Что такое ритмика?
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нонко Мария Владимировна

Что такое хореография, знает, пожалуй, каждый. А вот ритмика не вызывает таких четких ассоциаций. Что же это такое? Зачем нужны такие уроки, и чем они полезны для детей?

Итак, давайте разберем понятие «ритмика» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятия ритмикой в детском саду.185.75 КБ

Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/07/29/ritmika-dlya-doshkolnikov2.jpg?itok=o7c_2exK

Занятия ритмикой – это эффективный способ развития ребенка, главная цель которого – научить его правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции с помощью движений. На таких уроках акцентируется внимание на эмоциональном отклике детей на музыку, восприятии ее ритма, передачу её движениями, мимикой, жестами. При этом, танцевальные элементы ритмики подбираются таким образом, чтобы задействовать все тело.

В современной системе воспитания ребенка занятиям ритмике уделяют большое внимание. Такие уроки часто включают в программы дошкольного и раннего школьного обучения как самостоятельную дисциплину. Ведь ритмика помогает не только научиться чувствовать музыку и воспринимать темп.

Главная цель – научить ребенка правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции и реакции посредством движений.

Для занятий ритмикой очень важным, является музыкальное сопровождение. В процессе обучения необходимо использовать различные мелодии, которые отличаются не только по жанру или стилю, но также имеют разный темп и ритм. При этом все мелодии должны быть рассчитаны на возрастную категорию занимающихся детей, а значит, быть понятными для них. Чем старше детки в группе, тем сложнее могут быть мелодии.

Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребенке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осознавать средства музыкальной выразительности. С помощью специально подобранных упражнений можно развить в ребенке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм.

ПОЛЬЗА ОТ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙ:

  • Занятия ритмикой воспитывают у ребенка музыкальный вкус, прививают любовь к музыке.
  • Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм и стиль музыки.
  • Ребенок обучается элементарным танцевальным движениям, улучшается его физическая форма и координация движений.
  • Благодаря занятиям развивается творческая активность.

ЗАДАЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ:

  • Коррекционно-оздоровительные

Для устранения и коррекции отклонений от нормы в опорно-двигательном аппарате применяются отдельные упражнения, гимнастика, танцевальные этюды. При профилактике плоскостопия укрепляются рессорные функции мышечно-связочного аппарата стоп. Упражнения с сокращением и вытягиванием, вращением стоп лежа и сидя, поочередным хождением на полупальцах, пятках, внешних и внутренних краях стоп способствуют профилактике плоскостопия и укреплению мышц стопы. Во время танцевальных этюдов – движений на вращение головы и всего корпуса происходит развитие и тренировка вестибулярного аппарата.         

  • Развивающие

На активизацию взаимодействия полушарий мозга направлены упражнения и танцевальные этюды, развивающие координацию движений, мышечную и мозговую память, наблюдательность, воображение, логику, что положительно сказывается на всей учебной деятельности ребенка.

  • Нравственно- эстетические

- Взаимодействие с другими детьми

- Коллективная деятельность (работа в парах)

- Эмоциональное, организующее и дисциплинирующее воздействие музыки на ребенка

- Привитие чувства красоты на основе народной хореографии

ОТЛИЧИЯ РИТМИКИ ОТ ФИЗКУЛЬТУРЫ ИЛИ АЭРОБИКИ 

Между ритмической гимнастикой и обычной физкультурой или аэробикой, безусловно, много общего – физические упражнения и там, и там выполняются под музыку в определённом ритме. Но при этом цели преследуются разные.

Ритмика не ставит во главу угла физическое развитие, техника исполнения не является первоочередной задачей, хотя это тоже немаловажно.
Акценты в ритмической гимнастике делаются на развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать свое тело и свободно им управлять, ну и на развитие чувства ритма, конечно.

КОГДА НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ? 

Считается, что начинать заниматься ритмической гимнастикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений.

Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы.

Но в центрах раннего развития практикуют и более ранний старт.

Уже после года, едва научившись ходить, карапузы способны усвоить элементарные движения и выполнять их под музыку. Многому малыш не научится, но приобретёт полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее как общее, так и музыкальное развитие и обучение.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО РИТМИКЕ 

Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно с использованием фонограмм детских песен.

Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков.

1 блок: физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения)

2 блок: «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального)

3 блок: спокойные упражнения, т.к. воспитанникам необходим отдых после активной деятельности. Можно устроить полный «релакс» под успокаивающую музыку.

4 блок: вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или затеять мини-дискотеку.

Естественно, на всех этапах, включая релаксацию, используется материал, подходящий для достижения целей ритмической гимнастики.

М. В. Нонко,

педагог дополнительного образования МБДОУ д/с «Аленка»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...