Школа для родителей на тему: «Развивающие игры дошкольников с песком»
методическая разработка

Малютина Олеся Юрьевна
«В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Ознакомление с природой (в частности с песком) играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Школа для родителей направлена на ознакомление их с широкими возможностями песка в развитии и воспитании дошкольников. Родители получают теоретические знания о песочной терапии, учатся проводить игры и упражнения на песке, определять их цели,составлять игры и усложнять их. Рассматриваются вопросы организации рабочего места с песком, подбор инструментария, правила использования песка, место песочных игр в режиме для ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа для родителей на тему:

«Развивающие игры дошкольников с песком».

Задачи:

  1. Просвещение по теме влияния игр с песком на психическое развитие   детей.
  2. Формирование умений играть в развивающие игры с песком.
  3. Воспитание активной позиции в психическом развитии детей с использованием песочной техники.

Структура встречи:

  1. Мини лекция по теме школы.
  2. Игры и упражнения с песком с участием родителей.
  3. Обзорная экскурсия по практическому материалу для игр с песком.
  4. Выставка литературы для родителей.

Оборудование: ёмкости для песка (большая и маленькие), игрушки различной тематики, песок мокрый и сухой, лопаточки и бутылочки с горлышками разного диаметра, камешки и ракушки, влажные салфетки.

Ход:

  1. Мини лекция по теме школы.

«В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Ознакомление с природой (в частности с песком) играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.

Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект природы, но еще и потрогать его, то есть обследовать.

Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми может применяться и в психотерапевтических целях. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния.

Дискуссия с участниками, в ходе которой определяются основные стороны умственного, нравственного, эстетического, речевого, сенсорного развития ребёнка через песок):

Умственное развитие:

-обогащение знаний об окружающем мире (лепят из песка, обыгрывают пустыню, море… ),

-развитие мышления, памяти, внимания (игры на запоминание, исключение и сравнение…),

-ориентировка в пространстве (работа в горизонтальной, вертикальной плоскости с жителями нашей планеты на плоскости песка),

-развитие мелкой моторики рук,

-развитие творческого мышления (придумывание сказок…)

- развитие речи (письмо на песке, проговаривание текстов при работе с песком, сочинение сказок, подбор прилагательных…).

Сенсорное развитие:

-работа с формой, цветом, величиной, пространством, поверхностью

-работа с ощущениями и восприятием (гладкий-шершавый, мокрый-сухой…),

-элементы лепки и конструирования на песке

Коммуникативное развитие:

-умение вести диалог, работать в паре… и т.п.

Нравственное и личностное развитие:

-воспитание нравственных качеств, воли, умение достигать результата

-формирование самооценки, критичности….

Таким образом, работа с песком всесторонне развивает ребёнка.

  1. Игры и упражнения с песком с участием родителей (по ходу игр участники совместно с ведущим определяют цели).

А) «Знакомство с песком» .

Цель: знакомство с песком, упражнение в умении понимать и обозначать свои тактильные ощущения, подбирать описательные прилагательные, массаж пальцев.

Участники закрыв глаза, опускают руки в песок сухой и мокрый и передают свои ощущения, передвигая руками по песку (мокрый, тяжёлый, липкий, прохладный…).

Б) «Клад».

Цель: развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, воссоздающее воображение, внимание.

Участники по очереди ощупывают зарытую в песке фигурку, глаза закрыты, называют её.

В) «Дождь»

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение работать в парах, ориентировку на горизонтальной плоскости, ловкость.

Участники играют в парах. Один набирает в кулаки песок, сыпет его, подняв руки, по всей поверхности лотка. Второй набирает ссыпающийся песок в бутылёк с небольшим горлышком (в лопаточку, в сито…) пока не наберёт полную ёмкость.

Г) «Волшебная страна»

Цель: упражнять в подборе предметов на заданный звук, в составлении рассказа, предложений, воспитывать умение работать сообща.

