Памятка для родителей по развитию речи
статья (подготовительная группа)

Памятка по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx948.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В СВОБОДНОЙ РЕЧИ.

Изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук

не употребляет, или употребляет только по напоминанию логопеда,

воспитателей, родителей. Период автоматизации звука является наиболее

важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап

автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы.

Сроки автоматизации звуков зависят:

1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки

автоматизируются у детей-дизартриков. Дизартрия - это нарушение устной

речи, при которой имеется недостаточная чувствительность мышц,

отвечающих за работу органов артикуляции. Преодоление дизартрии требует

длительного периода, но результат будет.

2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно

сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием

звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти,

произвольного внимания, процессов произвольности - т.е. самоконтроля и

сознательного управления своими действиями, а также мотивированности

ребёнка.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной

последовательности. К автоматизации поставленного звука можно

переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно

совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении, а

также произносит слоги с ним. Далее звук вводится в слова и ребёнка просят

произносить их медленно и чётко, выделяя корригируемый звук. От

неторопливого утрированного произнесения слов ребенок должен

постепенно переходить к более быстрому их проговариванию, а затем к

произнесению словосочетаний, чистоговорок, коротких предложений и

стихов, включающих слова с корригируемым звуком. Важно закреплять

новый звук не только на занятиях у логопеда, воспитателей, но и дома, в

процессе домашней работы.

Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то

формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время

занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за

порог - как будто никогда ничему и не учился!  То есть сложился стереотип –

«в кабинете говорю так, как научился на логопедических занятиях, а в жизни

как привык». Успешность логопедической работы зависит от

ответственности родителей за воспитание навыков правильного

произношения звуков. Дома, в семье или в группе детского сада ребёнок

проводит больше времени, чем в кабинете логопеда. И если требования

логопеда, родителей, воспитателя к его речи не будут едиными, успеха

добиться трудно. Следить за правильным произношением звуков,

поставленных в процессе логопедической работы – наша общая задача.

Иначе ребёнок будет «соскальзывать» на старое привычное дефектное

произношение звука – так ему произносить легче.

Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь

тоже необходимо соблюдать некоторые правила. На первых порах ребенок не

может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать.

Он прибегает домой и начинает «взахлеб» рассказывать о каком-либо

событии. Событие, разумеется, важнее, чем какие-то там звуки. Достаточно

трудно заставить ребенка включить самоконтроль за звуками в такой

ситуации. И даже если вам это удастся – поверьте, вы испортите малышу всю

радость от общения. Поэтому лучше сначала самостоятельной речью считать

только вами созданные, немного искусственные ситуации: «расскажи, что

было в садике?». И если там не было ничего особо эмоционально значимого

для ребенка, он спокойно начнет отвечать на ваши наводящие вопросы, а вы

сможете, не спеша, исправлять его произношение. Поначалу следить за

звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатывается т.н.

«сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами

сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения.

 Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после

каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном

повторении слова. «Мама, купи мне моложеное» - «МоРРРоженое» - «Да,

моРРРоженое» - «Молодец!». Обычно спустя недели две - три ребенок

начинает сам отслеживать, где звук прозвучал неправильно и сам

исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип

одобрением и похвалой.

Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка.

Очень важно сделать их активными участниками педагогического процесса,

научить адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых,

родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут

закреплять навыки в непосредственном общении.

Часто трудностью для родителей является нежелание ребенка

заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша.

Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику,

самоконтроль, помочь развить Вашему ребёнку фонематический слух

помогут специальные игры. Они научат ребёнка рассказывать, отыскивать

интересные слова, а в итоге сделать его речь богаче и разнообразнее. В такие

игры можно играть в выходные дни, в будние дни вечерами, а в некоторые -

даже по дороге домой, чтобы не отвлекаться вечером от домашних дел! Во

время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и

способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы,

радуйтесь успехам и маленьким победам!

Игра «Что я загадал?». Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по

словам подсказкам. Например: это фрукт. Он сладкий, жёлтый, сочный,

похож на лампочку. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это груша,

а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо

автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно

загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может

быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно

предложить ребёнку, при правильном ответе - меняться ролями.

Игра «Что появилось?» («Чего не стало?)

На столе 4 предмета или игрушки. Ребёнок называет их, а затем

отворачивается. В это время добавляется еще один предмет или игрушка.

Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям

предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок

для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др. В конце игры

ребёнку предлагается придумать слова со звуком [л].

Игра «Родственные слова».

Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.

Глоток - глоточек, глотать, проглотить, глотка.

Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.

Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.

Рука – ручка, ручища, рученька, рукав, рукавицы, ручной.

Мороз – морозный, морозец, морозище, мороженое.

