Ранний возраст детей
статья

Новикова Ирина Владимировна

Все о ребенке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ranniy_vozrast.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации образовательного процесса в группах детей раннего возраста.

Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большой степени зависит от этого периода.

Уникальность этого этапа состоит в  стремительности развития ребенка, что требует самого пристального внимания и родителей, и врачей, и педагогов.

Как помочь ребенку в период адаптации

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша. И для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные последствия он может иметь.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе.

Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы.

Основная задача педагога -  заслужить доверие ребенка.

Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.

Детям нравиться в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

Педагог – профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:

-  игры с песком и водой ( дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

-  монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

-  сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

-  рисование фломастерами, маркерами, красками;

-  слушание негромкой, спокойной музыки («Утро Грига», «Король гномов», Шуберта, «Мелодия»);

-  заняться смехотерапией.

«Одомашнивание»  группы

Каждый малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить» группу.

Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.

Неплохо будет, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома.

Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавесочка, пижамница, фитоподушечка, сделанные мамой. Все эти атрибуты становяться для малыша символом и частичкой дома.

Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их

Родителей. Малыш в любой момент может увидеть  своих  близких и уже не так будет тосковать в дали от дома.

Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,

Сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией,  проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период

-- наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Например игра «Ладушки»

Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу.

Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.

-- Ладушки, ладушки

(воспитатель показывает ладошки)

Где были?

--У бабушки!

(вращает кистями)

Испекла нам бабушка

(хлопает в ладоши)

Сладкие оладушки,

Маслом поливала,

Деток угощала.

Коле два, Оле два

(раздает «оладушки « детям)

Ване два, Тане два.

Всем дала!

(показывает в руках два «оладушка»)

Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками»  -- это могут быть кольца от пирамидки, по два на каждого малыша.

Игра «Нежно гладим мы зверят»

(текст А. В. Головчак)

Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка – пищалка.

Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

--- Нежно гладим мы зверят,

(ладошкой гладит игрушку 8 раз)

И зверята не пищат.

Попищим поскорей,

(сжимает игрушку 8 раз)

Чтобы было веселей.

Для детей раннего возраста ориентиром в неизведанном мире является педагог. Современный воспитатель должен владеть знаниями особенностей раннего возраста, он должен стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка. Это значит, что взрослые

В процессе общения с ребенком обеспечивают ему:

Чувство психологической защищенности;

Доверие к миру;

Эмоциональное благополучие;

Формирование базиса личностной культуры;

Развитие его индивидуальности.

Для полноценного развития ребенку совершенно необходимо, чтобы его любили, уважали  и предоставляли практически неограниченные возможности для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта.

Нужно обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.

Развивать малыша – это значит садиться с ним за стол и вести себя, как на уроке. Педагог должен использовать все свое воображение, изобретательность, быть творческим и интересным для ребенка.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте.

Ранний возраст охватывает от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет

свои особенности. Основными видами деятельности является предметная деятельность и  ситуативно - деловое общение. Ситуативность, как отличительная особенность ребенка раннего возраста, она проявляется в том, что все действия и  переживания малыша определяются ситуацией и неразрывно связаны с ней.

Зависимость от наглядной ситуации определяет особенности поведения детей в разных обстоятельствах. Более сильное впечатление может затормозить или прервать начатое ребенком действие.

Ситуативность проявляется и в особенностях взаимодействия ребенка с людьми. Главными поводами общения выступают практические действия

приуроченные к данному месту и времени, поэтому общение ребенка характеризуется, как ситуативно деловое.

Ситуативность поведения ребенка раннего возраста проявляется в особенностях его восприятия и  мышления, которые практически неотрывны от действия. Только активно действуя с предметами малыш в доступной его полноте познает их свойства, его мышление имеет наглядно действенную форму.

Своеобразные отношения ребенка раннего возраста к окружающему миру

выражаются в ярко выраженной эффективности поведения, так как эмоции малыша ситуативны, они легко возникают, бурно проявляются, быстро меняются на противоположные.

В период раннего возраста ведущей деятельностью является предметная деятельность, в ней ребенку впервые открываются функции предметов.

Особенность  предметной деятельности в раннем возрасте состоит в сотрудничестве ребенка и взрослого, которые предоставлены в схеме:

Ребенок – предмет – взрослый.

Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение характера общения. Взрослый, используя ситуативно – деловое общение вместе с предметом передает способ действия с ним.

