Диспут "Какие условия необходимы для того, чтобы дети полноценно проживали детство и при этом готовились к школе?"
материал

Колобкова Татьяна Александровна

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является: Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. Какие условия необходимы для того, чтобы дети полноценно проживали детство и при этом готовились к школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_vospitatel_goda.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения диспута

Какие условия необходимы для того, чтобы дети полноценно проживали детство и при этом готовились к школе?

Я ходила в обычный детский сад, где нас многому учили, проводили занятия, где была интересная жизнь с непременными классиками, как только сходил с асфальта снег, с прятками и жмурками, чтением интересных книг и всем тем, чем должно наполняться настоящее детство.

Известный педагог и детский врач Януш Корчак настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. Он считал детство фундаментом жизни: без полноценного детства последующая жизнь будет ущербной.

Известный детский психолог А. В. Запорожец, отмечал, что необходимо широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослыми.

ФЗ «Об образовании  в РФ» (статья 64. Дошкольное образование) гласит, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является:

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития

ВОПРОС: Какие условия необходимы для того, чтобы дети полноценно проживали детство и при этом готовились к школе?

Подготовка действительно нужна. Иначе ребенку сложно будет совершить переход от дошкольного детства, в котором его просто любили и не оценивали,- к школе, где у него появляется новая социальная роль.

Основная формула стандарта – детство самоценно и разнообразно: не ребенок готовится к школе, а школа должна готовиться к ребенку.

ВОПРОС: Какие особенности организации образовательной деятельности в современном ДОУ?

Руководитель рабочей группы по созданию проекта ФГОС дошкольного образования, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов отмечает, что

«…Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста».

ВОПРОС: Должен ли детский сад готовить ребенка к школе?

Директор Учреждения Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства» Татьяна Волосовец отмечает:

«В новом стандарте  установлены требования не к результатам обучения в детском саду, а к результатам социализации детей». 

Давайте попробуем рассмотреть игру с точки зрения психологии. Упустим моменты  значения игры во всестороннем развитии ребенка, пройдем мимо видов, типов, классификаций игр. Представим себе ребенка младенческого, раннего возраста с погремушкой, середнячков-девочек – с куклой, девочки постарше – с кукольным набором – «парикмахерская», выпускниц детского сада….

Предположим, что социализация дошкольника осуществляется  прежде всего в игре. В игровом пространстве дети  осваивают  социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие  между ними контакты  по поводу игрушек или других  предметов становятся первой формой социального общения со сверстниками, формируется опыт  координации своих действий и взаимопонимания. Вспомните содержание игры у младших дошкольников – это действия с определенными предметами, они однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций. Это наш малыш с погремушкой. Согласны?

Игра  изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет  актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта  во внешний мир,  стимулируется социальная активность ребенка. В среднем дошкольном возрасте прослеживается воспроизведение отношений между взрослыми, выполнение роли, выделяются специальные действия, которые передают характер отношений. Старшие дошколята - подчиняются правилу, вытекающему из взятой на себя роли. По мере развития роль приближается к действительности, определяет поведение ребенка в игре. Прослеживается переход от погремушке к кукле и к набору для сюжета –«парикмахерская».

Игровая среда является необходимым  условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в дошкольной образовательной организации обладает большим потенциалом развития межличностного  общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок  присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя  взаимоотношения и всесторонне исследуя  содержание и формы общения людей – более высокая ступень развития формы социального общения.  По мере расширения коммуникативного репертуара повышается  социальная компетентность. То есть развитие содержания игр происходит от отображения действий к отношениям. Охватывается все большая сфера действительности, происходит усложнение сюжетной линии.

Мы приближаемся к девочке – выпускнице…

В то же время,  в игровой среде ребенок учится отделять себя от других.  Осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими  через  отождествление, идентификацию, сопереживание. Играя,  он не только моделирует социальные отношения. Но через  эмоциональное  переживание, отношение  к сюжету усваивает их, а растущая благодаря эмоциональной включенности уверенность в себе развивает способность  действовать в разных коммуникативных ситуациях. Чего мы и ждем от выпускника детского сада.  Постепенно дети начинают отображать логику реальной действительности. Происходит развитие действий от однообразных к разнообразным. То есть при правильном руководстве игрой  происходит  успешная социализация дошкольника или другими словами, социально адаптированный ребенок  в дошкольном учреждении имеет накопленный багаж внутренних качеств, необходимых для успешного обучения в школе.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. Игровая деятельность может иметь место на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке ребенка к школе.

По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – ролевой игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы и в целом познания, быстро утрачивают интерес к школе

Вывод: Игра является не только условием, но и средством для подготовки детей к школе.

ВОПРОС: Каким Вы видите детский сад будущего, детский сад через 5 или 20 лет? 

Детский сад — пространство культуры в целом. Это будет процесс взаимного обогащения, а не только воспитательный процесс с позиции взрослого, стоящего над ребенком и смотрящего на него сверху вниз. Современные дети часто видят дальше, они свободнее нас.  

Таким образом,

Основная задача ДОУ – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Решение обозначенной задачи возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в ДОУ.

