"Использование сказочных историй в воспитании"
консультация
Предварительный просмотр:
«Использование сказочных историй в воспитании»
консультация для родителей
Подготовил:
психолог М. А. Григорчук
Использование сказочных историй в воспитании
В настоящее время дети остро ощущают дефицит сказок. Нет, речь не идет о том, что сказок мало. А о том, что многие мамы и папы не стремятся окружить детей сказками. Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки - умные мудрые, с невероятными и обычными событиями, фантастическими и обычными героями - они постигают правду жизни. Сказки предотвращают детей от тщеславия, эгоизма, трудности. Да не только предотвращают, но и направляют их на борьбу против человеческих пороков.
Сказки могут учить и воспитывать, развлекать и радовать, главное - выбрать нужную сказку в нужное время и правильно преподнести ее ребенку. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации — так и останется в пассиве. Если вы вместе с ребенком будете размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находится у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно, вам удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.
Родители могут сделать сказку помощником в воспитании и обучении своего ребенка. С помощью сказки можно «мягко» повлиять на поведение ребенка. При желании можно воспользоваться готовыми или придумать свои.
Как сочинять сказки?
- В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
- Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
- Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
- Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.
Главная задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.
Сочиняя сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Вот некоторые из них. Ребенок ведет себя плохо, если:
- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
- Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях.
- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
- Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
Сказка лучше и быстрее любых родительских назиданий поможет ребенку разобраться в это мире. Пустите сказку в вашу жизнь и произойдет Волшебство внутри нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Сказочные истории Осени"
Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы. Большое количество стихов позволяет задействовать всех ребят: кого-то в перекличке, кого-то в сценке, а кого-то в диалогах. Сценарий доста...
Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников
Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

«Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
Материал очень интересен и полезен....

Настольные игры по познавательному и речевому развитию с использованием сказочных героев из технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича, сделанные самими педагогами
Настольные дидактические игры "Сказочные герои Фиолетового леса". Придуманы и сделаны самими педагогами. Дети очень любят знакомых героев, которые живут в их группе, участвуют во всех ...

Сказочная история "Приключения огнетушителя Тушика в сказочном лесу"
Сказочная история для дошкольников о соблюдении правил пожарной безопасности....

Мастер – класс «Сторителлинг в экологическом воспитании дошкольников. Изготовление и использование «кубиков историй»
Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг;Обучить участников мастер-класса процессу изготовления и использование «кубиков историй»;Развивать интерес к ...

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе по обучению грамоте с использованием ИКТ: "Сказочная история"
Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений по обучению элементам грамоты....
