Методическая разработка: Мастер-класс для родителей: «Танец дружбы»
методическая разработка (старшая группа)

Мастер-класс для родителей с целью ознакомления с традицией изготовления кукол-обереогов из лыка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка:

Мастер-класс для родителей:

«Танец дружбы»

 

                                                                                      Воспитатели:

                                                                                      Доменкова Галина Сергеевна

                                                                                     

Санкт-Петербург

2019

Цель: познакомить родителей с русской традицией изготовления кукол-оберегов из лыка; формировать умение работать в команде.

Задачи мастер-класса:

Социально-коммуникативное развитие:

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Развитие социального и эмоционального интеллекта;

- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие:

- Расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, развивать умение размышлять над нравственной сутью поступков.

Речевое развитие:

- Продолжать развивать диалогическую речь;

- Обогащать словарный запас по теме «Дружба».

Художественно-эстетическое развитие:

- Совершенствовать трудовые навыки — сворачивание, скручивание, обматывание при изготовлении куклы.

- Развивать воображение, тактильное восприятие, мелкую моторику, творческую активность.

 Физическое развитие:

- Развивать двигательную активность, содействовать снятию у детей усталости и напряжения в процессе мастер-класса;

- Развивать умение выполнять действия в соответствии с текстом.

Раздаточный материал: лыко, нитки, ножницы, ткань.

Актуальность:

У современных детей игрушек великое множество. Магазины предлагают нам их в огромном количестве и на любой вкус. Нам не уйти от этих игрушек. Игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто родители покупают различные конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что, лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она. Конечно, самодельная кукла не может и не должна заменять ребёнку фабричную, но игра с ней и участие в её создании позволяет развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. А ведь если мы обратимся к истории, то увидим, что детей мамы и бабушки с младенчества приучал к ручному труду. Поэтому в то время люди были восприимчивы к стрессам и переживаниям. Издавна кукол делали из любого подручного материала, но при этом, куклы носили чаще не игровой характер, а более обрядовый характер. Определённый вид кукол делался с определённой целью: защитить дом, помочь выйти замуж, защитить от дурного глаза ребёнка.

Ход мастера-класса:

В.: Мы заметили, что дети перестали играть в куклы, как в детском саду, так и дома. Они всё больше и больше подражают героям мультфильмов и имитируют компьютерные игры. Поэтому мы столкнулись с проблемой у детей: они не могут играть сообща, у них нет желания самим что-то сотворить. Для того, чтобы сплотить и подружить наших детей мы решили использовать куклы, сделанные своими руками совместно с родителями, ведь это развивает эмоциональную сферу ребенка, обогащает их новыми впечатлениями, приобретенными в практической деятельности.

В.: Сегодня мы предлагаем изготовить куклу-оберег «Кувадку» из лыка, которое так вкусно пахнет, что этот запах нас возвращает в детство, волнует глубинные пласты подсознания. Для изготовления куклы нам понадобятся длинные прямые волокна лыка. Выравниваем наш пучок, берем обеими руками и где-то посередине слегка скручиваем для того, чтобы волокна не распадались и сворачиваем пучок пополам. Перематываем нитками, формируем куколке головку. Если лыка на кисти много, то для того, как смотать нитками голову, в середине можно вставить еще пучок лыка, потом из него завязать хвостик или сплести косу. Из оставшегося лыка формируем руки для нашей куколки. Руки также можно сделать из прямых волокон, завязать пучок с обеих сторон. Теперь берем наш основной пучок – туловище куколки и разделяем его пополам. В этот разъем вставляем руки. Под руками перевязываем ниточками. Теперь осталось нарядить нашу куколку. Тут уж у кого на сколько фантазии хватит. Вся одежда делается из лоскутов, без ниток и иголок. Раньше считалось, что даже ножницами пользоваться при изготовлении куколок нельзя, лоскуты надрывали.

