Речевое развитие трехлетних детей
консультация (младшая группа)

Макарова Ирина Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

У большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга. Прежде, чем вы выясните, каким количество слов и фраз владеет ваш малыш попробуйте понять, с какой целью он применяет речевой навык.

Обычно мы используем слова для передачи другим людям какой- либо информации или для того, чтобы о чем-то спросить, от чего-то отказаться, предпринять какие-то практические действия, в том числе социальные. Если ваш ребенок пока не может применять разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, то, поверьте, никакой, даже достаточно большой, словарный запас не принесет ему ощутимой пользы. И наоборот, если родители убедят своего малыша в том, что он получит удовольствие от общения с окружающими, сумеют научить ребенка употреблять уже знакомые слова в разнообразных жизненных ситуациях, то он, несомненно, станет более смело пользоваться своим словарным запасом и постепенно начнет правильно произносить звуки речи.

Возраст от рождения до трех лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. От того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

Словарный запас трехлетнего ребенка в 3-4 раза больше словарного запаса в более раннем возрасте. Теперь ваш малыш, вероятно, знает названия многих окружающих его предметов. Он знаком с различными видами посуды, одежды, обуви, животных и др. Продолжайте знакомить малыша с частями тела. Существует множество веселых способов. Можно придумать забавные песенки о руках, ногах и т.д. Пусть ребенок показывает части тела на себе, на вас и на кукле. Когда вы вместе найдете у куклы глаза, рот и нос, произнесите слово глаза так, чтобы звук з слышался дольше других звуков. То же самое проделайте со словами рот, нос. Таким образом вы незаметно и без принуждения будете учить малыша различать звуки речи на слух.

Учите ребенка узнавать на рисунках животных и предметы. Пробуйте использовать для этого не только свои рисунки или детские книжки, но и вырезанные из журналов картинки, на которых изображены животные и разные предметы. Вместе с малышом наклеивайте картинки в тетрадь или альбом, постепенно включая другие картинки, менее знакомые вашему ребенку. Так вы поможете ему лучше запомнить названия предметов и тем самым увеличить словарный запас.

Используйте детские стишки, потешки и песенки, начало которых можно произносить или петь громче, чем конец. Можно спросить у ребенка, как вы будете петь или наигрывать музыку - тихо или громко. Затем поинтересуйтесь у малыша, как вы играли или пели - громко или тихо. Так вы попробуете привлечь его слуховое внимание, придадите уверенность в самом себе - ведь у такого малыша спросили его мнение.

Вы заметите, как улучшается усвоение ребенком понятий «число» и «пространство». Ваш малыш уже, наверняка, использовал в самостоятельной речи слово «еще» для того, чтобы получить лишнюю конфету или дополнительный стакан сока, продолжить ту или иную игру с вами. Также осознается понятие «один». Теперь ребенок задумается, когда его попросят взять только одну конфету или показать одну игрушку.

В повседневной жизни бывают моменты, когда малыш может посидеть спокойно в течение какого-то непродолжительного отрезка времени. Начните чтение сказки или стихов, в которых есть повторения звуков и рифма. Пусть малыш листает и рассматривает страницы. Закончив чтение сказки, задайте ребенку вопросы о героях и событиях. Пусть малыш говорит то, что он думает, независимо от того, ошибается он или нет. Читайте выразительно, используя модуляции голоса и интонации, так вы сможете передать ребенку свои чувства и тон сказки. Обязательно пользуйтесь при этом жестами для того, чтобы поддержать интерес ребенка к прочитанному.

Играя с малышом, используйте несколько звучащих игрушек: дудочку, бубен, колокольчик, погремушку и т.д. Предложите ему послушать и запомнить звучание игрушек. Затем пусть ваш малыш только на слух попробует определить, что звучит.

Во время слушания попросите ребенка отвернуться в сторону так, чтобы он не видел звучащую игрушку. Название каждого звучащего предмета четко проговорите. Затем можно разнообразить игру. Покажите ребенку хорошо знакомые в повседневной жизни предметы: ножницы, карандаш, чашку с водой, пустую чашку. Объясните, что нужно сначала только послушать то, что вы будете сейчас делать, а потом рассказать о ваших действиях. Пусть малыш вновь, как и в игре со звучащими игрушками, повернется спиной к предметам. Переливайте воду из одной чашки в другую, режьте бумагу ножницами, рвите ее, мните, постучите ножницами о чашку, проведите несколько раз карандашом по бумаге, постучите ложкой о чашку с водой и без нее. После окончания каждого вашего действия помогите малышу рассказать о том, что он услышал только что. Если же ребенку такая игра дается с трудом, тогда пусть он сначала увидит своими глазами все ваши действия с предметами.

Понаблюдайте за тем, как играет ваш малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит ее на прогулку, укладывает спать. Следующий этап игры - исполнение «ролей»: «Я - мама», «Я - доктор». А вы, мама и папа, подберите для игры этих ролей все необходимое (можно сшить малышу «врачебный» халат, купить чемоданчик с принадлежностями юного Айболита).

Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, вы сумеете со знанием дела преподать ее малышу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...

Речевое развитие трехлетних детей

Возраст от рождения до трех лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. От того, насколько она подгот...

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Речевое развитие трехлетних детей

У большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очен...

Консультация для родителей: "Речевое развитие трехлетних детей".

Консультация для родителей: "Речевое развитие трехлетних детей"....

речевое развитие трехлетнего ребенка

Речевое развитие ребенка в норме....