Консультация для родителей "Что такое "Оригами"
консультация (средняя группа)

Романова Татьяна Александровна

Консультация для родителей "Что такое "Оригами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_origami.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что такое «Оригами»

Уважаемые родители! Вспомните свое детство. Кто из вас на переменах не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полу раскрывшийся бутон? И наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный самолетик, а дальнее плавание – пароход?

Это делали абсолютно все! И я думаю, что все знали, что эти фигурки называются оригами!

Но не каждый знал, что слово это пришло к нам из Японии. Там в течение веков монахи ставили на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству, ведь по-японски слова Бог и Бумага являются омофонами и звучат как «КАМИ».

Умение складывать фигурки из бумаги считалось одним из признаков хорошего образования и воспитания. Оригами стало важной частью японской культуры, искусства оформления подарков, нашло отражение в театральных костюмах. Во второй половине девятнадцатого века оригами вырвалось из Японии, а после Второй мирровой войны начался настоящий ажиотаж в других странах мира. И все это благородя мастеру Акиры Йошизавы, который изобрел «оригамную азбуку», инструкцию, с помощью которой можно сложить практически любую фигурку. Это своеобразный «язык» оригами, который очень легко выучить при должном усердии и усидчивости. Искусство оригами находит применение в образовании, элементы складывания оригами применяются в космической индустрии.

Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

Оригами – это не только развлечение для ребенка, но и крайне полезное для его развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и психического развития ребенка является развитие его мелкой моторики рук. Сегодня ученые и педагоги единогласно утверждают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами существует прямая связь.

Оригами развивает у детей способность работать руками контролируя действия сознанием, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами улучшает концентрацию внимания, так как заставляет сосредоточиться на выполняемой работе, чтобы в итоге получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии плодотворного мышления детей, их образного воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует развитие памяти, т. к. для изготовления подделки алгоритм действий должен быть усвоен и запомнен, иначе ничего не получиться.

Оригами знакомит детей с банальными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря новыми специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе изготовления у ребенка возникает необходимость сравнения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и реализация всего выше изложенного на практике (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, вырабатывает ответственность и усидчивость. Позволяет на ранних этапах раскрыть потенциал ребенка.

Общие правила при обучении технике оригами:

1. Заготовки для поделок ребенка должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна быть в форме квадрата.

3. Бумага, используемая для подделок должна быть цветной и наилучшего качества.

4. Показ изготовления должен производиться на столе или на доске. Заготовка должна быть больше чем у зрителей.

5. Показ должен быть четко спланирован, чтобы избежать лишних действий и не запутывать детей.

6. Обучение должно быть поэтапным: после демонстрации каждого пункта необходима практическая реализация его детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Максимально точное совмещение сторон подделки.

Для занятий оригами с детьми необходимо:

- Бумага формата А4 (тонкая, качественная)

- Клей ПВА

- Ножницы

Бумага не обязательно должна быть белой – складывать фигурки из цветной бумаги детям интереснее. Только необходимо учитывать, что бумага должна быть обязательно двусторонней.

Знакомство родителей с искусством – оригами.

Цель: Показать базовые формы, приемы и способы обращения с бумагой.

Прежде чем приступить к конструированию игрушек, необходимо отработать с ребенком самые банальные приемы (складывание квадрата). Перво-наперво учим аккуратно сгибать квадрат, следуя главному правилу: точно совмещать углы и стороны. Перед началом работы необходимо подготовиться к работе (разогреть руки). Лучшим способом является пальчиковая гимнастика.

Рассмотрим базовые формы: книжка, дверь, воздушный змей, конверт, треугольник, двойной треугольник, катамаран.

Фигурки ослика, гуся и лисички сделаны на основе базовой формы «воздушный змей», а фигурки бабочки и елочки на основе формы – «треугольник» и т. п.

Пытаемся сделать сразу несколько поделок.

«Что общего во всех этих поделках? Правильно, туловище у всех животных сделано из базовой формы «воздушный змей», а головы разные.»

Работаем с пооперационными картами. Делаем туловище, используя базовую форму «воздушный змей».

Задаем вопросы.

