Пальчиковая гимнастика.
материал

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Развивает речь.

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!


Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

  • .

Советы:

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра​вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере​ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или
научите его помогать себе второй рукой.

- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено уча​стие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум   для  родителей

«Развитие и укрепление навыков здорового образа жизни у детей »

Подготовила: воспитатель группы раннего возраста Мухаметзянова А.А

       Цель:  систематизировать знания по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Задачи семинара: Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки  в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.

        Задачи:

1· Ознaкомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

2· Повышение педагогического мастерства родителей по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях.

3· Рaзвитие чувства единства, сплоченности.

Форма проведения: семинар – практикум.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог, анализ результатов.

Структура семинара – практикума:

  1. Вводная часть, знакомство;
  2. Ведение конкурса;
  3. Подведение итогов.

1. Вводная часть.

Приветствие. Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня у нас семинар – практикум на тему “ Здоровый образ жизни ”. Давайте знакомиться.

Упражнение “Знакомство”.

Каждый участник рассказывает о своем настроении, называет свое имя, имена своих детей, возраст, и все что он хочет рассказать о себе и своих детях.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Вопрос о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в нашей работе. Одним из показателей здоровья детей дошкольного возраста является распределение их по группам здоровья.

Анализируя «группы здоровья» детей можно отметить, что при поступлении в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем.

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас, родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь не только знающим и образованным, но и закаленными и здоровыми.

Есть ли ключи к решению этой задачи? Медицина давно пришла к выводу: нужна профилактика для здоровых людей. Что это такое?

От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.

Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:

-развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;

-формировать у дошкольников элементарные представления:

- о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т.д.);

- о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);

-поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;

-привлекать у родителей к формированию ребенка ценностей здорового образа жизни.

2. Ведение конкурса.

Сегодня я предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Здоровье ребёнка в наших руках».

Деление на две команды.

Итак, начинаем наш конкурс.

Придумывание названия и девиза команды.

Приветствие команд.

1. КОНКУРС. Основы здорового образа жизни.

Исследования показывают, что здоровье ребенка только на 7—8 % зависит от здравоохранения, и больше чем на половину — от образа жизни.

Анaлиз анкет.

Итак, анкетирование родителей показало, что они не достаточно владеют информацией по закаливанию детей дошкольного возраста. Большое количество родителей сами не занимались и не занимаются каким-либо видом спорта, не делают зарядку по утрам, что, безусловно, сказывается на формировании навыков здорового образа жизни у ребёнка. В домашних условиях дошкольник в большей степени мотивирован на инертную, пассивную деятельность (настольные игры, чтение книг, просмотр телепередач и др.) .

Именно поэтому каждый взрослый должен стать кузнецом собственного здоровья и здоровья своих детей.

Здоровый образ жизни — это:

Перечислив компоненты здорового образа жизни, нужно закончить предложение. Свои ответы предлагаю записать на ватмане.

Команда «Витаминкa» пишет ответы красным фломастером на ватмане., а команда «Солнышко» - синим.

Представитель от первой команды зачитывает варианты, вторая команда дополняет:

рациональный режим;

полноценное сбалансированное питание;

двигательная активность и достаточное пребывание на воздухе;

гигиенические условия;

психологический микроклимат в семье;

закаливание;

профилактика курения, алкоголизма и т. д.

Итак, составляющие компоненты здорового образа жизни: закаливание, режим дня, питание, прогулка, физические занятия, благоприятная психологическая обстановка в семье.

2. КОНКУРС. Здоровое питание.

Большое внимание в нашем саду уделяется организации питания. Разработанное десятидневное меню позволяет сделать питание детей сбалансированным. Десятидневное меню - список блюд, которые дети будут употреблять в пищу, обычно составляют на 2 недели вперед, учитывая времена года. В рационе присутствуют соки, фрукты, овощные блюда. Выполнение натуральных норм питания максимально близко к норме.

Проблемы питания волнуют всех родителей. Неправильное питание является причиной множества заболеваний.

