«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов
методическая разработка (подготовительная группа)
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 479.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №101 «Жар – птица»
«Игрушечных дел мастера»
Приобщение детей к русским народным традициям
Методическая разработка
Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов
Подготовила воспитатель:
Давыдова Наталья Николаевна
Саратов, 2022 год
Для ребёнка игра - это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребёнка потому, что понятнее, а понятнее, потому что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».
К.Д.Ушинский
Уважаемые родители и гости нашего собрания, сегодня мы поговорим с вами об игрушках наших детей. Тема собрания: «Приобщение детей к русским народным традициям. Мастер класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы».
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.
Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры, ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника.
Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.
Большинство детских игр связано с использованием разнообразных иг-рушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка важна для развития личности ребенка.
Наша жизнь порой бывает очень сложна. Мы уделяем много внимания материальному, и мало духовному.
Культуру и традиции России невозможно представить себе без народного искусства, которое демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Народное творчество - это самый доступный для ребенка способ познания окружающего мира.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств, возвращение к фундаментальным традициям и культурным ценностям. Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь - народная игрушка.
Слово «традиция» (в переводе с латинского «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры.
Уважаемые родители, какие виды народного творчества вы знаете? – (колыбельные песни, потешки, игры, пословицы и поговорки, сказки, русские народные песни, народные танцы, народная музыка, декоративно-прикладное искусство).
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о честности, мужестве. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций и обладала воспитательной силой.
Традиционная кукла почти не изменилась с тех пор, как придумали её наши предки… на Руси кукла бережно передавалась из рук в руки от матери к дочери от бабушки к внучке…
Взрослые, перебирая лоскутки ткани и всякого рода природные материалы, чтобы сотворить куколку, отдыхают душой, набираются сил для добрых дел. Дети с 4-5 лет также привлекались для изготовления кукол. Куклы изготавливали без иголок и ножниц. Кусочки ткани рвали и обматывали ниткой.
Куклу делали из ношенной ткани из старой ветхой одежды, полотенец, рушников. Такая ткань легко рвалась, что было немаловажным условием, так как существовало поверье, что при изготовлении кукол нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Сама по себе ношенная одежда являлась оберегом, так как хранила тепло души человека, который ее носил.
Куклы наряжали, но никогда не изображали лицо. Безликая кукла была не доступной для вселения в нее недобрых сил. Считалось, что кукла без лица вещь неодушевленная и не сможет навредить своему владельцу. Кукол не бросали в избе где попало, их бережно хранили в берестяных коробках или аккуратно изготовленных мешочках.
В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в холодную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев.
С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: они непременно помогут!
Кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы её подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.
Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке? Куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, её любовь оберегала ребёнка с момента рождения и отгоняла от него злых духов, в которых верили наши предки.
В кукол играли не только девочки, но и мальчики до 6-7 пока носили рубахи.
Справка: Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен) белую, не украшенную ничем рубаху - конечно же, подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 6-7.
Никакой другой одежды у детей не было: ни штанов у мальчиков, ни юбок-сарафанов у девочек. Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.
По достижении ребенком 7-8 лет он переходил в другую возрастную и социальную категорию - из младенцев в отроки. Отроками считались дети до 14-15 лет. Одежда в этом возрасте приобретала половые различия. Мальчики получали порты (штаны) и картузы. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы, которые тоже являлись оберегом.
Помогая детям приобщиться к народным традициям, мы и сами научимся древнему искусству создания народной тряпичной куклы, и легко найдём путь общения с детьми. А это залог будущей любви и такого необходимого в жизни понимания.
НАРОДНЫЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ делятся на три вида:
- ОБЕРЕГОВАЯ
Кукла, предназначающаяся для конкретного человека или семьи, несущая обереговый смысл. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку малым деткам и целыми гроздьями развешивали в избе, чтобы уберечься от проделок злых духов. Нередко обереговая кукла, предназначающаяся ребёнку была и игровой.
К обереговым куклам относятся - Куватка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Кубышка-Травница», «Бессонница», «Берегиня», «Малышок-голышек», «Десятиручка», «Узелковая» и многие другие.
- ОБРЯДОВАЯ
Это куклы, применяющиеся в различных обрядах (земледельческих, свадебных и т.д.) целыми сообществами. Нередко одновременно несли обереговую функцию.
К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка», «Покосница», «Масленица», «Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Отдарок-на-подарок», «Коляда».
- ИГРОВАЯ
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Сначала делала мама, а вскоре дети сами делали для себя кукол. Благодаря куклам дети развивались, девочки получали первые навыки рукоделия, мальчики, играя в куклу «Куклак» мерились силой. К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик», «Куклак», «Малышок голышок», «Сорока-Белобока», «Птичка», «Бабочка», «Веснянка», «Утешница» и другие.
ВИДЫ КУКОЛ ПО СПОСОБУ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ:
Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. Способ изготовления определяет то какой будет форма куклы, традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:
- Столбушка
- Крестушка или крестец
- Кукла на палочке
- Узловая кукла
- Пеленашка
- Закрутка
- Набивная кукла мешок
- Мотанка
В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка или обмотка куском ткани. Направлению наматывания придавалось особое значение. Мотали по часовой стрелке или «по солнцу» это было связанно с жизнью.
Часто нитки, которые из ткани формировали основу куклы, особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест». Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались, их наматывали по часовой стрелке.
Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось, что дело сделанное во второй раз перечеркнет то, что было сделано в первый.
Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.
МАСТЕР-КЛАСС
ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
Занимаясь изготовлением традиционной куклы, ребёнок из уст взрослого узнавал историю своего народа, своей страны. Работа над изготовлением куклы и последующая игра с ней становилась для ребёнка ключом к сокровищам устного народного творчества: сказкам, прибауткам, загадкам и песням.
Уважаемые коллеги, а какие загадки и прибаутки можно придумать про куклу? Или может быть, кто то вспомнит знакомые им?
Я пекла, варила,
Кукол накормила.
Куклы меня слушали,
Быстренько все скушали.
И суп из цветочков,
И пирог из песочка,
И котлеты из глины,
И компот из рябины.
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
— Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
— Это просто палка!
Я свернул два лоскута.
— Ах,— сказала Катя,—
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять...(Кукла)
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно…(Кукла)
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки,
В синие сапожки.
На красавице - пальто,
Догадались? Это кто?..(Кукла)
Технологическая карта по изготовлению куклы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"
Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...
Мастер класс по изготовлению русской народной обрядовой куклы "Кукла-закрутка"
ЦЕЛИ УРОКА: 1) Познакомить с историей русской тряпичной куклы...
Методическая разработка "Мастер-класс по изготовлению ДОМОВОГО". Проект "Русские народные традиции. Обереги."
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11179363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"408","width":"480"}}]]МАСТЕР – КЛАСС по изготовлению «ДОМОВОГО».ЗАДАЧИ:1...
Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для детей подготовительной группы
Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для детей подготовительной группы...
Мастер- класс для родителей и воспитанников 3-4 лет "С куклами возиться- бытию учиться" (Изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы).
Мастер- класс по ознакомлению родителей с приемами и способами изготовления игрушек-тренажеров своими руками для стимуляции речевого развития детей....
План-конспект мастер-класса по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик».
Здравствуйте красны девицы! Сегодня мы перенесемся в далекие времена, в русскую деревню! В русскую избу! Я расскажу и покажу, как мастерили тряпичных кукол на Руси....
Конспект мастер-класса по изготовлению русской народной куклы «Веснянки» из лоскутков
Данный мастер-класс подходит для проведения в подготовительной к школе группе как с детьми, так и совместно с родителями....