1. Какой формы надо взять лист бумаги? (квадратной)

2. Что надо сделать на первом этапе? Сначала необходимо сложить квадрат по диагонали. Затем развернуть его и две прилегающие одна к другой стороны квадрата согнуть к диагонали, нижний угол отогнуть назад. Вот получилось туловище. Решив какую из игрушек будем делать, берем нужную пооперационную карту и приступаем к работе.

3. В какой сказке живут эти звери? (Теремок). Сложив фигурки из бумаги, рассказывайте детям сказки, связанные с этими животными.

Таким образом развивается пространственное мышление, фантазия и воображение. Вещь, сделанная своими рука приносит больше удовольствия вам и ребенку, чем купленная в магазине

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей 5-6 лет в условиях реализации федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта.

Требования и задачи развития у детей дошкольного и начального общего образования конструктивных, творческих способностей, овладения основами пространственного воображения, использования знаково-символических средств представления информации отражены в Федеральных государственных требованиях и Федеральном государственном образовательном стандарте. Большинством педагогов и психологов подчеркивается, что эффективным средством реализации данных проблем у детей является владение техникой Оригами. Совершенствуя и координируя различные движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на интеллектуальное развитие ребенка, следовательно, и на развитие речи (устранение проблем с речью, если таковые имеются). Оригами согласует работу полушарий мозга и помогает развитию (выявлению) творческих задатков у ребенка. Эта техника знакомит детей с банальными геометрическими понятиями (упрощая дальнейшее обучение, способствует развитию глазомера и обогащению словаря специальными терминами. Все школьные педагоги отмечают особые успехи ребенка (занимавшегося оригами)по определенным дисциплинам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, математику и геометрию, графические основы письма, природоведение, историю, черчение. Дети увлеченно изучают литературу, связанную с оригами, что так же положительно отражается на их развитии.

Дети старшего дошкольного возраста, увлекающиеся оригами, отличаются богатой фантазией и воображением, у них хорошо развитое конструктивное мышление, художественный вкус.

На первом этапе нами была изучена необходимая литература. Было разработано тематическое планирование и система занятий кружка «Журавлик» по развитию конструктивных способностей детей 5-6 лет на основе техники оригами, которое впоследствии дополнялось и совершенствовалось.

Для достижения поставленной нами цели решались следующие задачи:

1. Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями.

2. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

В план программу я включила три раздела:

работа с бумагой, развивающие игры, логические задачи.

Дети активно проявляли себя на занятиях по математике, конструированию и развитию речи, постоянно участвовали в ярмарках и выставках «Обитатели аквариума», «Овощи и фрукты - витаминные продукты!», «Ёлочка-красавица», «Зимняя сказка», «Весеннее настроение».

Воспитанниками кружка были поставлены сказки с использованием игрушек-поделок из бумаги: «Колобок» и «Ворона и лисица», которые они с успехом показали своим сверстникам и родителям.

В процессе преемственности дошкольного и начального общего образования необходимо создавать условия для освоения детьми навыков сбора, обработки, анализа и передачи информации. Поэтому в деятельности кружка «Журавлик» мы применяли информационные компьютерные технологии (Материалы мультимедийных дисков, интернет – материалы). Нами были подготовлены презентации «Искусство оригами», «Подделки из бумаги». Данная деятельность позволила: повысить их мотивацию к занятиям, расширить кругозор детей, создать положительное эмоциональное состояние в процессе занятий.

Анализ работы кружка «Журавлик» показал, что систематическое, интегрированное использование техники оригами в образовательной деятельности детского сада позволяет расширять кругозор детей 5-6 лет, развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки, конструктивные, творческие способности и тем самым является эффективным средством познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

Для занятий с детьми дома можно использовать следующую литературу:

1. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка»

2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Игрушки из бумаги», «Все об оригами», «Оригами. Зоопарк в кармане»,

3. Сержантова Т. Б. «365 моделей оригами»

4. Коротеев И. А. «Оригами для малышей

5. Соколова С. В. «Сказки из бумаги»

6. Приложение к журналу «Оригами». «Русские народные сказки»

7. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр»

8. Анна Эм «Оригами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....