Действуя с предметами, малыш узнает величину, форму, цвет, пространственные отношения (далеко, близко), разделения целого на части.

Общение становиться речевым, взрослый называет предмет и озвучивает способ действия с ним.

Важно помнить, что за первые годы у детей трижды происходит смена ведущих видов деятельности. Первый год – общение, второй год  -- предметная, третий год – предметно –игроавя.

Важно использовать пособия для индивидуальной игры ребенка с предметами (развивающий стол). Нужны дидактические наборы: шары, кубики, кольца, пирамидки разного размера, дидактические столики, сенсорные столы, сухой бассейн, разрезные картинки.

На третьем году вводятся сюжетные игрушки, которые служат возникновению отобразительных действий (купания, кормления кукол),

а также  сюжетноотобразительной и ролевой игры.

К концу третьего года нужны наборы для игр в больницу, магазин, парикмахерскую, что способствует обогащению тематике игр.

Для развития наглядно-действенного мышления нужны савочки, формочки, молоточки втулочкой, предметы для уборки дома.

Для инсценировки: тематические наборы; дом с куклами; сказки:

«Колобок», «Курочка ряба», «репка», «Теремок» и др.

Для развития мелкой моторики рук нужны  различные застежки, шнуровки, не мелкая мозаика и т. д., для развития движений: велосипеды, машины-каталки, качалки, мячи, машины и т. д.

К 3 годам поведение ребенка становится более не зависимым от воспринимаемой ситуации. Это происходит благодаря развитию речи

и общения со взрослыми. Именно в этом возрасте ребенок произносит известную фразу «я сам» и ограничивает участие взрослых в своих делах.

Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребенка к самостоятельности, это приводит к возникновению упрямства, желания делать все наперекор требованиям взрослых.

В процессе общения, игры, в  ходе предметной деятельности происходит дальнейшие развитие психических процессов восприятия, памяти, мышления, формируются новые интересы и требования.

От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение. Ребенок может действовать  в воображаемой ситуации. Например, во время игры  взрослый побуждает детей пройти  тихо мимо спящего мишки и не разбудить его, или весело погреметь погремушками, чтобы разбудить солнышко и птичек.

На третьем году жизни внимание малыша еще не устойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него эмоционально значима,

Более длительно. Ребенок может заниматься ее 10 – 12 минут.

У детей на третьем году жизни преобладает зрительно – эмоциональная память. Малыши сравнительно быстро запоминают и без  особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало интерес.

В раннем возрасте происходит  интенсивное физическое развитие ребенка. В этот период увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов, развиваются легкие, увеличивается сердце, укрепляется иммунная система, постепенно растет сопротивляемость к инфекциям.

На протяжении  2 – 3  года развивается скелет и мускулатура малыша. К 3 годам позвоночник отличается большей гибкостью, поэтому неправильное воздействие  может привести к искривлению осанки.

К концу раннего возраста становятся видны половые различия развития мышечной силы, к 2 годам появляется 20 молочных зубов.

Нервные процессы отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток приводит к быстрому утомлению,

поэтому  в раннем возрасте очень важно правильно организовать режим

для малышей. Режим – это рациональное распределение всех режимных процессов, при правильном их чередовании и смене видов деятельности.

Режим обеспечивает:

- нормальное функционирование внутренних органов ребенка;

- своевременное удовлетворении всех органических потребностей ребенка

(еде, сне, отдыхе);

- предохраняет нервную систему от переутомления;

- способствует выработке динамического стереотипа поведения;

- положительно влияет на развитие речи, движений, действия с предметами;

- является средством формирования КГН.

В результате сущностью педагогического процесса в группах раннего возраста становится педагогическое взаимодействие как процесс организации жизнедеятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками (как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога и ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста. «Дети любят потешки!»

Койносова Елена Станиславовна Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/С№14 Консультация для родителей раннего возраста "Дети любят потешки!"...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки!».

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного...

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет).

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет)....

Консультация для родителей детей раннего возраста " Дети любят- потешки! "

Консультация для родителей " Дети любят - Лети любят потешки! "...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки»

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают н...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ДЕТИ УКЛАДЫВАЮТ СПАТЬ КУКЛУ ТАНЮ"

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ДЕТИ УКЛАДЫВАЮТ СПАТЬ КУКЛУ ТАНЮ"...

Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...