участие матери в адаптации ребёнка
консультация

Немченко Наталья Анатольевна

Для того, чтобы ребенок постепенно привык к новым условиям жизни, следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в ясли. Наилучшим образом адаптация может проходить с участием мамы ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastie_materi_v_adaptatsii_rebyonka.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Участие матери в процессе адаптации ребенка

Для того, чтобы ребенок постепенно привык к новым условиям жизни, следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в ясли. Наилучшим образом адаптация может проходить с участием мамы ребенка. Однако не каждая мама понимает необходимость такого участия, представляет, как она должна себя вести в период, когда ребенок не хочет отпускать ее от себя, плачет, отказывается играть и общаться с воспитателем и сверстниками. Перед тем, как ребенок поступит в ясли, следует объяснить маме те трудности, с которыми малыш может встретиться в группе, предложить ей совместными усилиями облегчить их и обсудить последовательность ее поведения по отношению к ребенку. Для того, чтобы мама лучше поняла необходимость своей помощи ребенку, можно предложить ей представить переживания ребенка, оторванного от семьи, потерявшего привычный образ жизни, вспомнить свой детский опыт разлуки с родными, взрослые переживания при расставании с близкими. Такая беседа будет способствовать возникновению доверия у мамы к воспитателю, благоприятной эмоциональной обстановки в группе.

         Есть дети, которые без особых проблем включаются в коллективную жизнь. В таком случае мама может сама ввести ребенка в групповую комнату, побыть с ним немного, а затем попрощаться и уйти, пообещав скоро вернуться. В любом случае, в первые дни лучше забирать ребенка пораньше, поскольку он может переутомиться в новой обстановке. Если же ребенок не отпускает от себя маму, прижимается к ней и никого не хочет видеть, ей лучше остаться с ним на некоторое время, постараться постепенно ввести его в жизнь группы. Наиболее эффективной формой адаптации ребенка к яслям – это группы кратковременного пребывания со специально организованной деятельностью воспитателя и психолога с мамами. Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в группе. Это этапы: «мы играем только вместе»; «я играю сам, но ты будь рядом», «иди, я немножко поиграю один», «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Прохождение каждого этапа зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Важная роль в этом процессе принадлежит маме. Ее доверие к воспитателю, ее готовность участвовать в адаптации, улучшает ее процесс. Необходимы беседы, совместное планирование работы. Остановимся на этапах «отделения» малыша от мамы и постепенного обретения самостоятельности.

 1. «Мы играем только вместе». Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности и сама активно играет во все игры. На данном этапе мама и ребенок – единое целое. Они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре. В свободной деятельности мама сопровождает ребенка, следуя его интересам, знакомит его с играми и игрушками в группе, сопровождает его в туалет, одевает, раздевает и пр.

 2. «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у ребенка интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Малыш постоянно возвращается к ней, оглядывается на нее. Это лишь первые пробы на самостоятельность. Здесь важно научить маму одновременно отпускать ребенка, следить за его безопасностью, своевременно окликаться на его призывы. Постепенно ребенок добровольно включается в игры с педагогом, другими детьми, чужими мамами.

3. «Иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо играет с педагогом и детьми, хорошо ориентируется в обстановке. У него появляются любимые игры и игрушки, он запомнил необходимые правила. Когда наступает такой момент, можно предложить маме подождать ребенка в приемной. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго отлучится, И действительно ненадолго отлучается, если ребенок согласен на это. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы. При этом ребенку обязательно проговорить, что мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему. Постепенно можно увеличивать время отсутствия.

4. «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». На этом этапе ребенок, собираясь в детский сад, уже знает, что будет в группе один и согласен на это. Он легко ориентируется в группе, активен в общении, обращается к нему или другим мамам. Это завершающий этап в процессе становления психологической автономности ребенка.

Далее необходимо время для ее укрепления. Здесь важна стабильность в работе группы. Она заключается в том, что с детьми всегда встречается знакомый педагог, последовательность видов деятельности остается неизменной. Если в работе группы происходят какие-то изменения, необходимо подготовить к этому ребенка, объяснить, что новое происходит, даже побыть с ним некоторое время, пока он не почувствует себя хорошо. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Консультация для родителей: "Участие матери в процессе адаптации ребенка к детскому саду"

Рассказать мамам , как легко пройти адаптацию с ребенком в детском саду....

Диагностика адаптации ребёнка к условиям детского сада (лист адаптации)

Определение уровня адаптации ребёнка к детскому саду через наблюдение эмоционального состояния, деятельности, общения ребёнка со взрослым и со сверстниками...