Обучение грамоте. В помощь родителям
статья (подготовительная группа)

Асигритова Дарья Анатольевна

Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_d.s.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте. В помощь родителям.

Основной составляющей русского языка является слово. В свою очередь, слово состоит из букв (символы, что мы пишем) и звуков (то, что мы произносим и слышим).

В русском языке 33 буквы. Они делятся на гласные и согласные.

Гласные – тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создается существенных препятствий. Детям легко научиться различать гласные звуки, объяснив им, что их можно протянуть (пропеть).  Всего гласных букв 10 (а,о,у,э,и,ы,я,ё,ю,е), а звуков только 6 (а,о,у,э,и,ы). Выделяются гласные звуки красным цветом.  Они делятся наударные и безударные.Ударные –это выделение определённой части слова интонацией при произношении. В письменном виде  ударные обозначаются  символом  /над ударной гласной буквой. В основной образовательной программе нашего  ДОУ, в основе которой лежит образовательная программа дошкольного образования «Развитие» под редакцией А.И. Булычевой, в подготовительной к школе группе, ударные гласные звуки положено выделять черным цветом.Безударные гласные – это звуки, которые входят в состав слога, не выделяемого ударением. Особенностью таких звуков является то, что их звучание менее длительное, нечеткое. Соответственно ударный гласный может быть только один в слове, а безударных – множество.

Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду.Согласные звуки бывают твердые и мягкие.Твердые согласные звуки выделяют синим цветом (например, твердые как лёд), а мягкие согласные звуки – зелёным (например, мягкие как зелёная травка). В русском языке также существуют только всегда твёрдые согласные звуки: ж, ш, ц. Всегда мягкие согласные звуки –й, щ, ч. Буквы Ь, Ъ звуков не дают, а обозначают мягкость или твёрдость согласной, после которой они стоят.

Далее предлагаю рассмотретьалгоритм звукобуквенного анализа слова, опираясь на просмотренную краткую информацию выше.

Подробный алгоритм звукобуквенного анализа слова:

1) Произносим слово.

2)Определяем значение слова.

3) Считаем, из скольких звуков состоит слово.

4) Рисуем звуковую схему, состоящую из определённого числа клеток (сколько звуков, столько клеток и  рисуем).

5) Определяем гласные звуки в слове, а также ударный и безударные звуки, для этого достаточно позвать слово.

6) Выделяем ударный (чёрным), а безударные гласные звуки (красным) в слове.

7) Произносим по порядку каждый звук в слове и обозначаем его соответствующей фишкой (твёрдый согласный звук – синей, мягкий согласный звук – зелёной, при этом давая характеристику каждому произнесённому звуку).

8)  Определяем количество слогов в слове (в старшей группе с помощью хлопков, в подготовительной к школе группе придерживаемся следующего правила – сколько в слове гласных, столько и слогов. Например, два гласных звука в слове –два слога, а если три гласных, следовательно, и три слога и т.д.).

9) Делим слово на слоги с помощью вертикальной прямой линии| .

10) Записываем слово буквами (под каждым звуком соответствующая буква. Необходимо обращать внимание, чтобы ребёнок произносил буквы правильно).

Дети, в подготовительной группе выполняя  звукобуквенный анализ слова, знакомятся с рядом правил написания гласных после твёрдых и мягких согласных звуков. Необходимо запомнить следующее:

  1. После твёрдого согласного звука при письме ставим ту гласную, какой гласный звук слышим.

[а] пишем А - Шар

[о] пишем О - Пол

[у] пишем У - Лук

[ы] пишем Ы - Дыня

           2) После мягкого согласного звука слышим:

               [а], но пишем Я   - Аня

               [о], но пишем Ё   - Клён

               [у], но пишем Ю - Люк

               [э], но пишем Е  -  Печка

               [и] пишем И     -    Лимон

Так же ребята подготовительной группы при звукобуквенном анализе слова, знакомятся и со сложной формой разбора слова – йотированными гласными – это гласные, которые в определённых случаях составляют 2 звука. В русском языке в соответствии с алфавитом различают не только 6 основных (а,о,у,э,и,ы), но и 4 йотированных(я, ё, е, ю), т.е. сложных гласных звуков. Соответственно: я = йа  - Яма 

  ё = йо  - Ёлка 

  е = йэ   - Енот

                                  ю = йу   - Юла

Рассмотрим более подробно все эти правила и формы на конкретных примерах,  взятых с программы дошкольного образования «Развитие»  под редакцией А.И. Булычевой, опираясь на подробный алгоритм состоящий из десяти пунктов представленный выше:

  1. Зукобуквенный анализ слова «шар» с правилом написания гласной после твёрдого согласного звука:
  1. Произносим слово «шар»
  2. Определяем, что такое шар.

