Родительское собрание "Дети у телевизора и компьютера"
материал (старшая группа)

Улюкаева Анна Сергеевна

Родительское собрание "Дети у телевизора и компьютера"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Дети у телевизора и компьютера». 

Форма проведения:

Лекторий с элементами дискуссии.

Аудитория: родители воспитанников старшей группы.

Цель: сформировать у родителей потребности в анализе воздействия телевидения и компьютера на развитие личности ребенка. Совместно с родителями постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых. 

Задачи:

1.  Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором и компьютером; показать их влияние на психику маленького ребёнка.                   2. Доказать важность ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей.                 3. Познакомить родителей воспитанников с вариантами занятий способными увлечь ребенка в домашних условиях и заменить тем самым просмотр мультфильмов.

Ожидаемые результаты: расширение представлений у родителей о вреде долгого просмотра мультфильмов и компьютерных игр для детей определенного возраста. Формирование ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей.

Материалы и оборудование: игры-ситуации с родителями,  изображения героев из компьютерных игр.

Подготовительный этап:

1.Домашнее задание для родителей (обратить внимание, сколько времени проводит ребенок ваш ребенок у телевизора, задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, какие передачи предпочитает).

3.Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение»

Организационный этап:

 Родители рассаживаются на 2 команды. Оборудовано место для игры – ситуации с родителями «Угадай, какая компьютерная игра».

Ход мероприятия:

Актуальность выбранной темы

Просмотр мультфильмов является главным времяпровождением наших детей. Это время раньше принадлежало подвижным играм, играм с куклами и машинами, рисованию и лепке, совместным забавам с родителями. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение отгородило детей от внешнего мира. Понаблюдав за детьми старшей группы, пообщавшись с ними, за их играми, я пришла к выводу о необходимости подготовки и проведения родительского собрания на тему: «Дети у телевизора и компьютера».

 Статистика: 

2/3 наших детей в возрасте от 3до10 лет смотрят телевизор ежедневно.

Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.

50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.

25% детей в возрасте от 3до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.

 Дискуссия, обсуждение темы «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Обсуждение вопросов:

  • Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?
  • Сколько и что должны смотреть дети?
  • Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми? (советы для родителей).

Советы родителям:

  • 1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
  • 2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми следовало бы ограничиться.
  • 3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
  • 4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.

5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона.

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?

1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

2. ЗАВИСИМОСТЬ. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?

Старайтесь не превращать телевизор в участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.

3. ПАССИВНОСТЬ. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах - думать, при прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни причем, так как ни на что не можете повлиять. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. Долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

 Для того чтобы воспитывать детей, нужно многое знать и уметь. А теперь посмотрим, что знают и умеют наши уважаемые родители.

Телевидение должно быть не целью, а средством.

                                  Из передачи « Культурная революция»

   

     Компьютер может быть не только другом,    

     но и превратиться в злейшего врага,                              

      который  мстит потерей здоровья и интеллекта.                                                                                                                                                                                

                                                                                  Мнение врача

- Ещё 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен почти каждой семье. Без компьютера невозможно ни одно серьёзное производство. В современной школе компьютер используется для подготовки к урокам не только учителям, но и ученикам.

Часть родителей не возражают против компьютерных занятий и игр. Они оказывают активную поддержку в овладении ребёнком компьютером – покупают диски, программы, могут дать дельный совет в этой области. Другие мамы и папы полностью отвергают такую форму времяпровождения для своего ребёнка. Но есть ещё одна категория родителей. Они запрещают сыну или дочке сидеть за компьютером. И в то же время испытывают постоянное внутреннее сопротивление: долгое сидение за компьютером вредит здоровью ребёнка, он мало обращается со сверстниками, ожесточается и т. п. Кто прав?

Психологи выявляют компьютерную зависимость даже  у шестилетних детей, однако наиболее подвержены ей подростки в возрасте 12-15 лет. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах, увлечениях и хобби, упоминают компьютер практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями. 

Информация о негативном влиянии компьютера.

 

- В отечественных средствах массовой информации,  в исследованиях специалистов нет единого мнения на указанную проблему, мнения бывают диаметрально противоположны. Известна точка зрения медиков и психиатров, описывающих негативные последствия «наркотического» воздействия компьютера: возникновение зависимости, нарушения личностного развития. Рост жестокости, повышение тревожности, трудности в общении. Выделяют и такие минусы компьютера: он отрывает ребёнка от окружающего мира. Нарушает формирование абстрактного мышления, снижает или исключает потребность в чтении, формирует «клиповое сознание». В последнее время можно встретить публикации о новом виде зависимости поведения с устрашающими примерами полного погружения человека в мир виртуальный – компьютерной зависимости. При этом никто не исключает возможность получения с помощью компьютера большой по объёму и разнообразной информации, но считается, что дается она в излишне структурном, «упакованном» виде, не требующем развития творчества и даже отвращающем ребёнка от других видов игр.

Сегодня миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние, кажущиеся изменения  окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз (чувство жжения, «песка», покраснение век, боли при движении глаз). Поэтому после каждого занятия с компьютером необходимо выполнять упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.                                                                                                                                  Кроме зрительного переутомления компьютер может быть опасен и в следующих случаях.

Заболевание позвоночника.

Для профилактики заболеваний позвоночника следует  правильно организовать рабочее место за компьютером, как можно чаще менять позу, вставать из-за компьютера, по возможности делать гимнастику, заниматься спортом и всячески развивать мышцы спины.

Заболевание органов дыхания.

