воображаемого» в «Реальное» и наоборот.

         Для организации игрового процесса необходимо:

- песочница;

- коллекция игрушек;

- объяснение правил игр  в песке;

- ознакомление с инструкциями игр;

- продуманное завершение занятий, обратная связь.

        Для работы с детьми важно чтобы ребенок, для игры с песком сам выбирал нужные для него, на данный момент игрушки, доверяясь своим чувствам, выбирал то, что кажется важным для него, не пытаясь анализировать, не задумываясь и не отвечая на вопрос, почему.

      Так в чем же преимущество технологии пескотерапии?

       Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

       По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, в коррекции которого используются различные методы артерапии, одним из которых является песочная терапия. Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов на повышение концентрации внимания и усидчивости.

       Признаки гиперактивности начинают проявляться в возрасте 2-3 лет.
Однако родители и воспитатели, как правило, относят отклонение в поведении ребенка на счет его индивидуальных особенностей и не обращаются к врачу или другому специалисту, надеясь справиться с проблемой самостоятельно, а время идет, и проблема становится все серьезнее. Поэтому важно, как можно раньше диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности.  Поэтому, в дошкольных учреждениях, стали все чаще использовать пескотерапию.

         Благодаря играм с песком, активные дети быстрей успокаиваются, а дети, которым с трудом дается общение со сверстниками, находят общий язык. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и педагог получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
          Чем полезны игры с песком?

         У ребёнка развивается восприятие, мышление, память, внимание, речь, а так же навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазия. Пескотерапия формирует у дошкольника представление об окружающем мире. Развивает мелкую моторику, глазомер. Успокаивает и расслабляет, снимая напряжение. Воспитывает чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!) Помогает познавать внешний и свой внутренний мир.

        Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит и этот опыт очень важен для его будущей жизни.

       Эффект песочной терапии:

- позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
положительная динамика в развитии;

-  образного мышления;

- тактильной чувствительности;

- зрительно-моторной координации;

- ориентировки в пространстве;

- сенсор-моторного восприятия.

       Еще один из способов работы с песком тоже очень нравится  детям,  это   «Рисование песком». Работа с кварцевым разноцветным песком отлично повышает настроение, картины получаются красочными и вызывают бурю эмоций у детей.

       Таким образом, средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, чувствительность, происходит развитие познавательных процессов,  повышается мотивация ребенка к «занятиям».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрина У.Ю. Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / У.Ю. Александрина, Н.В. Янькова // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – №8.

2. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1988. – 48 с.

3. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений [Текст] / О.Е. Громова. – М.: Линка-Пресс, 2008. – 232 с.

4. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком [Текст] / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Экспериментирование в старшей группе.

Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Песочная терапия как одна из форм невербальной психокоррекции дошкольников основанной на творческом самовыражении.

Песочная терапия как одна из форм невербальной психокоррекции дошкольников основанной на творческом самовыражении....

2020 год. ПРОЕКТ ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА ИЛИ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПРОЕКТЧУДЕСА ИЗ ПЕСКАИЛИПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Выступление на тему: « Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» В рамках педагогических чтений: «Теория и практика использования инновационных и развивающих технологий в учебно – воспитательном процессе ДОУ»

По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями.  В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является п...

Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Мастер-класс для педагогов "Песочная терапия как одна из современныхздоровьесберегающих технологий в ДОУ"...

Буклет для родителей "SANDPLAY (песочная терапия) как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

   Песочная терапия (сендплей) - возникла  в рамках аналитической психологии в ХХ веке. В век  инновационных технологий  он находит довольно широкое распространение в Р...

ПРОЕКТ "ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА ИЛИ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Долгосрочный проект учителя-логопеда по работе с детьми с ОНР, с использованием здоровьесберегающих технологий. В проекте выделены цель, задачи, условия  работы, приемы и методы, перспективный пл...