Как сформировать готовность к школьному обучению в условиях семьи? Чему необходимо научить ребенка?
консультация (подготовительная группа)

Как сформировать готовность к школьному обучению

 в условиях семьи?

Чему необходимо научить ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomend_roditelyam_got_k_shk.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Как сформировать готовность к школьному обучению

 в условиях семьи?

Чему необходимо научить ребенка?

Общение

Общение в семье происходит на основе родственной близости и общности бытовых нужд. В семье ребенок усваивает азбуку взаимодействия прежде всего с близкими ему людьми. Но недопустимо ограждать его от общения со сверстниками, так как, не научившись правильно координировать свои интересы с их интересами, будет трудно найти свое место и в школьном коллективе. Часто приходится наблюдать, как малыши копаются в песке, а мамы и бабушки, стоя чуть в стороне, зорко следят за "своим".

Объединяясь с компанией однолеток в каком-то совместном деле, Ваш ребенок учится взаимодействию с другими, взаимопомощи, сотрудничеству, умению отстаивать свое мнение. Этот опыт важен Вашему ребенку.

"Гулянье" во дворе - это всегда средство приобретения и закрепления конкретных навыков поведения в коллективе.

Во дворе, на улице ребенок должен постоянно приспосабливаться к меняющейся ситуации, именно здесь проявляются как симпатии, так и антипатии. Мамы, папы, бабушки порой "собственноручно" спешат создать детскую компанию и затеять игру. Однако, это требует чуткости, такта, зоркости и учета тех самых симпатий и антипатий.

Понаблюдайте, как держится Ваш ребенок в группе, ведь в обществе сверстников Вы заметите, чего он стоит на самом деле и как ему помочь завоевать авторитет в глазах ребят.

До поступления в школу основной ведущей деятельностью для ребенка является игра. В игре познавательная активность, воображение, инициатива совершенствуются. Играя, ребенок оценивает человеческие отношения, у него формируется умение подчиняться правилам. Советуем Вам чаще играть с ребенком, ведь для него очень важно даже самое малое Ваше участие, чувство поддержки, одобрения. Играя вместе, Вы сможете глубже понять истинный смысл духовного родства с ребенком, откроете новые черты его характера.

Вашему ребенку необходимы игры в компании сверстников, где он должен утверждаться, проявляя себя, а главное научиться общаться, ведь это так необходимо в школьно-детском коллективе, где нет рядом мамы и бабушки. Успех в компании сверстников Вашему ребенку обеспечат организаторские способности - мастерское руководство игрой, умение внести в нее четкость, активный ритм, каждому найти роль, примирить.

Для успешного обучения в школе у детей должны сложиться формы общения, строго соответствующие специфическим задачам и условиям нового вида ведущей деятельности - учебной.

Необходимо всемерно содействовать тому, чтобы общение ребенка со взрослыми приобретало все большую произвольность, а это предполагает достаточно сложную деятельность. Будущему школьнику необходимо понять и принять задачу учения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его намерения, цели, адекватно реагировать на его вопросы, достигнуть взаимопонимания.

Мы считаем важным обратить особое внимание на такие формы общения с ребенком, как деловое, познавательное и личностное.

Деловое общение присутствует там, где ребенок стремится чему-то научиться у взрослого. Оно обеспечивает прежде всего такие возможности, как принятие общей цели, включение в совместное планирование, организацию взаимодействия в процессе деятельности, обсуждение полученных результатов, взаимопонимание и т.д. В целом, речь идет о сотрудничестве ребенка и взрослого.

К познавательному общению дети прибегают чаще в случае потребности обсудить со взрослыми широкий круг вопросов (о прошлом и будущем, о звездах и планетах, странах и континентах, технике, природе и т.д.). Психологи отмечают, что в познавательном общении активно проявляется стремление ребенка добиться уважения взрослого, обратить на себя внимание.

Советуем Вам внимательно относиться к вопросам детей, поощрять их (а не отмахиваться!), стараться находить ответы на них, а лучше - организовывать совместный поиск ответа. Любознательность детей можно заглушить, пробудить гораздо сложнее. Результатом внимания родителей к этой форме общения станут познавательный интерес и познавательная активность ребенка, без которых школьное обучение не может быть успешным.

Содержание личностного общения составляет обсуждение тем, связанных с человеком, с его эмоциональным, нравственным миром. Взрослый в таком общении - носитель ценного социального опыта, дети обсуждают с ним поступки людей и правила поведения, говорят о своих чувствах, переживаниях. В процессе общения ребенок стремится достичь взаимопонимания со взрослым.

Настроенность на взрослого позволяет детям без труда понять, что в ситуации учения взрослый выступает в особой функции - как педагог, учитель и, следовательно, вести себя с ним надо так. как и положено ученикам: внимательно слушать, запоминать, стараться сделать все как можно лучше, исправлять допущенные промахи.

Специально подчеркнем: неготовность ребенка принять взрослого в роли учителя создает особые трудности как в адаптации к школе, так и в формировании учебной деятельности.