Для сплочения нашего коллектива мы предлагаем нашим куколкам станцевать: «Танец дружбы». Мы поставим кукол на деревянный стол, начнем стучать рядом с ними ладонями, а кто и кулаками. От вибрации наши куклы должны пуститься в пляс, крутиться и вертеться, что доставит нашим детям необыкновенное удовольствие.

В.: Наших кукол мы можем применять в игровой деятельности:

«Я волшебник»

Цель: способствовать становлению эстетического отношения детей к окружающему миру, помочь им увидеть в реальных предметах и явлениях действительности, их настроение, характер.

Особенностью данного приема является возможность совместного фантазирования. Самое подходящее время – это конец дня, когда нет занятий.

- Ребята, посмотрите, какие красивые куклы у нас получились. Давайте поиграем в волшебников, заставим их танцевать! А теперь, расскажем, какие наши куклы. Детские высказывания можно направлять с помощью вопросов:

- Какое у них настроение?

- Как их зовут?

- Что они любят больше всего?

- Что они не любят больше всего?

- О чем они мечтают?

- С кем дружат?

«Хоровод»

Цель: развивать выразительность движений, групповую сплоченность, творческие способности.

Дети двигаются по кругу, подражая ребенку с куклой, которые находятся в центре круга.

«Сочинение историй»

Цель: формировать у детей умение внимательно слушать других, развивать слуховое восприятие, память, способность к совместной речевой деятельности.

Дети по очереди рассказывают забавные истории, которые с ними когда-либо происходили или могли бы произойти с их куколкой, на самом загадочном месте, останавливаются и другой ребенок продолжает, что могло бы дальше происходить. Так продолжая друг друга, дети сочиняют оригинальные, необычные концовки рассказов, находят совместными усилиями выход из сложных ситуаций.

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети с куколками берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.

Игра-упражнение «Куклы знакомятся, куклы ссорятся, куклы мирятся»

Цель: продемонстрировать различные модели взаимодействия друг с другом.

Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

- Закройте глаза, протяните навстречу друг друга куклы, «познакомьтесь» куколками. Теперь «ваши куколки ссорятся», а теперь они «мирятся», просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Игра «Комплементы»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, принимающий ребенок кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу.

«Танец в парах»

Цель: развитие эмпатии у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта с помощью куклы, оптимизация взаимоотношений в группе.

Дети становятся парами вместе с куклами лицом к друг другу. Педагог каждой паре кладет на головы лист бумаги. Включается музыка, дети начинают танцевать. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги как можно дольше. Затем можно поменяться парами и продолжить игру.

«Расскажи о себе»

Цель: формировать умение анализировать свои поступки, чувства, состояния и формулировать речевые высказывания по этому поводу.

Воспитатель произносит начало предложения, а дети по очереди продолжают:

- Больше всего на свете я люблю …

- Если бы я поймал золотую рыбку, я бы…

- Если бы мне разрешили, я бы…

- Если бы я умел…

- Если бы мне купили…

«Ласковое имя»

Цель: формировать умение использовать ласковые, доброжелательные интонации в общении.

Дети сидят по кругу и передают куклу, называя при этом друг друга ласковым именем.

Можно играть в парах, придумывая ласковые варианты имен. Побеждает тот, кто придумает наибольшее количество обращений.

«Передай по кругу»

Необходимо передавать куклу в двух направлениях, но так, чтобы не брать их руками, попробовать при помощи локтей. И посмотреть, какая кукла быстрее попадет на исходную позицию. А можно сделать два круга.

Игра на ориентировку в пространстве:

«Сделай так, как я скажу»

Цель: упражнять в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве. Необходимо поставить куклу впереди себя, позади, справа, слева, внизу, вверху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мастер- класс с участием родителей в I младшей группе «Игрушки из соленого теста».

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей. Задачи: • Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическ...

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс

Приложение  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...

Методическая разработка Мастер-класс для родителей "Организация сотрудничества с родителями по речевому развитию"

Мастер-класс будет полезен педагам ДОУ, родителям воспитанников старшего дошкольного возраста. Речевой материал, представленый в данном мастер-классе предназначен для воспитанников старшего дошкольног...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...