Участники по очереди выбирают из предложенных на подносе предметов те, в названии которых есть заданный звук и ставят их на поляну песка, составляя при этом с данным предметом предложение. При этом должен получиться связный рассказ или сказка. Например, если это буква «т»: «Стоял в поле теремок», «Жил в теремке тигр»…

Д) «Фотоаппарат»

Цель: упражнять в зрительном запоминании, расширять объём зрительной памяти, закреплять названия насекомых.

На песке в ряд (по всей поверхности) расставляются насекомые, игрок запоминает их расположение «фотографирует». ОН отворачивается, насекомые меняются местами, игрок должен расставить всех насекомых по местам. Усложнение: можно добавлять новых насекомых или убирать имеющихся, увеличить количество насекомых, увеличить площадь их расстановки или уменьшить время запоминания.

Е) «Художники»

Цель: упражнять в написании букв, цифр, развивать тактильную память, мелкую моторику, внимание.

Участнику на спине рисуют пальцем или палочкой букву, цифру, он её рисует на мокром песке. Усложнение: надо нарисовать на песке цифру на 1,2 больше (меньше) той, что нарисовали на его спине, цифры рисуются на спине зеркально, на песке надо нарисовать двумя руками данные цифры, буквы…

Ж) Участники сами придумывают игры и цели к ним, проигрывают их на песке.

  1. Обзорная экскурсия по практическому материалу для игр с песком: обсуждаются вопросы организации в доме уголка для игр с песком

-организация рабочего места (свет, стол, стул, хранение песка, предметов, доступность для ребёнка, правила безопасности..)

-подбор песка, уход за ним (прокаливать, просеивать)

-предметы для игр (игрушки мелкие различного содержания-животные, транспорт, насекомые, люди и с различным настроением, лопатки, бутылочки, формочки, буквы и цифры, камешки, ракушки, пуговицы, кубики…)

-время игр (свободное, как часть занятия, на праздниках семейных…)

  1. Выставка литературы для родителей (книги, журналы).

1. Андрунь, С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. - № 3. - С. 18-21.

2. Аромштам, М. Игры влажном песке / М. Аромштам // Дошкольное образование. - 2006. - № 6. - С. 20-23.

3. Горошкова, Л. Игры с песком и водой / Л. Горошкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - С. 19-21.

4. Грабенко, Т. М. Игры с песком или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 9. - С. 12-14.

5. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.

https://detstvo-press.ru/books/images/11429.jpghttps://libcat.ru/uploads/posts/book/olga-sapozhnikova-igry-s-peskom-dlya-obucheniya-pereskazu-detej-5-7-let.jpg http://konzeptual.kz/media/catalog/product/cache/1/image/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/f/i/file_6_101.jpg https://3d-toy.ru/upload/iblock/eb6/eb67930dcb4c8d5d177d2d54a192be45.png https://images.ru.prom.st/436749090_w640_h640_pesochnye-igry-razvivaem.jpg

http://www.knigograd.com.ua/images/detailed/3135790441950effa23f02c6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей средней группы. Тема: "Развивающие математические игры - своими руками".

Этот консультативный материал поможет родителям самостоятельно изготовить игровой материал и играть совместно с детьми....

Консультация для родителей на тему:"Развивающие игры из подручного материала для детей младшего дошкольного возраста".

Это консультация содержит практические материалы ,которые помогут родителям  играть с ребенком дома не только в интересные,но и развивающие игры из подручного материала....

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры из подручного материала»

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры из подручного материала»Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации-прикосновения. Детям необходимо ...

Консультация для родителей на тему «Развивающие игры с песком и водой».

Консультация для родителей на тему «Развивающие игры с песком и водой». Цель: расширить представления родителей о детском экспериментировании, познакомить с разнообразными приемами работы с водой и пе...

Картотека (старшая группа) на тему: " Развивающие познавательные игры для старших дошкольников".

Развивающие познавательные игры для старших дошкольников                                        ...

Мастер-класс для родителей На тему: «Развивающие математические игры в детском саду и дома своими руками для детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителейНа тему: «Развивающие математические игры в детском саду и дома своими руками для детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему «Развивающие игры для дошкольников»

Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анал...