Статья "Научите ребёнка думать"
консультация (старшая группа)

Гурьяшова Нина Владимировна

Материал содержит практические советы и упражнения на развитие у детей старшего дошкольного возраста мышления, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchite_rebyonka_dumat.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Научите ребёнка думать.

Дети старшего дошкольного возраста уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, т.е. сформированы основы для установления причинно-следственных связей.

В детском саду мы используем возможности, специально создаём ситуации, посредством которых учим ребёнка строить предположения на основе его знаний о свойствах материалов.

Например: дети знают, что суп едят металлической ложкой т.к. она имеет удобную форму и размер, вместе с детьми выясняем, можно ли для этого использовать деревянную ложку. Дети строят предположение, что еще можно есть ложкой и почему.

Наблюдаем с детьми, как резиновые предметы держатся на воде и объясняем детям, почему резиновый ластик или игрушки опускаются на дно и тонут. Вместе с детьми опытным путём устанавливаем, что в надувной лодке, резиновом круге есть воздух, поэтому они и не тонут. Если выпустить воздух, то предмет тонет. На основе опыта дети могут прогнозировать возможности последствия какого-либо действия.

Например, что будет, если попадёшь без зонта под дождь. Предлагаем детям подумать, в каких ещё ситуациях могут намокнуть тело человека, одежда. Приходим к выводу, что не только под дождём можно намокнуть, ещё можно намокнуть, если упадёшь в реку, прорубь, лужу, под град, снег, который растает и превратится в воду. Для умения прогнозировать, рассматриваем закономерности типа, что было, что будет, последовательности результата какого либо цикла (дерево, доска, бревно, стол) Используем любые ситуации   для    развития способностей прогнозирования событий: что будет, если долго не кончится дождь или из группы исчезнут все игрушки. По началу, мы используем знакомые ему взаимосвязи: что может случиться, если кто-то ест снег «заболеет» воспитатель добавляет - грязный в нём много микробов.

Причинно-следственные зависимости встречаются на каждом шагу, очень важно, что осваивая окружающий мир, ребенок, осознавал, что происходит вокруг него. Наша задача помочь ребёнку в освоении, опыта, знаний и создать условий для формирования картины мира. Самый простой опыт решения этой задачи - рассуждать вместе с ребёнком. Почему заяц белый (серый), лягушка зелёная. Солнце одно, но когда оно светит, темнота исчезает – почему? Мы взрослые должны направить мысли ребёнка правильно ставить вопрос, понять зависимость и делать необходимые выводы. Используем упражнение «закончи предложение», «дети устали потому что?». В ходе которых дети учатся понимать, объяснять причинно-следственные связи и в дальнейшем самостоятельно придумывать предложения. Учим детей высказывать свои предположения: если много пыли, то трудно будет дышать, что случиться, если всегда будет идти дождь (снег).

Для выстраивания цепочек взаимосвязи можно использовать приёмы, позволяющие детям не просто искать зависимость, но и проявлять воображение, изобретательность. Умение выявлять свойства  материалов, из которых сделаны предметы. Для этого проводим игры «Составь картину», «Разные сказки», «Что для кого?». Также проводятся упражнения на установления взаимосвязи свойств предметов «догадайся из чего меня сделали», «Открой тайну предметов» Знакомим детей со способом исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом, его свойствами:

1.Почувствовать давление воздуха при помощи бумажного веера.

2.Как звук распространяется в воздухе (хлопки в ладоши, звуки колокольчика).

3. Как воздух можно удержать с помощью трубочки.

4. Как с помощью воздуха передвигаем лёгкие предметы.

Так же закрепить умение пользоваться исследовательскими действиями с помощью игр «Новая мебель», «Из чего можно пить», «Что предмет расскажет».

Важно то, что все игры и упражнения должны быть доступны для ребёнка и главное: действие которое в них закрепляется, следует довести до конца и получить желаемый результат.

Статью подготовила

 воспитатель Якорь

Гурьяшова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Как научить ребёнка думать"

Как научить ребёнка думать - советы родителям....

Консультация для родителей. «Не думай о ребёнке с высока»

Из данного  материала родители могут узнать-что необходимо в общении с малышом, да и с ребёнком вообще ? Что недопустимо? Каковы возможные средства общения и развития в начале жизни ?...

Как узнать, что чувствует и думает ребёнок

Рекомендации для родителей:НЕОКОНЧЕННЫЕ СКАЗКИКак узнать, что чувствует и думает ребёнок...

Чтение вслух- как научить ребёнка слушать, а значит думать.

Размышления на тему необходимости прививать ребёнку дошкольного возраста любовь к чтению книг, а значит развитию всех психических процессов и души....

НЕОКОНЧЕННЫЕ СКАЗКИ как узнать, что чувствует и думает ребёнок

Большое количество информации о ребенке мы получаем, наблюдая за ним, его игрой, общением, поведением. Однако нередко за кадром остается самое важное — внутренний мир. Как узнать, что...

Как научить ребёнка думать: развитие логического мышления у дошкольников.

Способы  развитие логического мышления у дошкольников....

Почему ребёнок долго думает?

Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать инфор...