Игра «Посчитай-ка».

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например:

давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна

машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

Игра «Всезнайка». Дошкольник должен ответить на вопросы, называя слова,

которые начинаются с определенного звука, например,звука [л].

Каких ты знаешь животных на звук [л]?

Каких ты знаешь рыб на звук [л]?

Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

Игра «Кто больше».

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный

звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка

ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании

новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего

возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например,

заданный звук стоит только в середине слова, или слова могут обозначать

только живые предметы или только сладкое; только фрукты; только одежду;

только транспорт и т.п.

Игра «Один - много».

«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».

Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ...

и др.

Игра «Один - много».

«Скажи, чего много?» Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь-

...и др.

Игра «Назови ласково словечко».

Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.

Например: вилка - вилочка, шапка – шапочка и т.д.

В подобные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на

прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем

чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки

артикуляции доводятся до автоматизма. Основной смысл данных игр и

игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение

контролировать собственную речь и довести новое правильное

произношение звука до автоматических движений. Задача логопеда –

поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних

занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу

по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом:

результат зависит от тренировок. Процесс этот не всегда быстрый. Это надо

знать и запастись терпением.

От того, насколько качественно построена работа по автоматизации

звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном

периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешность

адаптации ребенка в школе.

 

        КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Прибегает ли малыш с собственноручно нарисованным маминым портретом, навел порядок в комнате, или без напоминаний убрал свои игрушки, каждый раз дети ожидают похвалы.дети3

Психологами выработаны более чем подробные инструкции по поводу — как правильно хвалить ребенка, кратко их можно изложить так:

  • хвалить нужно только по делу, но при этом нельзя игнорировать достижения ребенка;
  • похвала должна быть безусловной, т.е. не допустимы никакие сравнения с другими детьми или уточнения типа «но…»;
  • хвалить (как и осуждать) можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности.1дети12

Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей — основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка. Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.

Как правильно хвалить ребенка:дети4

  1. Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — нарисовать птичку»
  2. Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
  4. Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
  5. Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
  6. Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
  7. Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» — советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

                                     

   Консультация для родителей

                               Учимся рассказывать…а 1

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,

                      внимательно слушать, спокойно отвечать

                                 и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Лафатер, Иоганн Каспар

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

        Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

Вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал, поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык.

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие.  К сожалению, в повседневной речи чаще всего используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Чтобы развить связную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, взрослые сами должны говорить, используя все многообразие русского языка.

Следите за своей речью.

Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложноподчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно. 
- Подай, пожалуйста, синюю чашку с белой каемкой, стоящую на второй полочке в кухонном шкафчике.

- Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?

На такой вопрос ребенок уже не сможет односложно ответить «да – нет».

Развитие связной речи  требует внимания и времени.

Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку.

Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения. 

С чего начать развитие речи?

Развивая связную речь у ребенка, важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему.http://dou83-tyumen.ru/images/16-17/rodit/logoped/15.02.17/15.02.17_3.jpg

Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью.
        Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей. 
Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.
http://dou83-tyumen.ru/images/16-17/rodit/logoped/15.02.17/15.02.17_4.jpg

Пересказ по картинке.

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».семья2

Сюжетные рассказы – описываем игрушки.

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.
Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Детям пятого года жизни можно предложить сравнить две игрушки (картинки).
дети20зайцы

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть игрушку (картинку): как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Чтение.

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. шк1

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное…2д2

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»
Взрослый не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.
По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.
Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Пересказ содержания своими словами.1дети12

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.
Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу.

Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.

Удачи и успехов!!!

Литература:

1. Т.А. Ткаченко « Формирование и развитие связной речи».

2. О.А. Козырева. Н.Б. Борисова « Формирование грамматических средств языка и развитие связной речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по развитию речи

В памятке содержится информация для родителей детей младшего дошкольного возраста. Она составлена по результатам анкетирования родиттелей и содержит ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Родите...

Памятка для родителей по развитию речи детей

Рекомендации родителям по развитию речи детей...

Памятка для родителей по развитию речи детей.

В памятке даны методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста (комплексы артикуляционной гимнастики, упражнения для развития связной речи)...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Правильное развитие речи у детей с первых дней жизни

Первый год жизни – период голосовых реакций гуление, лепета, отдельных слогов, возникновение первых слов-понятий.К концу первого года ребенок должен активно использовать 5-15 слов, ...

Памятка для родителей ОО "Развитие речи"

Памятка для родителей ОО "Развитие речи"...

Консультация для родителей «Памятка для родителей по развитию речи детей».

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и...

Консультация для родителей «Памятка для родителей по развитию речи детей».

Памятка для родителей по развитию речи в раннем возрасте...