Однако часто ли мы, родители, вступая в отношения сотрудничества с ребенком, проявляем доверие и уважение к нему? Не бойтесь обратиться к ребенку за помощью и советом, полезно иногда принять на себя роль недостаточно осведомленного, преднамеренно совершить ошибку, чтобы ребенок заметил и исправил ее. Поверьте, что доверие к Вам укрепится, а в самом ребенке пробудится уверенность в себе, стремление к самостоятельности.

Необходимо всемерно разнообразить практику общения ребенка с окружающими. Выше мы уже неоднократно обращали внимание родителей на необходимость общения ребенка со сверстниками, а также младшими и старшими детьми, выделяя те умения общаться, которые при этом формируются.

Некоторые психологи выделяют "кооперативно-соревновательный" тип общения в старшем дошкольном возрасте, который играет первостепенную роль в подготовке ребенка к школе. Совместная деятельность детей, которая носит характер соревнования, значительно повышает ее количество, а также качество получаемых детьми новых знаний, умений. Рекомендуем чаще практиковать соревнование типа: "Кто больше назовет животных, растений, городов" или "кто подберет больше ласковых и красивых слов о маме, бабушке" и т.д.

Обучать детей видеть и принимать позицию партнера и удерживать ситуацию задачи (в игре, продуктивных видах деятельности и т.д.) на протяжении длительного времени - задача взрослых.

Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками и другими детьми, напротив - всемерно расширяйте сферы такого общения, участвуйте в нем в качестве тактичного и умелого организатора.

О продуктивной деятельности

Обращаем Ваше внимание, что такие виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок готовят ребёнка к последующему обучению в школе. Специалисты называют эти виды деятельности продуктивными. Чтобы продуктивная деятельность превратилась в учение, нужно перед ребенком поставить учебную задачу.

Конструирование.

Большое разнообразие конструкторов, их яркость, привлекательность буквально завораживают детей. Родители часто бывают довольны тем, что ребенок занят и их не беспокоит. Однако, такая позиция не будет способствовать решению учебных задач. Ведь при конструировании ребенок учится обследовать предмет, вычленять основные его части, опорные детали, их расположение, знакомится с определенными способностями построения конструкции. Конструировать можно по образцу, по условиям, по замыслу.

В процессе деятельности ребенок научится решать задачи по-разному на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для развития творчества и способности к самостоятельному планированию своей деятельности, но все это может быть достигнуто только в сотрудничестве со взрослым.

Рисование.

В своем рисунке ребенок не только проявляет познавание мира, но и выражает эмоциональное отношение к нему. Чем более развито у Вашего ребенка восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем богаче, выразительнее у него рисунки. Изобразительная деятельность теснейшим образом связана не только с восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и е личностью в целом.

Основными средствами для выражения отношения к изображаемому для ребенка служат линия и цвет.

Рисование имеет самое прямое отношение к развитию зрительно-моторной координации. Обратим внимание родителей: возможности рисования для подготовки к школе могут быть полно реализованы ребенком только при Вашем участии.

Лепка позволяет ребенку изобразить предметы в трехмерном пространстве. Особенно ценно то, что ребенок может неоднократно менять форму, достигая желательной выразительности. Развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание. И еще одно бесспорно, рука ребенка готовится к письму, кисть и пальцы получают необходимые, но в то же время и щадящие нагрузки. С этих же позиций полезно заниматься с ребенком аппликацией, где он учится рисовать узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, осваивать разные приемы вырезания.

Поделки из природного материала. Гуляя в парке или в лесу. Ваш ребенок любит собирать желуди, шишки, веточки. Мы рекомендуем вам использовать эти находки для изготовления разных поделок: смешных человечков из желудей, лесовичков из шишек и веток. Скреплять детали лучше клеем ПВА и делать это вместе с ребенком. Прекрасная коллекция совместных работ украсит комнату малыша.

Очень важно, что в процессе всех вышеназванных видов продуктивной деятельности развиваются ручная умелость, зрительно-моторная координация, необходимая для подготовки ребенка к письму.

Особо о книге. Она должна занять достойное место в жизни ребенка. Вырастить читателя - одна из важных забот семьи. Читателем ребенок становится не тогда, когда сам научился читать (хотя это важный, новый этап), а гораздо раньше. Очень важно, чтобы книга вызывала у ребенка стремление узнать еще больше. Взрослым полезно использовать книгу как тему для беседы, сюжет для игры. Хорошо, если доброй традицией в Вашей семье станет семейное чтение.

Вы задумывались над вопросом:

Что создает ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах?

Конечно же, доверие и уважение к ребенку - это должно определять позицию родителей. Если Вы будете верить в возможности ребенка, опираться на лучшее в нем, то это станет гарантией.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не противопоставляйте их друг другу. Сравнение должно быть с самим собой, т.е. новые достижения ребенка мы сравниваем с прежним уровнем. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.

Положительные оценки в адрес ребенка должны услышать все члены семьи. В порицаниях отдайте предпочтение спокойному замечанию, совету, просьбе, индивидуальному напоминанию о том, как надо себя вести.

Всем своим поведением постарайтесь дать ребенку почувствовать заинтересованное отношение к нему: радость - в случае успеха, огорчение - в случае неправильного поступка, сопереживание и озабоченность - в случае неудачи.

