Консультация для родителей "Как и чем развивать мелкую моторику у детей 2-3 лет.
консультация (младшая группа)

Мингалимова Татьяна Геннадьевна

Консультация для родителей "Как и чем развивать мелкую моторику у детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_i_chem_razvivat_melkuyu_motoriku_u_detey.docx938.79 КБ

Предварительный просмотр:

Как и зачем развивать мелкую моторику у      детей 2 – 3 лет.

    Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука – глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том. Что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Для развития мелкой моторики существует много разных упражнений, игр, которые можно использовать не только в детском саду, но и дома.

Предлагаем некоторые из них.

  1. Пальчиковые игры.

Листья

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья).                                       Вжик, вжик, вжик. Вжик, вжик, вжик
(шаркаем ладонью об ладонь).                                                                                 Листья жёлтые летят и под ножками шуршат                                                                   Вжик, вжик, вжик. Вжик, вжик, вжик. (шаркаем ножками).                           Листья жёлтые летят и под ножками шуршат                                                             Вжик, вжик, вжик. Вжик, вжик, вжик. 
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Лужок

На лужок пришли зайчата, медвежата, барсучата, лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Моя семья


Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого пальца).                                                                                                               Этот пальчик –бабушка                                                                                                                                  Этот пальчик – папочка                                                                                                                  Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
 I:\DCIM\100SSCAM\S6006010.JPG

Ножки

Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать руки).                                                           В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки, (шагать пальчиками по столу).                                                  Прямо по дорожке.
Вы шагайте - топайте, (постукивать пальчиками).                                                                По лужам не шлёпайте, (погрозить пальчиком).                                                                 В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

  1.  Шнуровки

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка. (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно прикрепить недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

I:\DCIM\100SSCAM\S6005998.JPG

  1. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых! 

I:\DCIM\100SSCAM\S6006001.JPG

  1. Лепка из пластилина и соленого теста.                                                                                                          

  Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки.                                                   Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)                                              

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

      Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

  1. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

  • обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги                                                                                                                              

  Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как развивать мелкую моторику у детей"

      Под понятием "мелкая моторика" подразумеватся движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно, в течение всего дошкольного п...

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей»

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику....

Консультация для родителей "Зачем нужно развивать мелкую моторику у детей"

Игры на развитие мелкой моторики рук у детей : . Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук, театр теней...

Консультация "Развиваем мелкую моторику у детей"

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.Мелкая моторика – это тонкие п...

Консультация для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику детей»

Цель: Дать  представление о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей. Порекомендовать родителям дидактические игры  для развития мелкой моторики....

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук детей 2–3 лет»

laquo;Развиваем мелкую моторику рук детей 2–3 лет»...

Консультация для родителей. Тема: «КАК РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Под понятием «мелкая моторика» подразумевается движения мелких мышц кистей рук....