Заболевание органов дыхания могут быть результатом воздействия пыли, которая скапливается вблизи компьютера. Следует чаще протирать пыль.

Этот синдром выражается в боли и покалывании в области расхождения ветвей срединного нерва (запястье, ладонь, пальцы, кроме мизинца), ослаблении мышц, обеспечивающих движение большого пальца, болезненности и онемении кистей рук, заставляющих просыпаться среди ночи, неловкости и слабости пораженной ладони.

Стресс и нервные расстройства.

Длительная работа за компьютером связана ещё и с постоянным раздражением, источником которого могут быть самые различные ситуации, например, «зависание» компьютера, потеря не сохранённой информации, проблемы с программой и т.п. часто нервные расстройства, возникающие у ребёнка, связаны с содержанием компьютерной игры. 

Можно выделить 4 основных типа проявления «компьютерной» усталости: 
1) потеря контроля над собой (ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит);
2) потеря интереса к компьютеру (ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу);
3) «утомленная» поза (ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола);
4) эмоционально-невротическая реакция (крик, подпрыгивания, пританцовывания,
истерический смех).

Информация о положительном влиянии компьютера.

Компьютер может стать и помощником в развитии ребёнка. Положительный эффект компьютерных игр французский психиатр Серж Тиссерон видит в способности быстро приспосабливаться к меняющим условиям окружающей среды, требованиям общества, правилам: «Раньше люди рождались и в собственной деревне, в одной и той же обстановке, занимались одним и тем же ремеслом всю жизнь. Сегодня прежние ориентиры исчезли, от людей требуется большая профессиональная географическая и интеллектуальная лабильность». 

Игры с родителями «Угадай, какая компьютерная игра». Взрослые делятся на 2 команды. Родителям предлагаю картинки с сюжетами из компьютерных игр. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее и больше отгадать игр и героев.

Решение  проблемы

- Как сделать так, чтобы эта проблем решилась?

Установить определённое время на просмотр и игры.

Соблюдать режим дня.

Заняться любимым делом, спортом.

Заинтересовать кружками, секциями.

Заинтересовать книгами.

Давать задания по дому.

Уделять  ребёнку больше внимание, общаться с ним, быть рядом с ним.

Гулять на воздухе, чаще ходить с ребёнком в город, кино, театр, выезжать загород.

Рефлексия 

Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе.

Для этого мы подготовили картинки солнышка и тучки.

На солнышке родители пишут, то что понравилось на собрании, какую получили  интересную информацию.

На тучке- что было  не интересно,  не было никакой полезной информации или советы, что хотели увидеть (услышать) на других собраниях.

В заключение нашей дискуссии хотелось бы подвести следующий итог: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Правила для родителей.

1. До 2-2,5 лет ребенку нельзя(!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше позже) – не более15 минут в день, и только вместе с мамой. Она должна проговаривать вслух все, что происходит на экране, и объяснять это ребенку. Такой пересказ необходим, потому что 2-3 летний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.

2. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятны, доступным малышу содержанием.

3. Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий.

4. Передача «Спокойной ночи, малыши!» может быть рекомендована детям, начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала можно просмотреть только первую часть передачи, мультфильм записывать, а просматривать его в другой день.

5. Если Вы заметили, что вечером ребенок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошел день, что Вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.

6. Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит!

Памятка для родителей «Просмотр телепередач».

1. Подумайте для разнообразия своего досуга, вспомните свои потребности и интересы. Если Вы будете уделять внимание и другим формам досуга, то на телевизор у Вас будет уходить не более 1-2 часов за вечер: творчество, игры на свежем воздухе, общение с природой, займитесь чем-то нужным и полезным, что в полной мере помогает реализовать себя.

2. Развернитесь к решению своих проблем, к проблемам детей, взаимоотношений с близкими и родными и решайте их. Возьмите на вооружение принцип сознательного отказа от телевидения или ограничения его в Вашей жизни до минимума. Отказываясь, вы ничего не теряете, а, наоборот приобретаете!

3. Вместо электронного наркотика, который только мог заглушать стрессы, неудовлетворенности и напряжения, выработайте другие, здоровые способы снятия напряжения и восстановления своих сил, главное, чтобы они были разнообразны и помогали Вам развиваться как личности.

Анкета для родителей

1. Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?

2. Сколько времени проводит ваш ребёнок у компьютера?

3. Какие передачи предпочитает?

4. Задаёт ли ребёнок вопросы после просмотра передач,        

                   хочет ли обсудить с вами передачу?

5. Изменилось ли поведение вашего ребёнка после того, как он  

                   начал  активно   общаться с компьютером?

6. Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?  В какие игры играет?

7. Боитесь ли вы общения ребёнка с компьютером?  Вызывает ли это у вас тревогу?

8. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Чем ты  

         занимался, опять у телевизора (компьютера) сидел?»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Телевизор и компьютер в детском саду

В последнее время телевизионная и компьютерная техника всё чаще используется педагогами ДОУ. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов должен осуществляться в соответствии с существующими ...

Телевизор и компьютер: вред или польза?!

мультимедийная презентация,аргументы,факты,рекомендации и советы....

«Ребенок у экрана телевизора и компьютера».

Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом ... экран становится гл...

Телевизор и компьютер друзья или враги ??!

Консультация для родителей....

Статья: «Плюсы и минусы влияния телевизора и компьютера на ребенка дошкольника»

Плюсы и минусы влияния телевизора и компьютера на ребенка дошкольника....

Телевизор и компьютер в жизни дошкольника

Родительское собрание в подготоительной к школе группе....

консультация для родителей телевизор и компьютер друг или враг

Советы родителям, упражнения для глаз и многое другое...