Ребенок должен чувствовать, что Вы его любите и принимаете как уникальную, неповторимую личность. Конечно, это совсем не означает всепрощеничество и потакание капризам. Ведь порицаете Вы отдельные действия и поступки, а не личность ребенка в целом.

Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, от которых зависит реакция на то или иное воздействие. Если ребенок смел и уверен в себе, то надо обучать его критической оценке своей работы. Подбодрить, поддержать пусть даже слабую инициативу застенчивого, нерешительного ребенка - это значит во многом расположить его к себе и предстоящей деятельности.

Страх перед школой, взрослыми, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность - плохие союзники в решении сложнейшей задачи - переходу на новую жизненную ступень.

Необходимо дать ребенку возможность самореализоваться, раскрыть свои возможности и таким образом обеспечить себе реальный успех у окружающих. Успешность нужна каждому ребенку, помогите ребенку прийти к ней! Всегда можно найти такую область деятельности, в которой ребенок может себя проявить (хорошо бегает, прыгает, рисует, лепит, поет, читает стихи, сочиняет, фантазирует и т.д.).

Но если нет никаких реальных достижений, их придется создавать искусственно. Главное - не сам по себе успех, а реакция на него окружающих.

Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны,

Несколько советов, которые надо учитывать, формируя у ребенка черты характера, навыки, умения, важные для успешного вступления в школьную жизнь

Большое количество разнообразных сведений ребенок получает помимо родителей через средства массовой информации, а через реакцию родителей на видимое, слышимое он постигает принципы оценок. Ваше отношение к каким-то известиям, событиям для него является компасом в море информации. Многие телепередачи помогут вам расширить мир представлений Вашего ребенка, но для этого Вы должны быть рядом. Вместе просмотрев очередную передачу, поговорите с ребенком об увиденном. Старайтесь так задать вопросы, чтобы ребенок высказал свое отношение к увиденному!

Что бы Вы ни обсуждали с ребенком, чему бы Вы ни учили его, попробуйте отказаться от монологов, от длительного ораторствования, при котором Вы излагаете свое мнение, а ребенок держит свои мысли при себе. Монолог всегда рассчитан на пассивное усвоение изрекаемых истин. Сделайте так, чтобы в Вашем общении с ребенком преобладал диалог, тогда Вы узнаете, что переживает Ваш ребенок, о чем думает, в чем сомневается!

Речевое развитие

Взрослые, родители, бабушки, дедушки, интересующиеся вопроса> ми воспитания детей, читающие педагогическую литературу, не раз встретят в ней мысль о том, что развитие речи в дошкольном детстве - одна из центральных задач воспитания. Так ли это? Да! Именно так. Понаблюдайте. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми  и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

Задумайтесь над тем, достаточно ли сформирована и развита речь Вашего ребенка, чтобы он чувствовал себя в школе комфортно, не испытывал особых затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. У ребенка пяти-семи лет должен быть высокий уровень речевого развития. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется грамматическими формами и категориями, его высказывания становятся содержательными, выразительными и точными. Ребенок 5-6 лет может пересказать прочитанную сказку, рассказ, мультфильм, составить рассказ по картинке, об игрушке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Обладает ли этими умениями Ваш ребенок? Прежде всего хочется обратить Ваше внимание на то, произносит ли ребенок правильно все звуки? Правильное звукопроизношение - одна из важных сторон речевого развития дошкольника. К сожалению, не все родители это понимают. Несовершенства звукопроизношения вызывают насмешки товарищей и недовольство педагогов, травмируют детей, оставляя постоянное чувство огорчения. Сознавая свои недостатки, дети избегают коллектива, стесняются говорить, иногда отказываются отвечать, нервничают, становятся неразговорчивыми, замкнутыми. Недостатки речи портят их характер. Почему-то многие родители считают, что в 4-5 лет исправлять речь ребенка рано, так как он "еще маленький". Вот пойдет в школу, тогда... А вот тогда может быть уже поздно. Мы еще раз подчеркнем, что к 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Один ребенок может неправильно произносить 1-2 звука, а другой - 5-6 звуков. Но в том и в другом случае необходимо устранить все недостатки звукопроизношения еще до начала обучения в школе. Чем скорее Вы обратитесь за помощью к специалисту (логопеду), тем больше шансов на хороший результат. Не теряйте времени.

Для того, чтобы ребенок научился хорошо говорить, для того, чтобы у него сформировалась связная речь (умение связно выражать свои мысли, представления, эмоции) необходимы некоторые условия. Во-первых, у него должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д. Взрослые должны помнить о том. что чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для совместных разговоров. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (Взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его "вслушиваться" в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как "Назови любимые игрушки", "Каких животных ты знаешь?". "Скажи по-другому". "Опиши свою одежду" и многие другие, Поиграйте с детьми.

В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые.

Обычно многие родители хотят получить ответы на конкретный волнующий их вопрос, поэтому мы предлагаем вопросно-ответную форму, которая поможет разрешить некоторые вопросы при подготовке ребенка к школе.