Так чем же и как кормить детей, какие продукты должны пре-обладать в детском рационе?

У вас на столе лежат карточки с различными продуктами питания.

1 команда из тех продуктов, которые вы считаете полезными, составляете меню на завтрак, а вторая команда – на обед.

Защита меню.

Меньше жарьте, больше варите и выпекайте.

«Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей», - так писал Гиппократ.

3. КОНКУРС. Кроссворд.

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми и трудолюбивыми, нужно развивать и поддерживать у них потребность в движении, физических нагрузках.

Какие формы организации двигательной активности детей вы можете назвать?

утренняя гимнастика, — физкультминутки,

физкультурные занятия, — подвижные игры,

праздники. — гимнастика после сна,

развлечения. — индивидуальная коррекция.

А для того, чтобы узнать, какие волевые качества развивает двигательная активность нужно разгадать кроссворд.

Задания к кроссворду:

По горизонтали:

1. Способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её интенсивности. (выносливость)

2. Умение действовать в изменяющихся условиях правильно и находчиво. (ловкость)

По вертикали:

1. Способность напряжением мышц производить физические действия, движения. (сила)

4. КОНКУРС. Педагогические ситуации.

Что такое закаливание?

Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость организма человека к охлаждению.

-Какие закаливающие мероприятия вы проводите дома с ребёнком?

Контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ, полоскание горла прохладной водой.

Педагогическая ситуация первой команде:

Валина мама жалуется врачу, что её дочь часто болеет.

- Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются на санках, лыжах. Румянец во всю щеку! А моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя то и дело болеет? Наверное, такая уж она слабенькая от природы? Советуют надо закаливать ребёнка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают.

Права ли мать? Можно ли укрепить здоровье ослабленного ребёнка? Как донести это до мамы?

Ежедневные прогулки детей могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка. Так как потребности растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых.

Если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. В “минимум” закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, воздушные и водные процедуры, гигиена одежды и обуви.

Одним из важных условий, способствующих повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности является правильно организованный режим дня.

Педагогическая ситуация для второй команды.

Шестилетний Виталик оправдывает своё опоздание к обеду тем, что он ещё не проголодался.

- Но ведь тебя звали домой! - говорит мама. – Почему не послушал?

- Ну и что? Я ещё не хочу есть, ведь только что мне печенье давали.

Вечером Виталика невозможно вызволить от соседа - сверстника. Снова пререкания:

- Не хочу спать! Ещё рано!

Лишь категорическое вмешательство отца заставляет сына подчиниться родительским требованиям. Со слезами и причитаниями, наспех умытый, Виталик небрежно сбрасывает с себя одежду и отправляется в постель. Долго не засыпает, ноет: «Ведь я говорил, что не хочу спать! »

Чем объяснить непослушание Виталика, его нежелание вовремя есть, спать? Приучен ли Виталик к режиму? Какую работу Вы проведёте с родителями Виталика?

Таким образом, домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада.

Как любить детей?

Здоровье — это не только физическое, но и психическое, душевное состояние ребенка, которое, в первую очередь, зависит от того, как мы любим своего малыша. Ясно, что большинство родителей любит своих детей, но не всегда умеет передать свою любовь ребенку.

В развитии личности ребенка особенно велика роль семьи. Основу семейного воспитания составляет любовь. Считается, что детства, наполненного любовью, хватает на всю жизнь. И поэтому первоочередной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Любить — это принимать ребенка таким, какой он есть, чувствовать себя с ним неразрывно. Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью.

5. КОНКУРС. Составление коллажей

Я предлагаю вам сделать подарки нашим детям в виде коллажей на тему: «Мое здоровье». На ваших столах вырезки из журналов, ваша задача, наклеить на лист бумаги только те картинки, которые, по вашему мнению, помогают сохранить здоровье.

Презентация коллажей.

Сегодня, мы поговорили о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье.

Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!

Вот и подошел к концу наш конкурс «День здоровья».

А сейчас я хочу предложить вам игру «Возьмёмся за руки».

(Все родители встают в круг. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...