Шар - это геометрическое тело (показ иллюстрации. Можно рассмотреть все его варианты, т.е. различного рода предметы шарообразной формы).

  1. Задаём ребёнку вопрос: - Из  скольки звуков состоит слово «шар»? (Из трёх звуков).
  2. Рисуем звуковую схему, состоящую из трёх клеток

  1. Определяем гласные звуки в слове, а также ударный и безударные звуки, но т.к в слове «шар» всего один гласный звук, то соответственно он и будет ударным.
  2. Выделяем ударный гласный звук в звуковой схеме чёрным цветом:

  1. Произносим по порядку каждый звук в слове и обозначаем его соответствующей фишкой (твёрдый согласный звук – синей, мягкий согласный звук – зелёной, при этом давая характеристику каждому произнесённому звуку):

- Какой первый звук слышим в слове «шар»?

(Первый звук в слове «шар» [ш] –всегда твёрдый согласный звук, поэтому выделяем синим цветом)

- второй звук уже выделен, т.к. он гласный, осталось определить последний – третий звук в слове «шар»

(Третий звук в слове «шар» [р] –твёрдый согласный звук, выделяем синим)

  1. Определяем количество слогов в слове, опираясь на правило принятое в подготовительной группе: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Т.к. в слове «шар» один гласный звук, значит и один слог.
  2. Делим слово на слоги с помощью вертикальной прямой линии |,    

но т.к. в слове всего один гласный звук, соответственно и один слог,  поэтому производить процесс деления ненужно.

  1. Записываем слово буквами (под каждым звуком    

  соответствующая буква):

       - Первый звук в слове «шар» - [ш], то пишем под первой  

       клеточкой, где спрятался твёрдый согласный звук букву Ш (ша)

           Ш

       - Т.к. существует правило в русском языке: если после твёрдого    

       согласного звука, слышим звук [а], то и пишем букву А.

           Ш    А

       - Последний звук в слове «шар» - [р], следовательно под третьей  

       клеткой пишем букву Р (эр)

           Ш     А     Р

  1. Зукобуквенный анализ слова «Аня» с противоположенным  правилом написания гласной после твёрдого согласного звука:
  1. Произносим слово «Аня»
  2. Определяем значение слова «Аня».

Аня - это имя девочки.

  1. Задаём ребёнку вопрос: - Из  скольки звуков состоит слово «Аня»? (Из трёх звуков).
  2. Рисуем звуковую схему, состоящую из трёх клеток

  1. Определяем гласные звуки в слове, а также ударный и безударные звуки, для этого зовём слово «Аня» и слышим, что первый звук [а] тянется дольше, соответственно он и являться ударным гласным и выделять его нужно чёрным цветом, а последний звук [а] является безударным гласным, следовательно отмечать его необходимо красным цветом.  
  2. Выделяем первый ударный гласный звук в звуковой схеме чёрным цветом, а второй  безударный гласный – красным цветом

  1. Произносим по порядку каждый звук в слове и обозначаем его соответствующей фишкой (твёрдый согласный звук – синей, мягкий согласный звук – зелёной, при этом давая характеристику каждому произнесённому звуку):

- Т.к. первый звук в слове «Аня» уже определён, называем второй звук в данном слове.

(Второй звук в слове «Аня» [н`] –мягкий согласный звук, поэтому выделяем зелёным цветом)

- Третий звук в слове «Аня» уже тоже определён и отмечен.

      8) Определяем количество слогов в слове, опираясь на правило  

           принятое в подготовительной группе: сколько в слове гласных  

          звуков, столько и слогов. Т.к. в слове «Аня» два гласных звука,    

          значит и два слога.