ОТВЕЧАЕМ НА ВАШИ ВОПРОСЫ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вопрос: Готовим ребенка к школе дома. Узнали о требованиях школы, в которую хотели попасть. Трудность в следующем: не знаем как получить более точную информацию о достижениях ребенка. Посоветуйте, какие средства могут использовать сами родители для этого?

Ответ: Методики, используемые для определения готовности к школе, довольно разнообразны. Одни учитывают лишь определенные стороны развития ребенка, другие - позволяют дать более целостную, комплексную оценку.

Родителям следует помнить, что никакой тест не даст стопроцентного прогноза успеха или неудачи, он может только подсказать, на что обратить внимание. Кроме того, даже опытный психолог не сможет проверить все стороны готовности в один присест.

Конечно, применение сложных методик - дело специалистов, и если Вы хотите получить более объективное и полное представление об уровне школьной зрелости ребенка - обратитесь к ним.

Хорошие ориентиры для определения значимых показателей готовности ребенка к школе заложены в новую программу обучения развития дошкольника "Истоки".

Вопрос: Наш ребенок не посещает детский сад. 1 сентября ему идти в школу. Дома мы стараемся создать все условия для занятий и игр. Мама не работает и все время посвящает ребенку. Вместе с тем, нас не может не волновать вопрос, не упускаем ли мы чего-нибудь важного в подготовке?

Ответ: Самое важное, что Вы рискуете упустить - опыт общения ребенка со сверстниками и разными взрослыми. Ведь умения ребенка ориентироваться на партнера, слушать его, принимать его позицию, согласовывать с ним свои действия, конструктивно спорить - одни из наиболее значимых в современных системах обучения.

Поэтому посоветуем Вам находить возможности для организации такого общения. Не бойтесь приглашать в дом сверстников Вашего ребенка, постарайтесь ненавязчиво, тактично организовать общение детей по поводу игры, других интересующих детей видов деятельности.

Очень хорошо, если Ваш ребенок посещает какие-то кружки, студии, секции, где имеет возможность общаться со сверстниками.

Особенно полезно было бы в последний предшкольный год посещать занятия в группе "Развитие", которую Вы наверняка найдете в одной из ближайших к дому детских садов.

В таких группах специалисты организуют деятельность и общение детей так, чтобы формирование собственно учебных умений, овладение знаниями не нарушали естественный ход развития ребенка, максимально способствовали его продвижению.        

Вопрос: Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?

Ответ: Рассеянность - это психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания. Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.

Обычно рассеянность - это результат неправильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведении дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность. Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснение учителя, может не выполнить задания.

Поэтому прежде всего не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность.

Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.

Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре. Например, возьмите много мелких предметов (пуговицы, гвоздики, орехи, камешки), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы бумагой и предложите сыну (дочери) назвать все, что лежит под ней.

Или еще одна игра. Поставьте рядом 5-6 игрушек. Ребенок закрывает глаза, а в это время с игрушками происходят какие-то изменения. Исчезает одна из игрушек, добавляется новая, меняется их расположение. Открыв глаза, ребёнок должен сказать, что изменилось. Иногда  рассеянность ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением всего организма. В этом случае необходимо укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых.

Рассеянность вызывается также подавленностью, плохим настрое-нием. Это уже зависит от обстановки в семье.

Вопрос: Мой ребенок "домашний", т.е. никогда не посещал детский сад. Через год ему пора в школу. Где моего ребенка смогут подготовить к школе?

Ответ: Наш совет - найти детский сад, в котором работает "Группа развития". Группы - эти бывают разновозрастные и одновозрастные. Дети посещают разнообразные занятия: музыкальные, художественную гимнастику, изостудию, обучение чтению и счету и т.д. Форма занятий, в основном, игровая, дети много двигаются, общаются в доброжелательной обстановке. Кроме этого, у детей есть вне занятий общаться друг с другом (с ровесником, ребенком младше), с малознакомыми взрослыми. У Вашего ребенка вырабатываются свои формы и нормы общения с человеком любого возраста. Ведь для того, чтобы Ваш ребенок не подвергся сильному стрессу в начале своей учебной деятельности, ему нужно приобрести характерные черты ребенка, готового к школе:

  1. умение войти в общий разговор (достигается разнообразным общением, о котором мы говорили);
  2. умение войти в общий темп и ритм занятия (музыкальные и занятия гимнастикой очень важны);
  3. умение удержать состояние работоспособности на протяжении всего занятия;
  4. умение найти напарника для работы (ребенок изучает во время занятий, игр способности  других);
  1. умение самому доводить дело до ожидаемого эффекта.

И, если нет возможности посещать детский сад постоянно, то такая "Группа развития" поможет Вашему ребенку приобрести эти умения.

Вопрос: Наш ребенок (ему 5,5 лет) во время совместных прогулок задает очень много вопросов. Не дослушав ответ на одни, тут же задает другой. Надо не торопиться отвечать на все его вопросы или поступить как-то по-другому?

