ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
консультация

Кирияк Ирина Викторовна

ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.ОНТОГЕНЕЗ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Онтогенез звукопроизношения Гвоздев А.Н., Хватцев М.Е., Красногорский Н.И., Карпова С.Н., Сохин Ф.А.,
Звуки речи усваиваются в определенной последовательности, при чем вначале ребенок усваивает не те звуки, которые чаще слышит от взрослых, а те, которые ему легче произносить.
Легче произносить звуки:
        связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков*),
        связанные с положение ребенка (из-за положения «лежа на спине» - заднеязычные, небные*),
        связанные с размером языка относительно ротовой полости* (язык, относительно ротовой полости значительно больше чем у взрослого человека – ребенку так легче сосать грудь) и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате – то есть мягкие пары*.
Большинство звуков формируется не сразу, а через промежуточные, переходные звуки, напр.: с-сь-ш.
 При усвоении звука, может наблюдаться явление гиперкоррекции, то есть освоенный звук начинает употребляться в словах, вместо схожих звуков*.
На 2 месяце – появляется недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовых реакций – это гуление*.
Можно выделить гласные: а, о, у, э.
                               согласные п, м, к, г, х.
На 3 -4 месяце – появляется лепет*.                         
5 месяцев – неосознанное появление звуков и их комплексов.
6 месяцев - подражательное повторение отдельных ритмичных слогов*.
8 месяцев – произносит 8 слогов, образованных повторением одного и того же слога (лепет)*.
1 -2 года – появляются гласные о. а. э.
                                       согласные п. б. м
характерные возрасту недостатки звукопроизношения – пропуск (эллизия) согласных при стечениях и в многосложных словах*; добавления гласных между согласных при их стечении*, и в конце слов, заканчивающихся на согласные звуки*. Ассимиляция звуков в слове (уподобление) – если в слове 2-3 согласных*, то трудные согласные заменяются на более простые согласные, находящиеся в этом же слове. Может быть и ассимиляция гласных звуков*. Смягчение согласных звуков*. Замены (субституция) согласных звуков*, в том числе и по звонкости-глухости*. Метатезис звуков* (перестановка звуков)
2 -3 года – гласные ы и у
                  согласные ф в т д н к г х й
Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в меньшем количестве.
3-4 года - Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в ещё меньшем количестве.
4 – 5 лет – свистящие з с ц
                   шипящие ш ж ч щ
Из ошибок сохраняются замены некоторых, наиболее сложных согласных*.
5 -6 лет – р л. - появляются
 
Литература
  1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  2. Белякова Л.И., Заикание.
  3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.
  4. Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
  5. Жукова Н.С., Логопедия.
  6.  ИНТЕРНЕТ ! ! !
  7. Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
  8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
  9. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
  10. Поваляева М.А., Справочник логопеда.
  11. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
  12. Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
  13. Филичева Т.Б., Основы логопедии.
  14. Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...