"Использование сказочных историй в воспитании"
консультация

Григорчук Мария Александровна

Сказки могут учить и воспитывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сказки для детей32 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование сказочных историй в воспитании»

консультация для родителей

Подготовил:

психолог М. А. Григорчук

Использование сказочных историй в воспитании

        В настоящее время дети остро ощущают дефицит сказок. Нет, речь не идет о том, что сказок мало. А о том, что многие мамы и папы не стремятся окружить детей сказками. Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки - умные мудрые, с невероятными и обычными событиями, фантастическими и обычными героями - они постигают правду жизни. Сказки предотвращают детей от тщеславия, эгоизма, трудности. Да не только предотвращают, но и направляют их на борьбу против человеческих пороков.

Сказки могут учить и воспитывать, развлекать и радовать, главное - выбрать нужную сказку в нужное время и правильно преподнести ее ребенку.  В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации — так и останется в пассиве. Если вы  вместе с ребенком будете размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находится у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно, вам удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Родители могут сделать сказку помощником в воспитании и обучении своего ребенка. С помощью сказки можно «мягко» повлиять на поведение ребенка. При желании можно воспользоваться готовыми или придумать свои.

Как сочинять сказки?

- В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

- Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

- Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

- Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.

Главная задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.

Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.

Сочиняя сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Вот некоторые из них. Ребенок ведет себя плохо, если:

- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.

- Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в  сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях.

- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

- Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои  сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

Сказка лучше и быстрее любых родительских назиданий поможет ребенку разобраться в это мире. Пустите сказку в вашу жизнь и произойдет  Волшебство внутри нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Сказочные истории Осени"

Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы. Большое количество стихов позволяет задействовать всех ребят: кого-то в перекличке, кого-то в сценке, а кого-то в диалогах. Сценарий доста...

Сказочные истории из жизни Веселого Язычка

Практический материал для работы над звуковой культурой речи....

Конспект «Сказочная история Филимоново»

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельностии«Сказочная история Филимоново»(на основе сказки «Заюшкина избушка»)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3113796","attribu...

Сказочная история "Приключения огнетушителя Тушика в сказочном лесу"

Сказочная история для дошкольников о соблюдении правил пожарной безопасности....

Мастер – класс «Сторителлинг в экологическом воспитании дошкольников. Изготовление и использование «кубиков историй»

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг;Обучить участников мастер-класса процессу изготовления и использование «кубиков историй»;Развивать интерес к ...

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе по обучению грамоте с использованием ИКТ: "Сказочная история"

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений по обучению элементам грамоты....