Ответ: Прежде всего надо порадоваться тому, что Ваш ребенок проявляет интерес к окружающему миру, умеет удивляться и стремится поделиться этим с Вами. Но разобраться с тем, почему ребенок не дослушивает Ваши ответы, нужно. В данном случае нам необходимо обратиться к двум важнейшим сферам жизни ребенка: общения и познания. Бывает так, что вопросы ребенка и не направлены на то, что бы получить ответ, они задаются исключительно для того, чтобы привлечь внимание взрослого, насладиться общением с ним. Неважно, что отвечает взрослый, важно, что он общается со мной, уделяет мне внимание. Все это вполне естественно.

Вместе с тем, именно от взрослого, его позиции зависит, чтобы такое общение стало еще более полезным и наполняло познавательный опыт ребенка, готовящегося к школьной жизни, новым содержанием.

Известно, что ребенок - дошкольник не готов слушать долгий монолог взрослого и очень стремится к диалогу с ним.

Попробуйте привлечь самого ребенка к ответам на его же вопросы. Подумайте вместе, порассуждайте, задавая ребенку встречные вопросы. Возможно, нужно вместе понаблюдать, выделяя самое важное. Поиск ответа непременно заставляет сравнивать, анализировать, обобщать, развивать речь.

 Порадуйтесь вместе с ребенком найденному ответу, сделанному откровенно. Если ответ не найден - это повод обратиться к книге, другому человеку и т.д.

Важно учить ребенка слушать и слышать другого человека. Задача эта очень непростая, но, вместе с тем и чрезвычайно важная. К этому нельзя принуждать, но нужно приучать. Многое зависит от того, умеете ли Вы выслушать ребенка, помочь ему высказать свою мысль, отношение. Уважайте вопросы, мнения, суждения ребенка (даже если они ошибочны или чем-то Вас не устраивают). Помните, что вопросы - показатель познавательной активности, любознательности.

Общение с ребенком по поводу познания - важнейшее средство развития мышления и речи, памяти, воображения, внимания, эмоциональной и волевой сферы. Не отмахивайтесь от вопросов детей - Вы рискуете потерять их доверие.

Вопрос: Нам бы хотелось отдать своего ребенка в "элитарную" школу. При этой школе действуют подготовительные курсы.

Но смущает, что занятия гам проводятся в вечернее время. Не повредит ли это ребенку?

Ответ: Ваши опасения небеспочвенны. Ведь эти курсы скорее всего будут готовить Вашего ребенка к тестированию при поступлении в донную школу, "натаскивать" на ее конкретные требования.

Занятия, как Вы сказали, проходят в вечернее время, когда ребенок уже устал и работоспособность низкая, и утомляемость высокая.

И уже совсем не добавляет интереса к занятиям то, что они чаще всего проводятся в форме урока.

На таких уроках детей форсированно учат писать, читать, считать и т.д. (дублируется программа первого класса), часто без учета готовности к этому конкретного ребенка.

Занятия, как правило, платные. Значит, вы будете стараться ни в коем случае их не пропускать.

В результате всех этих стараний ребенок просто устанет и у него появится негативное отношение к школе, школьным занятиям, учителю. А желание идти в 1 класс пропадет совсем!

Потерь здесь может быть больше, чем приобретений. Советуем Вам, познакомившись с требованиями данной школы, поискать в ближайших детских садах работающие там группы "Развития", узнать об их программах и выбрать соответствующую. Если же в данной школе настаивают на посещении подобных курсов будущими первоклассниками, то. если здоровье и психологический комфорт ребенка для Вас дороже престижности обучения в "элитарной" школе - откажитесь от желания учиться в таком учебном заведении (подобные курсы нельзя квалифицировать как профессиональный, а уж тем более личностно-гуманный подход к ребенку).

Вопрос: Не знаю, что случилось с дочерью: всегда послушная и ласковая, она превратилась в упрямого грубого ребенка, часто капризничает и не хочет посещать прогимназию? Что делать?

Ответ; Картина, описанная вами, типичная для психологического кризиса детей 7-летнего возраста. Одно из самых характерных поведенческих проявлений кризиса этого возраста заключается в потере детской непосредственности. Ребенок этого возраста может начать манерничать, капризничать, его поведение беспричинно становится неуправляемым. Это объясняется тем, что если раньше ребенок поступал ситуативно и непосредственно, то в этом возрасте его поведение становится более произвольным - ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, может не всегда подходящую к ситуации, а затем ведет себя в соответствии со взятой ролью. Отсюда и неестественность поведения и беспричинные смены настроения. Но это все пройдет. Останется способность действовать не только под влиянием эмоций, но преобразовывать их и подчинять чувству. В этом возрасте происходит перестройка не только психического, но и физиологического развития. Нервная система дошкольника более пластична, более способна к развитию, но она и более уязвима. Нервные механизмы произвольности только формируются. И если преждевременно включить ребенка в деятельность, требующую произвольности внимания, памяти, восприятия, то это нанесет большой вред здоровью Вашего ребенка, а знания не пойдут впрок.

