Консультация для родителей "Если ребёнок путает звуки"
консультация (средняя группа)

Зинина Марина Владимировна

Проблемы с речью (путает или не выговаривает звуки, "каша во рту" и др.) бывают у многих дошкольников. Им могут помочь заботливые родители, которые регулярно будут выполнять со своими детьми несложные упражнения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕСЛИ РЕБЁНОК ПУТАЕТ ЗВУКИ. Мы рекомендуем заниматься с малышом с момента его рождения. Особо внимательными стоит быть мамам, перенесшим тяжелые роды и беременность. Важно своевременно посещать специалистов, не пуская ситуацию на самотёк. У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребёнком несложные упражнения. Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь! Чаще всего проблемы с речью - возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребёнка с помощью домашних упражнений. Правила занятий с малышом. Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься. Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день. Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна. Отложите упражнения, если ребёнок в плохом настроении, болен или устал. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, показывайте все движения на своём примере. Проводите занятие перед зеркалом , чтобы кроха мог видеть , как двигаются его губы и язык.

Слайд 2

Логопедические упражнения. Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки. Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие. Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но всё равно говорит нечётко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи. Упражнение №1. Артикуляционная гимнастика . Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата . Предложите крохе: высунуть язык как можно дальше , дотронуться кончиком языка до носа и подбородка; облизать губы; сделать язык широким , расслабленным; свернуть в трубочку; поднять его края ( форма лопаточки); «почистить » зубки, проводя языком по внутренней их поверхности ; водить языком по нёбу вперёд-назад (как будто маляр красит потолок). Упражнение №2. Развитие фонематического слуха. Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук. Упражнение №3. Звукоподражание. Так любимая детишками игра очень полезна для развития речи. Изображайте вместе с крохой звук мотора, летящего самолета, бульканье воды, мычание коровы, рычание тигра, воркование голубя и пр .

Слайд 3

Упражнение №4. Работа со звуком «р». Пожалуй, это самый трудный для малыша звук. Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры: предложите ребёнку приоткрыть рот, положить на нижнюю губу расслабленный язык и дуть со звуком «ф» достаточно сильно, чтобы ватный шарик или карандаш катились по столу; научите кроху цокать языком, изображая, как скачет лошадка; изобразите барабанную дробь, постукивая кончиком языка по небу. Упражнение №5. Работа со звуком «л». Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения: говорить «у-у-у-у» с высунутым язычком (как будто поезд едет); прижать язык между зубами и двигать им вперёд-назад, будто пытаетесь его чистить; немного прикусив язычок, попробовать спеть «лек-лек-лек». Упражнение №6. Работа со звуком «ц». Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише : « Тцццц ».

Слайд 4

Упражнение №7. Работа с шипящими. Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике. Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка , не сыска, а хыхка !». Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения: пусть малыш «накажет» язычок, слегка высунув его и пошлепав губами, произнося « пя-пя-пя »; положите ребёнку на кончик языка маленький кусочек конфетки (мармелада или ириски) и попросите приклеить его на нёбо, прямо за верхними резцами; пошипите вместе: поиграйте в змею, сдувающийся шарик, кипящий чайник. Упражнение №8. Общее развитие речи . Кроме работы непосредственно со звуками и произношением, важно в принципе развивать речь малыша. Это помогут сделать: упражнения на развитие мелкой моторики (лепка, рисование, игры с наклейками); упражнения на формирование категорий (игры с тематическими карточками или наборами картинок: «животные», «транспорт», «посуда»); занятия по расширению словарного запаса (игры в слова, чтение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учимся не путать звуки "Б" и "П"

материал познакомит с буквами "Б"  и "П", поможет научиться правильно их писать и находить место положения в слове....

учимся не путать звуки "Ш" и "С"

материал поможет в домашних условиях  ребенку  закрепить правильное произношение звуков "С" и "Ш"( если они уже есть в речи, но  ребенок их путает: вместо "СаШа...

Консультация "Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?"

Выясните, различает ли ваш ребёнок понятия "слева" и "справа". Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь ...

Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки.

Почему так важно развивать фонематический слух. Игры и  упражнения для формирования фонематического слуха....

Консультация для родителей "Почему ребёнок путает предлоги?"

Казалось бы, что сложного в предлогах, ведь для нас взрослых людей различать предлоги проще простого....

"УЧУСЬ НЕ ПУТАТЬ ЗВУКИ". Практические пособия и игры по профилактике акустической дисграфии у детей дошкольного возраста.

Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания), характеризуется трудностями различения некоторых акустически близких звуков на слух и ведёт к частым заменам на письме дв...