Главные вкладки

    Консультация для родителей "Шпаргалки для родителей или психолог советует"
    консультация

    Материал содержит рекомендации для родителей в воспитании детей, когда родился еще один ребенок, а также информацию о том, как вести себя с ребенком, который:

    кусается;

    чрезмерно активен; 

    попал в больницу;

    кусается и дерется; 

    балуется;

    все время льнет к вам.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл medvedeva_02_-_07.docx123.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей: «Шпаргалки для родителей или психолог советует».

    Подготовил педагог-психолог Медведева Е.В.F:\документация\сертификаты\VugHyP66ZgY.jpg

    Если в семье появился еще один ребенок…

    Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены – независимо от того родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он ребенком нового папы или мамы, или его усыновят.

    Как предотвратить проблемы

    • Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети. На этот счет существует много детских книг, которые помогут сделать это простым и естественным образом.
    • Поговорите с детьми о создании семьи (об объединении семей; об усыновлении).
    • Разъясните, где и как развивается ребенок.
    • Разъясните, что прежде чем младенец вырастет, пройдет много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Как можно больше привлекайте ребенка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.

    В течение дня выделите время, посвященное только старшему ребенку.

    Дайте ребенку возможность рассказывать ближайшим родственникам о том, как развивается малыш, чему уже научился, чему его «научил» он, старший.

    Примите как должное ревность, и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того, как малыш родился, хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции – рисовать, мять тесто, играть с куклами, играть с песком и водой.

    Помогите усвоить ему такие речевые обороты: «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснет?», «Ты не сможешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?»

    Если ребенок кусается…

    Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбужденность, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие и ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.

    Как предотвратить проблемы

    • Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: Катя говорит: «Дай, дай». Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». Катя скажет: «Нет, нет». Это значит, Катя не хочет кушать».
    • Если ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться – подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.
    • Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!» Лицо ваше должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете.

    Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте его поймать в тот момент, когда он еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно».

    Если ребенок готов кусаться от отчаянья – у него отобрали игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: «Дай!»

    Если ребенок кусается в какое-то определенное время – перед сном, обедом, - подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом, дайте ему кусочек морковки.

    Активные дети

    Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время, для ребенка движение – это и признак, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность.

    В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему это можно сделать, только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребенка в движении, а также, выяснив ее причины.

    Как предотвратить проблемы

    • Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.
    • Информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся, и будем обедать. Надевай сапожки, куртку и пойдем».
    • По возможности, придерживайтесь режима дня – сон, еда, прогулка в одно и то же время.
    • Научитесь видеть положительные стороны в активности ребенка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу.
    • Не предлагайте ребенку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.

    Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени, или придерживайте его рукой за плечи, двумя руками за предплечья.

    Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное  поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

    Поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности – собрать всех к столу, принести необходимый предмет.

    Если ребенок попал в больницу

    Больничный опыт может оказаться для маленького ребенка тяжелой травмой, ведь, возможно, он будет страдать от боли, и все вокруг там совсем другое – мебель, предметы, запахи, люди в масках и халатах, непривычно тихая строгая атмосфера, к тому же многие больницы трудно назвать дружелюбными по отношению к маленьким детям.

    Как предотвратить проблему

    • Почитайте детям книжки про больницу и ответьте на все вопросы, которые у них после этого возникнут.
    • Дайте понять, что если какой-то ребенок попал в больницу, то он вовсе ни в чем не виноват, ничего не сделал плохого и больница - это не наказание.
    • Во время посещения поликлиники обратите внимание на предметы, запахи, порядки.
    • Помогите организовать игру в больницу дома.

    Если ребенок дразнится и ругается

    Эта проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться еще больше.

    Не стоит считать, что все плохое дети получают в детском саду. В реальности все без исключения дети уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своем опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,2 до 3,5 лет и от 4 до 5.

    Как предотвратить проблемы

    • Поговорите с ребенком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить свои отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т.д.
    • Когда ребенок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Сначала нужно разобраться, почему он говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость – ребенок видит, что родители поступают именно так.

    Если ребенок ищет внимания и власти – полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди, дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать также». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребенок именно этого добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ребенком о недопустимости использования этих слов.

    Если ребенок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

    Если дети балуются

    Этот тип поведения довольно распространен среди младших, особенно среди четырехлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.

    Как предотвратить проблему

    • Предоставляйте детям побольше возможности побаловаться, и даже поощряйте их к этому в специально отведенное время. Если они будут дурачится именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, что взрослым весело смотреть на них в этот момент.
    • Иногда предлагайте сами побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе неплохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Может оказаться так, что ребенок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьезных проблем в своей жизни.

    Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться вследствие того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.

    Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребенок за маской шута, что пытается заглушить таким поведением.

    Если увидите, что ребенок спокоен и серьезен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую «не увидит никто, кроме вас двоих».  

    Если ребенок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться сколько пожелаешь».

    Если ребенок все время льнет к вам

    Если ребенок не отходит ни на шаг, льнет к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребенок только пошел в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-либо его насущные, оправданные потребности. Например, в общении, в игре, движении, сне.

    Как предотвратить проблему

    • Предлагайте ребенку побольше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовать так, как он считает нужным.
    • Снимите чувство неуверенности у ребенка тем, что с разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, ты снимаешь колечки с пирамидки», «Ты решил покачать куклу».
    • Старайтесь удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребенок хочет грызть что-нибудь, поставьте на видно месте мисочку с кусочками моркови, капусты, репы.

     Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Если вы знаете, что ребенок переживает сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему дополнительное внимание.

    Введите ограничитель вашего прямого контакта, например, поставьте таймер и скажите:  «Через две минуты я займусь своими делами, а ты выберешь себе игру».

    Не толкайте и не тяните его, это еще сильнее усугубит ощущение незащищенности. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоянии: «Умница играй с куклами. Я буду рядом гладить белье».

    Пригласите в гости друзей или сверстников ребенка, предложите им разные игры и игрушки. Попросите ребенка научить друзей играть в его любимую игру.

    Обеспечьте ребенка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в кошкину мисочку.    

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В помощь родителям "Гиперактивный ребёнок" (советы психолога)

    Состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) у детей  выделяют как самостоятельное заболевание. Но чаще всего гиперактивность сопровождается синдром нарушения (или де...

    консультация психолога «Советы родителям будущих первоклассников»

    Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практи...

    ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК? КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ИЗ СЕРИИ «СОВЕТЫ ЛОГОПЕА»

    ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?консультация для педагогов и родителей из серии «Советы логопеа» учитель-логопед: Шевякова Нина Васильевна ЧТО ДОЛЖЕН ЗНА...

    Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

    Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

    Родители и дети — советы психолога

    Семья – основная среда обитания ребенка. Здесь он делает первые шаги, начинает говорить и познавать мир. Роль родителей в воспитании ребенка сложно переоценить. Именно они закладывают фундамент ...