Одним из наиболее действенных Ваших помощников является игра. Сюжетно-ролевая игра научит ребенка приобретать опыт поведения в разных ситуациях, изменять его в зависимости от сюжета. Желательно, чтобы в такой игре у ребенка были партнеры-сверстники, и он будет поставлен перед необходимостью согласовывать с ними свои действия, подчиняться общему замыслу. Полезно сыграть роль капризного, упрямого персонажа, ощутив на себе реакции партнеров по игре и последствия такого поведения героя (по сюжету).

Очень эффективны и игры с правилами. Вопрос о том, отдавать ли ребенка в прогимназию или группу "Развитие" в детском саду посоветуем Вам решать со специалистами-психологами. Будьте терпеливы, не действуйте давлением, наказанием, но и не считайте проявления грубости естественными.

Вопрос: У меня очень послушная девочка, мы в семье с ней не испытываем трудностей. Но когда мы приходим в гости, то она замыкается, краснеет, волнуется. Все дети читают, что-то рассказывают, поют, а паша дочь еле лепечет, просит нас поскорее уйти домой. Ей уже 7-й год, скоро идти в школу, а она такая робкая, тихая, сторонится общения. Мы ей уже не раз говорили - нельзя быть такой. Как сделать, чтобы она свободно общалась и со сверстниками, и со взрослыми. Нас волнует, как же она в школе будет общаться и учиться?"

Ответ: Возможно, Вы очень строги с Вашей дочерью дома, постоянно ругаете за промахи, возможно и замечания в ее адрес делаете в присутствии ее друзей, взрослых. Девочка чувствует от этого свою неуверенность, а может быть страх, что она сделает что-то не так. Здесь, очевидно, надо изменить характер взаимоотношений с дочерью - побольше хвалить, выполнять какую-то совместную домашнюю работу, говорить ей, что ее помощь была очень кстати. Ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправлять, чтобы результат был хорошим. Тон разговора с ребенком должен быть доброжелательным, участливым. И ни в коем случае - ни с кем ее не сравнивать, а дать ей понять, что Вы ее любите такой, какая она есть.

Посоветуем и чаще приглашать в дом сверстников дочери, очень возможно, что у нее недостаточный опыт общения с ними. В домашней обстановке, в роли хозяйки она будет чувствовать себя увереннее. Снять робость, скованность лучше всего поможет совместная игра, общее дело.

Идя в магазин, поручите дочери подойти с чеком к продавцу и попросить взвесить или подать товар. Если бываете в музее, в театре и других местах, незаметно организуйте опыт общения ребенка с разными малознакомыми взрослыми.

Вопрос: Жена увлекается вышиванием, плетением и прочим рукоделием и старается приобщить к этому нашего 6-летнего сына. Я же считаю, что это замятие не для мальчика. Разрешите, пожалуйста, наш спор.

Ответ: Как ни удивит папу это мнение, но занятие всяким ручным делом (а уж тем более вышиванием) имеет самое прямое отношение и к общему развитию ребенка и к проблеме подготовки его к школьным занятиям.

Если Вашего сына интересуют мамины увлечения и он проявляет желание принять в этом участие, научиться чему-то - это нужно приветствовать и поддерживать.

Нет сомнений в том, что вышивание, плетение и т.п. способствуют развитию внимания; учат усидчивости, сосредоточенности.

Никто не спорит и с тем, что подобные занятия во многом стимулируют развитие воображения, проявления фантазии и творчества, развивают чувство вкуса. Поскольку одним из важнейших показателей школьной зрелости является "готовность руки к письму" (развитие мелкой моторики, координации движений руки и глаза), то Вы сами понимаете, какой потенциал для этого в тех занятиях, которые папы считают не мужскими. Именно они помогут мальчику научиться хорошо и согласованно двигаться, разовьют глазомер и сделают движения более точными.

Что плохого в том, что мальчик научится плести, шить или вышивать? Деление на "женские" и "мужские" занятия идет только от мнения взрослых людей, и в каждой семье эти мнения не одинаковы. Может быть, эти умения станут основой для выбора очень престижных профессий: портного, модельера, дизайнера, ювелира и т.д.

Если вам так хочется, чтобы мальчик заинтересовался мужским делом (научился мастерить и т.д.), то это зависит от Вас, от того примера, который он видит перед глазами.

Может быть, Вам стоит объединиться с женой и научить сына делать, например, разметку для будущей вышивки, модель для плетения и т.д.? Этим Вы только поможете его развитию, а атмосфера семьи станет благоприятнее.

В заключении отметим, что человеку сегодня важно владеть многими умениями, все в жизни может пригодиться, да и работу найти легче.

Вопрос: Недавно купили компьютер и теперь об этом очень жалеем. Сын увлекся компьютерными играми и не хочет слышать ни о каких других занятиях. А ведь нам через полгода в школу. Посоветуйте, что делать в такой ситуации.

Ответ: Нельзя не согласиться е тем, что компьютерные игры очень увлекают. И даже взрослые люди могут, забросив все свои дела (бывает, что и в рабочее время), часами просиживать у экранов компьютеров. Не опасен ли компьютер ребенку? Не мешает ли он нормальному развитию? Эти и другие вопросы волнуют современных родителей. Тревога их естественна и понятна. Но ответы специалистов на подобные вопросы неоднозначны и могут удивить родителей.