Разработчики ФГОС ДО рекомендуют педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, прочесть книгу Д.С. Лихачева «Поэзия садов», где  поэзия садов — та модель, в которой будут прорастать самые разные культуры. И детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки разнообразия каждого ребенка, чем я и планирую заняться в ближайшее время.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Социализация

ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА:

-точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;

- эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил;

- благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;

- сформированность социальных переживаний и эмпатии;

- навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами;

- способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность  и относительная (по возрасту) независимость;

- положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний;

-личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия,

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ:

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Игровая форма организации занятий помогает детям легко включиться в познавательную деятельность, благоприятствует многогранному раскрытию личности, развивает ее способности, сплачивает детей на основе общих замыслов и интересов. Успешное применение игры в организации познавательной деятельности в значительной мере связано с творчеством самого педагога, его умения «подать» игру, направить инициативу детей и их творческую активность.

Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которые с успехом применяются в работе с любой возрастной группой учащихся, особенно с детьми 5-6 лет. Они могут быть использованы на любом занятии и во внеклассной работе. Интересная и содержательная игровая деятельность детей обеспечивает при условии использования разнообразных игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр – драматизации, игр-путешествий и т.д.

Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. Наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом. Каждая игра – это общение ребенка с окружающими. В логических играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи. Если ребенок  пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию, это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка.

Знакомясь с математическими понятиями, малыш учится анализировать, сравнивать, обобщать, группировать, а также планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. У него развивается мышление, внимание, память, творческая активность и речь.

Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство, В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

Для того чтобы  ребенок был умным, веселым, дружелюбным и уверенным в себе, не обязательно ему читать лекцию на эту тему (да и не действенно это), надо просто играть в полезные для его возраста игры.

Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие.

Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, делая ее более осмысленной и осознанной.

Необходимо развивать качества ребенка, ориентированного на обучение:

- в первую очередь у него должна быть сформирована учебная мотивация, учебный мотив - он должен хотеть учиться;

- для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы навыки построения внутреннего плана действий в рамках предстоящих задач, игры, поведения, т.е. способность действовать в уме;

- важно, чтобы ребенок обладал достаточным запасом общих и практических знаний;

- необходимым качеством является произвольность деятельности, т.е. умение (опыт) подчинять свои действия правилам, которые устанавливает воспитатель (учитель), взрослый;

- творческая активность и инициативность.

Эти качества являются стержневыми для формирования личности, они формируются не на занятиях, им нельзя «научить» ребенка.

Учебная деятельность – преимущественно деятельность индивидуальная. Тем не менее, учителя обращают внимание на то, чтобы класс формировался как коллектив. Формирование детского коллектива начинается в дошкольном детстве, в совместной деятельности детей. И игра при этом имеет первостепенное значение. В игре ребенок не только учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя свое желание общим интересам.

В школе заметны «домашние» дети, не получившие в достаточном объеме совместного игрового опыта. В результате такой ребенок, «дорвавшись» до сверстников, либо полностью отдается игре и общению, либо с трудом устанавливает отношения с одноклассниками, требуя признания своей исключительности или же полностью перекладывает всю инициативу на других (как это было в семье). То есть задачи, не решенные в дошкольном детстве, переносятся на школьный возраст. При этом начинает страдать учебная деятельность – ведущая в этом возрасте. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной. 

Прежде всего, психологи в один голос отмечают, что современные дошкольники абсолютно не умеют играть самостоятельно, у них плохо развито воображение и умение находить нестандартные решения к различным задачам. Именно поэтому сейчас в детских садах основное время детей занято различными развивающими упражнениями и обучающими занятиями, а когда им дают время для игр – начинают возиться, толкаться, драться – то есть делать все, что угодно, но не играть в привычном понимании этого слова.

Кроме того, как ни парадоксально, но ребенок, интенсивно готовящийся к школе, уже теряет всякое желание идти в эту самую школу – потому что усталость и разочарование накапливаются – и продолжать эту «каторгу», конечно, у малыша нет никакого желания.

Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, Вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению)исполнителем. Не зря психологи и педагоги утверждают, что игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети), развивает любознательность и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок не болел?

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок не болел?...

Педагогам на заметку:Для того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИДля того чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.Н...

Это стоит того, чтобы быть прочитанным детям.

Дорогие родители! Вы, наверное, хотите, чтобы ваши дети росли добрыми, отзывчивыми, дружелюбными. А как привитьэти качества? Конечно, своим личным примером, доброй атмосферой в семье. И конечно же, в ...

Метод научной педагогики Марии Монтессори – ключ к пониманию условий, необходимых для успешной социализации детей дошкольного возраста

В вопросах педагогики, когда речь заходит об особенностях организации обучающего пространства, диалоге взрослого и ребенка, о необходимости привлечь внимание детей к тайнам мироздания, о том, как учит...

Буклет для родителей "Что необходимо для того, чтобы научить детей хотеть заниматься"

В буклете для родителей предложены практические советы и рекомендации, как помочь ребенку полюбить занятия. Это актуальная проблема затрагивает родителей и детей во многих семьях. Детская душа ра...

Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития..

Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобран...

Памятка для родителей Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

middot; Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. · В ...