Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.
презентация

Терехова Светлана Викторовна

«Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»

Цель: 

Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора с помощью «живых» картинок.

Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача взрослого в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.

         Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

 Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы. Для детей раннего возраста наиболее характерны такие формы, как потешки, пестушки, заклички, прибаутки, шутки, перевёртыши и колыбельные песенки. Они вызывают положительные эмоции, побуждают интерес.

         Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.  Фольклор расширяет знания ребенка об окружающей действительности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

         Они направлены на решение следующих задач:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие монологической и диалогической речи.
  • Развитие мелкой моторики.

Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Детям раннего возраста свойственна наглядность, которая сочетается со словом и действием. Они хорошо воспринимают материал с помощью картинок. Поэтому «Живые картинки» являются ценным и уникальным материалом для развития маленького ребенка. «Живые картинки» необходимы в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции детей: восприятие, воображение, память, мышление, речь (формируется словарь, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь).

Картинки как бы «оживают», меняют свой вид неожиданно для ребенка и поэтому получили свое название «Живых картинок».

Для изготовления «Живой картинки» нужен фон, т.е. крупная картинка, изображающая сад, двор, улицу, лес - словом то место, где происходит действие. В разных местах этой картинки (наклеенной на картон) делаются горизонтальные разрезы, в которые вставляются нужные фигурки.

«Живые картинки» чрезвычайно удобны, дети их смотрят с большим интересом. Каждая «живая картинка» может служить для двух-трех разных по содержанию занятий; можно менять отдельные эпизоды. «Живые картинки» можно приблизительно подбирать по темам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование пособия «живая» картинка в образовательном процессе с детьми раннего возраста Выполнила: Терехова Светлана Викторовна МДОУ «Детский сад Радуга» Возраст детей: 1-3 года

Слайд 2

«Детская природа требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок их усвоит на лету. Показывание картинок и рассказы по ним - лучшее средство для сближения с детьми» . К.Д. Ушинский

Слайд 3

Значение «живой» картинки в развитии детей «Живая» картинка развивает: Память Речь Мышление Воображение Внимание

Слайд 4

Эффективные формы работы с детьми Формы работы с детьми Речевые дидактические игры НОД, интегрированная с другими видами деятельности Продуктивная деятельность Сюжетно-ролевые игры Индивидуальная работа с детьми Развлечения, театр

Слайд 5

Как сделать «живую» картинку Выбираем и рисуем фон - где происходит действие. Наклеиваем фон на картон. Делаем на фоне горизонтальные разрезы. Рисуем соответствующие фигурки по содержанию «живой» картинки.

Слайд 6

Коммуникация Чтение художественной литературы Труд Познание Безопасность Социализация Здоровье Реализация интегрированного подхода в процессе работы с «живой» картинкой Музыка Художественное творчество Физическое развитие

Слайд 7

Методические приёмы, используемые в процессе работы с «живой» картинкой Рассматривание Рассказ Художественное слово Дидактические упражнения Игра-имитация Загадывание загадок Поручение Действия и задания Вопросы Пальчиковые игры Хоровые и индивидуальные ответы Речевое подражание Показ с называнием Подсказывание нужного слова

Слайд 8

«Живые» картинки используемые в работе с детьми:

Слайд 9

«Солнцу» Ты всех любишь, ты всех греешь, Всех ласкаешь и жалеешь, Наше Солнышко, наш свет, Все тебе мы шлем привет! *** Солнышко –вёдрышко, Выгляни в окошко, Твои детки плачут, Под окошком скачут! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! *** - Солнышко-вёдрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Ещё маленьких ребят.

Слайд 10

«Пошёл котик на торжок »

Слайд 11

« Совушка – сова» Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а- ак Полетит!

Слайд 12

« Заинька…» ( русская народная песенка) Заинька, походи, Серенький, походи, Вот так, вот сяк походи. Заинька, подбодрись, Серенький, подбодрись, Вот так, вот сяк подбодрись. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Вот так, вот сяк, топни ножкой. Заинька, попляши, Серенький, попляши, Вот так, вот сяк попляши. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись, Вот так, вот сяк поклонись.

Слайд 13

« Мишка косолапый » Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенку поет. Вдруг упала шишка. Прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился, и ногою - топ. Не пойду я больше по лесу гулять! Не пойду я больше шишки собирать! « Топаем – хлопаем» Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения: Мы потопаем, как мишка: Топ-топ-топ-топ! Мы похлопаем, как мишка: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Лапы вверх мы поднимаем, На другие приседаем.

Слайд 14

« Мишка с куклой » Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри! И в ладоши громко хлопают, Громко хлопают, раз, два, три! Кукле весело, мишке весело, Вертит Мишка головой. Кукле весело, мишке весело, Ой, как весело, ой, ой, ой! Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри! И в ладоши громко хлопают, Громко хлопают, раз, два, три! Мы попробуем эту полечку , Эту полечку станцевать, Разве можем мы, разве можем мы, Разве можем мы отставать.

Слайд 15

«Петя - Петя – петушок» Петя-Петя-петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь! Баю-баю-баю-бай, Вместе с Ваней засыпай. «Петушок» Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка

Слайд 16

«Сорока - ворона кашу варила » Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали, Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил! Зачем воду не носил!

Слайд 17

«Люли, люли, люленьки » Люли, люли, люленьки , Прилетели гуленьки. Стали гули ворковать, Нашу деточку качать. Стали деточку качать, Стала Маша засыпать.

Слайд 18

«Курица красавица» Английская песенка Курица-красавица у меня жила. Ах, какая умная курица была! Шила мне кафтаны, шила сапоги, Сладкие, румяные пекла мне пироги. А когда управится, сядет у ворот — Сказочку расскажет, песенку споёт. « Курочка - рябушечка » — Курочка- рябушечка , Куда пошла? — На речку. — Курочка- рябушечка , Зачем пошла? — За водичкой. — Курочка- рябушечка , Зачем тебе водичка? — Цыпляточек поить. — Курочка- рябушечка , Как цыплята просят пить? — Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Слайд 19

« Котя , котенька , коток »

Слайд 20

« Киска, киска » Придет киска не спеша И погладит малыша Мяу-мяу – скажет киска Наша детка хороша!

Слайд 21

«Вот собачка Жучка» *** Собачка, собачка, Ты беги, беги. Маленького мальчика Ты учи, учи. Бегать, прыгать и скакать, Будет мальчик повторять. *** Баю, баю, баю, бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа не скули, Нашу детку не буди. И в дудочек не дуди, До утра не разбуди. А прийди к нам ночевать, Нашу деточку качать

Слайд 22

Организация предметно-развивающей среды:

Слайд 23

Формы работы с родителями Семинар-практикум Консультации Рекомендации Советы Мастер -класс Формы работы с родителями Развлечение

Слайд 24

«Живая» картинки в работе с детьми способствует развитию интегративных качеств малышей : - любознательности, активности; эмоциональной отзывчивости; овладевают средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; имеют первичные представления о себе, семье, об окружающем мире и природе.

Слайд 25

«Живая» картинка даёт возможность играя- развивать, воспитывать, учить детей.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики рук с использованием малых форм фольклора

Это дидактичесое пособие предназначено для воспитателей и родителей. Изготовив данное пособие, у вас появится возможность интересно и увлекательно заниматься с детьми. Малыш не только будет развивать ...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

План Самообразования по теме: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»

quot;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"...

«Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

     Ранний возраст – период активного становления художественного  восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная  с колыбельных песенок,...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"

Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...

Консультация "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном д...