  1.  Делим слово на слоги, т.к. в слове два гласный звука,  

         соответственно и два слога. Первый  слог (А-), состоит из одного  

         звука, а второй слог (-ня), состоит из  двух звуков. Отмечаем на  

         звуковой схеме с помощью вертикальной прямой линии |

           

 

  1. Записываем слово буквами (под каждым звуком  

     соответствующая  буква):

       - Первый звук в слове «Аня» - [а], т.к. это имя девочки, то пишем  

       Букву А заглавную под первой клеткой, где спрятался ударный  

       гласный звук  

     

           А

         - Второй звук в слове «Аня» [н`], пишем под второй клеткой  

         букву Н (эн)

         

           А   Н

     - Т.к. существует правило в русском языке: если после мягкого  

       согласного звука, слышим звук [а], то пишем букву Я.

       

           А   Н     Я

  1. Зукобуквенный анализ слова «яма» со сложной формой разбора слова – йотированной гласной:
  1. Произносим слово «яма»
  2. Определяем значение слова «яма».

Яма – это вырытое или образовавшееся углубление в земле.

  1. Задаём ребёнку вопрос: - Из  скольки звуков состоит слово «яма»? (Из четырёх звуков).
  2. Рисуем звуковую схему, состоящую из  четырёх клеток

  1. Определяем гласные звуки в слове, а также ударный и безударные звуки, для этого зовём слово «яма» и слышим, что второй звук [а] тянется дольше, соответственно он и являться ударным гласным и выделять его нужно чёрным цветом, а последний звук [а] является безударным гласным, следовательно отмечать его необходимо красным цветом.  
  2. Выделяем второй ударный гласный звук в звуковой схеме чёрным цветом, а последний  безударный гласный звук в слове – красным цветом

  1. Произносим по порядку каждый звук в слове и обозначаем его соответствующей фишкой (твёрдый согласный звук – синей, мягкий согласный звук – зелёной, при этом давая характеристику каждому произнесённому звуку):

- Первый звук в слове «яма» [й] всегда мягкий согласный и самый короткий звук в русском языке. Выделяем зелёным цветом.

                  - Т.к. второй звук в слове «яма» уже выделен, определяем третий  

                  звук в слове. Третий звук в слове «яма» [м] твёрдый согласный  

                 звук, значит выделяем его синим цветом.

                   - Последний, четвёртый звук тоже отмечен.

    8) Определяем количество слогов в слове, опираясь на правило  

         принятое в подготовительной группе: сколько в слове гласных  

         звуков, столько и слогов. Т.к. в слове «яма» два гласных звука,    

         значит и два слога.

    9)  Делим слово на слоги, т.к. в слове два гласный звука,  

         соответственно и два слога. Первый  слог (йа-), состоит из двух  

         звуков, а второй слог (-ма) и тоже состоит из  двух звуков.  

        Отмечаем на звуковой схеме с помощью вертикальной прямой    

       линии | слоги

           

    10)  Записываем слово буквами (под каждым звуком соответствующая  

       буква):

       - Опираясь на правило: если в слове слышится рядом два звука [й]    

       [а], то пишется буква Я. Следовательно пишем букву Я под

      второй клеткой, там где спрятался именно гласный звук [а]

     

                   Я

         - Третий звук в слове яма» [м], пишем под третей клеткой букву    

         М (эм)

         

                    Я    М

        - последний звук в слове «яма» [а], поэтому пишем букву А под  

                    Я    М     А
 
   

       

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «На помощь к лесным ученикам»

КОНСПЕКТЗанятия по обучению грамотеТема «На помощь к лесным ученикам»предшкольная группа...

Конспект образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте «На помощь жителям города Букваринска»

Образовательная деятельность по обучению детей грамоте в игровой форме - путешестиве в страну Букварию. Такая форма дает возможность детем хорошо запомнить материал, воспитывает ответсвенность за то, ...

Быстрое обучение грамоте при помощи наборов зональных кубиков с буквами, отражающими все шесть типов звуков речи, производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций

В каждой возрастной категории детей есть дети с опережающим развитием, со средним развитием, и с отставанием в развитии интеллекта и социализации. А современный уровень научного и технического развити...

Обучение грамоте с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича

Знакомство с образом буквы через Верёвочкины сказки....

Конспект НОД по обучению грамоте " На помощь Биму и Бому"

Этот материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп....

Развитие речи и подготовка детей с ТНР к обучению грамоте с помощью пособия «Алфавит в картинках»

Система работы по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте  осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с помощью наглядного материала и методических ре...