Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье рассматриваются вопросы сотрудничества дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников. Рассмотрены нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_sotrudnichestva_doo_s_semey.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей

Гошко Н.А.

Воспитатель высшей категории

 Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение  

«Детский сад №42 общеразвивающего вида»

Республика Коми, г. Сыктывкар

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы сотрудничества дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников. Рассмотрены нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Ключевые слова: семья, педагоги, родители, сотрудничество, формы взаимодействия.

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. Дошкольная образовательная организация – это первая образовательная  организация, с которой вступают в контакт родители.

В современных условиях задачей модернизации сотрудничества семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольной организации.

Сейчас, помимо традиционных форм работы с семьей таких как: беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация, родительские собрания, посещение семьи, в ДОО все чаще заменяют новыми нетрадиционными формами. Такие формы работы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные  формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

 Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы:

  • познавательные,
  • информационно-аналитические,
  • досуговые,
  • наглядно-информационные

Информационно - аналитические:
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Формы  проведения:

  •  Проведение социологических опросов
  •  Анкеты
  • Тренинги
  •  Индивидуальные беседы
  •  Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка:  педагоги для родителей»
  • Переписка по электронной почте

Познавательные:

Цель: Ознакомление родителей с  возрастными и  психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения:

  • Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме («Педагогическая лаборатория», «Читательская конференция», «Аукцион», «Душевный разговор», Семинары-практикумы и др.)
  • Мини-собрания
  • Круглый стол
  • Семейные клубы.
  • Родительские конференции
  • Деловая игра
  • Педагогическая гостиная
  • Устные педагогические журналы
  • Исследовательская, проектная деятельность
  • Интернет-журнал

Досуговые:

Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Формы проведения:

  • Совместные досуги, праздники
  • Интерактивные досуговые мероприятия
  • Выставки работ родителей и детей
  • Семинары
  • Мастер-классы
  • Дни добрых дел
  • Турниры знатоков
  • КВН
  • Совместные экскурсии, походы, пикники.

Наглядно - информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские.

Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у  родителей знаний о  воспитании и развитии детей.

Формы проведения:

  • Буклеты, брошюры, пособия, бюллетени, еженедельные записки
  • Доска объявлений
  • Родительская газета
  • Ящик для предложений
  • Электронные газеты
  • Дни (недели) открытых дверей
  • Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
  • Выпуск стенгазет
  • Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности
  • Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в  семье и в детском саду

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В данном контексте образовательная организация не может переложить всю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей.

Литература:

  1.  Евдокимова Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  2. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передвижная методическая полка специалиста как нетрадиционная форма сотрудничества детского сада и библиотеки

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача повышения квалификации педагогических кадров, своевременного информирования педагогов о новых разработках в психолого-пед...

Нетрадиционная форма сотрудничества ДОУ и семьи по формированию основ ЗОЖ"

Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет да...

использование нетрадиционных форм сотрудничества в работе с родителями

признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями " сотрудничество" и " взаимодействие". воспитатели детск...

«Нетрадиционные формы сотрудничества по формированию основ ЗОЖ» Консультация для педагогов

laquo;Нетрадиционные формы сотрудничества  по формированию основ ЗОЖ»Консультация для педагогов...

Традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в рамках детско-родительского клуба "Шире круг"

Традиционные и нетрадиционные мероприятия для детей старшего дошкольного возраста и семей воспитанников...

Сообщение на тему «Нетрадиционные формы сотрудничества». В рамках педагогического совета ДОУ

В данном документе представлены различные Нетрадиционные формы и примеры сотрудничества с родителями....