Общение с компьютером может принести как вред, так и пользу. Все дело в разумной организации такого общения,

Если Вы сами купили в дом компьютер, то это уже реальность, и запрещать ребенку работать с ним - противоречить самим себе.

Как всякое другое занятие - компьютер требует времени и правильного применения. Конечно, сидеть перед экраном компьютера часами не рекомендуется. И даже для непродолжительного общения лучше иметь защитный экран. Ребятам 6-7 лет желательно не играть у компьютера более получаса в течение дня.

Самое важное для нас, что одна из функций компьютерных игр - обучающая: она способствует развитию интеллекта детей, улучшает восприятие, память и внимание, развивает моторную координацию, координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (т.е. руки) провести изображение на экране в нужном направлении. При правильном подборе игр можно не только развивать, но и корректировать зрительно-моторную координацию.

Если Ваш ребенок станет заниматься русским языком, математикой, конструированием вместе с компьютером, то заинтересованность его в этих занятиях будет неизмеримо выше. Игры на компьютере не воспринимаются детьми в качестве занятий, но удовлетворяют их потребность в игре. Таким образом, "игровая мотивация" может помочь ребенку усвоить те знания, которые несут компьютерные игры.

Можно с уверенностью сказать, что формированию готовности к школе способствуют практически все компьютерные игры. Кроме того, существуют специальные программы, например, для формирования у детей сенсорных эталонов (цвет, форма, размер). Большое значение для развития имеют конструкторские игры, развивающие образное мышление детей-дошкольников. Специальные игры для обучения детей математике, русскому языку, логике станут вашими незаменимыми помощниками.

Итак, дело в том, что при разумном подходе компьютер станет Вашим надежным помощником. "Уход" ребенка от Вас к компьютеру связан не только с его привлекательностью, но и с Вашими отношениями с ребенком, стилем общения.

Нужно помнить, что дети испытывают потребность в строительстве своего собственного воображаемого мира, который помогает компенсировать неуверенность и слабость, зависимость от взрослых в реальном мире. Компьютер дает возможность перенести в другой мир, сделать его вещественным (его можно не только увидеть, с ним можно и поиграть).

Серьезный "уход" ребенка справедливо вызывает тревогу родителей. И как мы уже указывали выше, это чаще всего следствие неправильных отношений ребенка со взрослыми.

Вопрос: Наш ребенок не посещает детский сад, но дома мы создали все условия для занятий: покупаем книги, специальные тетради. Стали замечать, что Сережа всякими способами старается избежать занятий, и если поначалу с удовольствием учился считать, писать, читать, то сейчас активно не желает этого. Как вернуть интерес к занятиям, ведь до школы осталось несколько месяцев?

Ответ: Беспокойство родителей понятно, но судя по ситуации, Вы начали занятия не совсем правильно. Если поначалу ребенка привлекала новизна книги, тетради, новая позиция, то затем, когда потребовались значительные усилия, он оказался к этому не готов.

В подготовке к школе развитие умений слушать и слышать, принимать правила или инструкцию и действовать в соответствии с ними, оценивать свои действия и действия других и многие другие являются, по мнению психологов, приоритетными. У дошкольников такие умения формируются прежде всего в игре - привлекательной и привычной для детей деятельности.

Мы советуем Вам наполнить любимые Вашим ребенком занятая полезным для его развития содержанием и постараться построить общение так, чтобы вы совместно решали задачи подготовки к школьной жизни. Такие занятия не должны быть очень продолжительными, но важно, чтобы содержание их постоянно усложнялось по мере приобретения ребенком опыта игры и учения.

Предлагаем родителям несколько вариантов подобных занятий, а рекомендуемая литература поможет им определить их содержание самим.

Представляемая рубрика "давайте вместе" обращена ко всем членам семьи и их друзьям. Любимые детьми занятия - игру и рисование можно наполнить не только интересным, но и существенно влияющим на развитие детей содержанием. Каждая из страничек демонстрирует некоторые аспекты такой возможности.

РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОИГРАЕМ!

"Четыре стихии" (для детей 6-7 лет)

По предварительной договоренности с ведущим все играющие на слово "земля" опускают руки вниз, если звучит слово "вода" - вытягивают руки вперед, слово "воздух" - поднимают руки вверх, слово "огонь" - производят вращения руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим или платит фант.

Мы не просто играли, мы развивали внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

ПОРИСУЕМ!

Возьмем "волшебный" карандаш и будем превращать:

                                       Прямоугольник - в вагон поезда, дом, конверт с письмом, портфель...

                                           А во что еще можно превратить эту фигуру?

 

                 в окно, высотный дом, ствол дерева, трубу... Что еще сумеет придумать наш "волшебный" карандаш?

Круг - в солнышко, ромашку, часы, колесо, тарелку... Разве можно придумать что-то еще?

Треугольник - в елочку, домик, парус, ракету, колпак... В каких еще предметах и объектах можно выделить эту фигуру?

Мы не просто рисовали, мы занимались освоением основных геометрических форм и развитием воссоздающего воображения.

