Консультация для родителей на тему "Воспитание доброты через православную литературу".
консультация

Лисиенкова Галина Ивановна

Какие книги необходимо подбирать для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._vospitanie_dobroty.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание доброты через православную литературу».

 Консультация для родителей

Консультация для воспитателей по православному воспитанию

Доброта и отзывчивость – прекрасные качества, которых очень не хватает в нашем мире. Воспитание доброты у детей просто необходимо сейчас.

Наши дети очень много времени проводят у телевизоров, у компьютеров. А ведь главное в воспитании общение с ребенком. Ни в коем случае ваш малыш не должен чувствовать себя одиноким и забытым. Как можно больше свободного времени проводите с ребенком, и не просто сидя у телевизора, а общаясь. Замечено, что детям, которым не достает родительского внимания, свойственна агрессия.

 Общайтесь с ребенком! Рассказывайте ему придуманные вами сказки о добрых людях, а так же истории о том, что в мире существует замечательный закон «что человек сеет, то он и пожинает».

 Ни секрет, что художественная литература положительно влияет на формирование нравственных качеств личности дошкольников. Дети становятся добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее.

 В.А.Сухомлинский писал: «если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, — в годы отрочества дума подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».

 Книги необходимо подбирать с особым вниманием. Эффективным средством воспитания К.Д.Ушинский называл произведения народного творчества. Современные дошкольники по-прежнему с удовольствием запоминают и производят в речи пословицы, поговорки, загадки, заклички, потешки, прибаутки.

 Хочется обратить внимание на православную литературу для детей.

 Б.А.Ганаго, православный педагог с большим опытом, в простых рассказах вовлекает читателя в размышления о главных вопросах бытия. Его рассказы «Разве это друг?», «Мой гриб! Мой», «Прозрение», «Улыбка», «Над оврагом» и другие.

 Православная писательница Валентина Ивановна Цветаева. Педагог по образованию, она много лет общалась с детьми и это чувствуется в ее рассказах. Знание детской психологии позволило Валентине Ивановне написать свои рассказы таким языком, который воспринимается детьми легко, непринужденно. Ее замечательная книга «Живые картинки».

 Татьяна Дашкевич «Про добрую сову». Потрясающие стихи, слова, душещипательный смысл.

 Дмитрий Харченко «Теплая слезинка». Эта история написана в стихотворной форме.

 Очень хочется, чтобы родители познакомили детей с книгами: «Притчи старца Паисия для маленьких», «Снова у старца. Рассказы старца Паисия».

 Беседа с ребенком по содержанию произведения с успехом заменяет длительные родительские нотации о послушании, помощи старшим, заботе о малышах и т.д.

 Если внимательно относиться к развитию сознания ребенка, то можно использовать любой момент в наблюдении, общении в игре, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребенка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь.

 Очень много интересных игр, в которые можно поиграть с детьми идя в детский сад или из детского сада, на прогулке в парке, на море:

 Игра: «Колючие и добрые слова» ( на каждое «колючее» слово будем отвечать добрым)

 балованный — … (послушный)

 зазнайка — … (скромный)

 гневный — … (ласковый)

 обманщик — … (правдивый)

 ленивый — … ( трудолюбивый)

 трусливый — … (отважный, смелый, героический)

 жадный — … (щедрый, добрый)

 неуклюжий — … (ловкий)

 слабый — … (сильный)

 медлительный — … (быстрый)

 торопливый — … (неспешный, рассудительный)

 Игра «Что для чего годится?»

 Ведущий выбирает по своему усмотрению что-то из окружающего мира, называет это и спрашивает: «Для чего годится?» Ребенок дает варианты ответа. Потом меняются.

 Игра развивает воображение, конструктивное мышление, наблюдательность, активизирует и уточняет знания об окружающем мире, расширяет кругозор, формирует речь. Если ребенок дает неполный ответ, то взрослый помогает его дополнить наводящими вопросами.

 Пример: Березовая почка – для чего годится? Ответ – Дает лист. Из почек можно заварить чай. Ими могут питаться птицы. Из них готовят лекарство…

 Камень – для чего годится? Ответ – Используется как груз. Ударный инструмент. Из камня можно высекать огонь. Камень – строительный материал.

