Консультация для родителей "Мелкая моторика детей с ЗПР"
консультация
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь. Степень развития мелкой моторики определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка исключительно важны для его умственного и психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 181.46 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №198 «Вишенка»
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР»
Подготовила: учитель-дефектолог Тараданчик Е.В.
г.о. Тольятти
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.
Степень развития мелкой моторики определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений- ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально- волевой сферы происходит замедленно с отставанием от нормы. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии у детей с ЗПР моторной сферы создают определенные трудности в овладении навыками рисования, ручного труда, а в дальнейшем и письма.
Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, не полный объем движений, нарушена их произвольность. Движения рук бывают не ловкими, не согласованными.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры»- это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает детям возможность ориентироваться в пространстве (понятия «право», «лево», «верх», «низ»).
Речевое сопровождение. | Движения рук. |
Коробок от спичек Для деток- невеличек, Не спички будем зажигать, А картинки рисовать. Катать не сможем коробок, Но сможем взять за уголок. Цветы будем рисовать,- Ребром плотно прижимать. | КОРОБОК. Проворачивание коробка вокруг своей оси, держа 2-мя пальцами за ребра. Имитация подж-я спичек. Имитация оттиска ребра. Попытка прокатить по ладони. Взять 2-мя пальцами за углы по диагонали. Имитация оттиска ребра по кругу. |
Щетку мы в руках сжимали, И ладошками катали. В руку щетку мы возьмем, Массаж пальчиков начнем. Теперь руку поменяем,- Массаж пальцев продолжаем. Каждый пальчик по порядку,- Вот для рук у нас зарядка. | ЗУБНАЯ ЩЕТКА. Верт. зажатие щетки ладонями и совершение вращательн. движ-ий. Взятие щетки в правую руку. Растирание щетиной пальцев левой руки. То же самое, поменяв руку. Поменять руку, Поменять руку. |
Не морковку будем грызть, Не возьмем сегодня кисть, Печатью будем рисовать, Морковью оттиск создавать, Пальчики мы разомнем И рисовать сейчас начнем. | ПЕЧАТКИ (морковь) Погрозить пальцем правой руки, левой руки, Имитация оттиска на правой ладони, Левой ладони, Зажав печать между ладонями покатать. |
Ватной палочкой играем, Дружно пальчики считаем: 1,2,3,4,5- На пальцы будем нажимать. Пальчики и палочки- Наши выручалочки. | ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ Держать 2-мя пальцами за середину, повернуть вокруг оси, передавая в др. руку.
Нажимать концом палочки на подушечки пальцев, поочередно со см. рук. Зажать палочку между ладонями, повернуть. |
Продавливать рисунок сложно, Но научиться тоже можно. Зубочистки- палочки, Наши выручалочки. Ладошки наши разминают, Рисовать нам помогают. | ЗУБОЧИСТКА Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно. Вращение между ладонями. |
Покатаю я в руках Бусинки, горошки, Быть послушными учу Пальчики, ладошки. | ШАРИКИ Круговые вращения шариков между ладонями. |
Губка- значит поролон, И капризный же он. Быстро впитывать умеет И темнеет, тяжелеет. Зато рисунок получаем нужный Очень легкий и воздушный. | ГУБКА Сжатие губки в кулак, попеременная передача из рук в руки в ритме стиха.
|
Наши руки нам расскажут, Все умеют, все покажут 5 их на моей руке. Рисовать могут и всегда помогут Пальцев подушечки рисуют рисуют ватрушечки. И ладошки рисуют у нас. Рисунок просто высший класс. | ПАЛЕЦ,ЛАДОНЬ,КУЛАК Ритм. сжимание и разжимание пальцев рук. Поочередное разибание пальцев из кулака одной рукой, затем др. Кулак в ладошку поочередно, «слепить» пирожок из ладошек. Волнообр. приклад-е верхней ладони к нижней. |
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики рук (застегивание, расстегивание пуговиц, шнуровки, нанизывание колец на тесьму, игры с мозаикой, сортировка мозаики по ячейкам, конструктор и т.д.).
Изучая различные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
Подготовила учитель-дефектолог Тараданчик Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Консультация для родителей "Игры и пособия для развития мелкой моторики детей"
Игры и задания для развития мелкой моторики детей....

Консультация "Развитие мелкой моторики детей"
Мелкая моторика- способность манипулировать мелкими предметами........

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."
Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...

Консультация "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Консультация для родителей...

Консультация "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста"...