"Хамелеон". Взрослый поясняет, кто такой хамелеон (ящерица, меняющая окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы ее не было заметно). Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он стал серым, а если он сидит на желтом песке, становится желтым. Затем ведущий начинает задавать вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зеленой траве, на коричневом бревне, на ромашке, на шахматной доске и т.д. Отвечать нужно быстро.

В этой игре мы занимались работой - развивали сосредоточенность и переключаемость внимания, активизировали память и воображение.

ПОРИСУЕМ!

"Поможем Буратино". Известный нам герой, как всегда, спешил навстречу новым приключениям и не успевал дорисовать несколько рисунков, а завтра выставка...

Попробуем догадаться, что хотел нарисовать Буратино по отдельным нарисованным мм деталям и закончим рисунки.

Важная задача подобного рода деятельности - развитие творческого мышления и воображения.

"Да" и "Нет" не говорите (Возраст 6-7 лет)

Основное правило игры: в ответах на вопросы ведущего нельзя употреблять слова "да" и "нет". Вопросы необходимо формулировать так, чтобы они провоцировали на использование этих слов. Например: Снег белого цвета?

На улицу ты выходишь одетым?

Ты любишь мороженое? И т.д.

В этой непростой игре мы развивали произвольность внимания, формировали ориентацию на выполнение правила, развивали речь.

ПОРИСУЕМ!

Давайте попробуем закончить рисунки, стараясь не повторять тог го, что уже нарисовали, на основе одних и тех. же  частей геометрического контура.

Мы развивали воображение, учились представлять целостный образ на основе одной из частей геометрического контура.

"Невидящие - не слышащие" (для детей 6-7 лет).

Правила игры: Необходимо повторять за ведущим различные движения, которые он либо демонстрирует, либо называет, либо делает то и другое одновременно. Поочередно вводится одно из двух условий; вы "невидящие" или "неслышащие". Закрывать глаза или уши, отводить взгляд от ведущего строго запрещается. По мере освоений игры появляется все больше ловушек (например, ведущий называет одно движение, а показывает другое и т.д.). Мы развивали внимание в целом, учили детей управлять своими движениями при смене игры.

ПОРИСУЕМ!

Станем волшебниками!

Вы можете превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка.

Очень важно ориентироваться на необычность, оригинальность превращений. Если вам интересно узнать, какие рисунки считаются неоригинальными или малооригинальными, обратитесь к книге А.Э. Симановского "Развитие творческого мышления детей". Популярное пособие для детей и педагогов.

"Не путай цвета!" (для детей от 5 до 7 лет)

На столе 5-6 бумажек разного цвета. Играющие вокруг стола. Ведущий называет цвет какой-либо бумажки и быстро опускает на нее руку, одновременно с ним должны опустить руку и все играющие. Преднамеренно и неожиданно для всех ведущий опускает руку не на ту бумажку, цвет которой он назвал, но играющие не должны поддаваться внушению его жеста. (Могут быть использованы предметы разного цвета и т.д.).

Мы развиваем внимание к своим движениям, тренируем сосредоточенность и распределение.

Составляем фигурки!

Круг разделен на части как показано на картинке. Ориентиром при разрезании служит центр круга. Получается 7 частей. Из них равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником, остальные 3 части разные по форме и размерам.

Попробуй из разрезанных частей составить фигурки:

  1. Индюшонка.
  2. Тюленя.
  3. Бабочки.
  4. Собачки.

Кого еще можно составить из этих частей?

Этой работой мы способствовали развитию творческого Мышления и воображения.

"Точные движения". На столе 8-10 предметов. Посмотреть на них 15-20 секунд, запомнить расположение. Затем с завязанными глазами, не дотрагиваясь до других предметов, положить руку на тот, который назвал водящий.

Можно внимательно рассмотреть картину размером не более 40х40см и затем с завязанными глазами попытаться указать на отдельные изображенные на ней предметы.

Мы работали над объемом и концентрацией внимания, развивали внимание к своим движениям.

ПОРИСУЕМ!

"Волшебный лес". На листе, кроме схематических изображений деревьев, сделаны незаконченные изображения. Попробуем нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него необычную историю. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: бабочки, птички, животные.

Материал к игре рекомендуется менять, например, можно предложить "Волшебное море" и т.д.

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОШТРИХУЕМ!

Цветок в горшке составлен из геометрических фигур. Правее изображены заштрихованные фигуры.

Чтобы заштриховать цветок, нужно найти одинаковые по форме и размеру фигуры в левой и правой частях рисунка и правильно заштриховать элементы композиции.

                             

Мы учились сосредотачивать и распределять внимание, координировать движения руки и глаза.

"Летаем - не летаем". Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы, посуду, мебель и др. При названии летающего объекта все должны поднять пальцы вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Памятка для родителей на тему: "Как сформировать готовность к школьному обучению"

Данная паятка предназначена для родителей будущих первоклассников....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Консультация: «Чему необходимо научить ребенка в семье?»

Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности...

Чему необходимо научить ребенка?

В статье рассматриваются особенности в воспитании ребенка...

Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.

Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....

Чему необходимо научить ребенка

Прямо сейчас на наших глазах наши дети приобретают привычки. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем нау...