 Упражнение « Вы — аптекари»

 Какое «лекарство» вы посоветуете чтобы:

 злая Баба-Яга стала доброй Бабулечкой – Ягулечкой;

 царевна Несмеяна стала веселой;

 хозяйка вспомнила о бедном зайке под дождем;

 у старика и старухи из пушкинской сказки появилось корыто и дом? И т. д.

 Решение ситуаций (как бы ты поступил?)

 «Краской залил рисунок»

 «На столе – разорванная книжка»

 «У Саши оторвалась пуговица»

 «Сломался карандаш» и т.д.

 Упражнение «Какое у кого сердце?»

 Злое сердце — … у Карабаса – Барабаса

 Золотое сердце — …

 Каменное сердце — …

 Мягкое сердце — … у бабушки

 Доброе сердце — …

 Одинокое сердце — …

 Равнодушное сердце — …

 Холодное сердце — …

 Прекрасное сердце — …

 Горячее сердце — …

 У оловянного солдатика сердце — …

 У меня сердце — …

 Упражнение «Закончи предложение»

 Если мой друг заболел, я …,

 Мне подарили фломастеры, и я …

 Когда мне нужна помощь, я …

 Мама дала мне две конфеты, и я … и т.д.

 «Сказочная викторина»

 В каких сказках есть бабушка? («Репка», «Колобок», «Снегурочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотое зернышко»…)

 Назвать сказочные царства и города. (царство Кощея, царство Снежной королевы, Лунный город, Цветочный город, Изумрудный город, царство царя Гороха, Тридевятое царство…)

 Назвать сказочные волшебные предметы (зеркальце, волшебные башмачки, золотой ключик, аленький цветочек, цветик – семицветик, волшебная палочка…)

 Отгадайте кто он и какой?

 а) Была у злодея до пят борода.

 в театре всех кукол он мучил всегда!

 «Подайте мне клетку! –

 Гремел его бас.

 Скажите скорее, кто он?… (Карабас, злой …)

 б) В лесу жил в избушке лесной толстячок.

 С ним был неразлучен сосед Пятачок.

 Читал он вопилки приятелю вслух.

 Скажите скорее, кто он? … (Винни-Пух…)

 в) Он был самым добрым з всех докторов,

 Хотел, чтобы каждый зверек был здоров.

 Лечил все болезни: корь, свинку, бронхит…

 Скажите скорее, кто он? … (Айболит)

 Назвать сказки, где есть числа («Два жадных медвежонка», «Три толстяка», «Три медведя», «12 месяцев», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят»…) и т.д.

 Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают их родители. Поэтому столь важен ранний возраст ребенка, «когда поле его сердца легко обрабатывать» (св. Иоанн Златоуст).

 Говорят, что саперы ошибаются только однажды, подчас это можно сказать и о родителях. Какие-то их ошибки не изгладятся во всю будущую жизнь ребенка. Помните об этом всегда.

Православные праздники в детском саду

 Консультация для родителей

  Важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют православные праздники. Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Мы всегда говорим об особом состоянии души ребенка в момент проживания праздника. Праздник – это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры. В основе русской культуры определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни. Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине. Целесообразно к участию в праздниках привлекать детей с младшего дошкольного возраста. Поэтому основу сценария должны составлять хорошо знакомые дошкольникам сказочные сюжеты, позволяющие донести духовный смысл православия даже до самых маленьких участников и творцов праздничного действия. Необходимо, чтобы все дети могли проявить свои способности, участвовать в общем веселье. жесты, позволяющие донести духовный смысл православия даже до самых маленьких участников и творцов праздничного действия. Необходимо, чтобы все дети могли проявить свои способности, участвовать в общем веселье. Особую праздничную атмосферу помогают создать красочное оформление зала, праздничные костюмы. Хорошими помощниками в этом деле могут быть и дети, и родители. Такая совместная деятельность объединяет детей и взрослых, способствует укреплению доверия, взаимопонимания, а также семейных праздничных традиций.

 Православные праздники в игровой форме учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в школе при изучении курса Основ православной культуры. Сказочный сюжет, стихи, песни, хороводы, репродукции картин известных художников – все это служит решению основных задач: помочь ощутить радость православных праздников; привить любовь к Родине и родной культуре; напомнить об общечеловеческих ценностях: любви, уважении, искренности, доверии.