Консультация для родителей «Роль драматизации в развитии речи детей с ОНР»
консультация

Консультация для родителей  «Роль драматизации в развитии                                  речи детей с ОНР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Роль драматизации в развитии                                  речи детей с ОНР»

Игра, являясь ведущим типом деятельности дошкольника, определяет основополагающее направление в коррекции речи ребенка. Большинство занятий дошкольниками строится в форме игр (дидактических, строительных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций).

Рассмотрим:

  • влияние игр-драматизаций на личность ребенка, на формирование правильной речи,
  • методику руководства играми-драматизациями,
  • репертуар в зависимости от возраста детей, периода обучения.

Существует несколько видов игр-драматизаций, которые по их роли в коррекции речи можно разделить в следующем порядке:

  1. Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию. Все это позволило данному виду игр-драматизаций отвести ведущее место в коррекции речи.
  2. Театр с куклами би-ба-бо, настольный театр с плоскостными и объемными фигурами.
  3. Игры-драматизации с пальчиками.

В играх-драматизациях решаются следующие задачи:

1. Воспитательно-образовательные:

  • обогащение знаниями, умениями, навыками;
  • развитие интереса к литературе и театру;
  • развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
  • развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
  • формирование норм поведения;
  • воспитание морально-волевых качеств личности.

2. Коррекционные:

  • закрепление навыков правильной, речи;
  • усвоение богатства родного языка;
  • усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
  • активизация и пополнение словаря;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие тонкой моторики рук.

Рассмотрим методику руководства играми-драматизациями. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь работы специалистов детского сада.

Воспитатель читает детям художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации.

На логопедическом занятии дети пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием этюдов.

Далее воспитатели проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной деятельности и художественном труде отображают свои впечатления о прочитанном.

Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и отрабатывает пантомиму.

На заключительном логопедическом занятии дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей, обслуживающего персонала. При этом логопед берет на себя роль режиссера, он активно вмешивается в ход игры, предлагает ребенку выполнит свою роль более выразительно.

По желанию детей тот или иной спектакль может быть показан на праздничном утреннике, вечере-досуге. Здесь логопеду отводится роль зрителя.

Как уже отмечалось, репертуар игр-драматизаций зависит от возраста детей, тяжести ОНР и периода коррекции.

Коррекционный период в группе делится на четыре периода. В первом периоде (сентябрь - ноябрь) формируется ситуативная форма речи - однословные ответы, словосочетания.

Во втором периоде (декабрь - февраль) формируется и совершенствуется ситуативно-контекстная форма речи - от однословных ответов до развернутой фразы (3-5 слов).

В третьем периоде (март - апрель) формируется контекстно-ситуативная форма речи - составление коротких рассказов по опорным картинкам и без них, составление рассказов-описаний.

В четвертый период (май - июнь) формируется и совершенствуется контекстная форма речи - составление коротких рассказов, сказок на заданную тему, развитие диалогической формы речи различной степени сложности.

С учетом изложенных для каждого периода задач подбирается материал для игр-драматизаций. В первых двух периодах это преимущественно потешки, стихи-диалоги, короткие хорошо известные сказки. В третьем, четвертом периодах - это сказки, рассказы, рекомендуемые программой обучения и воспитания, а также сцены из жизни группы.

Тематический принцип подбора лексики для коррекционных занятий также влияет на выбор художественного произведения. Например, в сентябре встаршей и подготовительной группах при прохождении темы "Овощи" предлагается игра "Огород". А в третьем периоде при прохождении темы "Что такое хорошо, что такое плохо" рекомендуется драматизировать рассказы Ушинского "Сила не право", "Вместе тесно, врозь скучно".

Учитывая особенности психоречевого развития детей с речевой патологией, материалом для игр-драматизаций в группе (3-4 года) служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи, например:

Как у нашего кота 
Шубка очень хороша. 
Как у котика усы
Удивительной красы. 
Глаза смелые, зубки белые.

В средней группе предлагается драматизировать потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог с логопедом, например:

Гуси вы, гуси, красные лапки !
Где вы бывали, что вы видали?
Мы видали волка. Он унес гусенка.
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Ищите вы волка, спасайте гусенка.

В третьем и четвертом периодах в средней группе драматизируются небольшие сказки: "Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и заяц", "Лиса и дрозд", "Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка и лапоть".

В старшем дошкольном возрасте в первой половине учебного года предлагается обращаться к постановке стихотворных произведений Маршака ("Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке", "Кто колечко найдет"), Капутикян ("Маша обедает", "Маша не плачет"). Затем перейти к произведениям Сутеева ("Кто сказал мяу", "Под грибом", "Цыпленок и утенок", "Яблоко"), Ушинского ("Бишка", "Сила не право") и русским народным сказкам: "Петушок и бобовое зернышко", "Жихарка", "Гуси - лебеди" и др.

Предложенный репертуар по возможности используется при постановке кукольных спектаклей и в пальчиковом театре.

Литература

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., "Просвещение", 1991.
  2. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.
  3. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет».- М.:ВАКО, 2007 г.-256 с.
  4. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду».-М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специ...

Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей в которой рассказывается о роли театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»....

Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"

Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»...