Родительское собрание в младшей группе "Младший дошкольный возраст какой он?"
материал (младшая группа)

Родительское собрание на тему:

«Младший дошкольный возраст – какой он?»

 

Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет, с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта; познакомить родителей с годовыми задачами по работе младшей группы и по организации образовательного процесса с детьми данной возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie_srednyaya_gruppa_sentyabr.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Младший дошкольный возраст – какой он?»

Подготовила  воспитатель

младшей  группы

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад № 35»

Головченко Н.А.

Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет, с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта; познакомить родителей с годовыми задачами по работе младшей группы и по организации образовательного процесса с детьми данной возрастной группы.

Предварительная работа.

  1. Подготовка памяток «Заповеди эффективного воспитания»
  2. Подготовка презентации по теме собрания.
  3. Подбор музыки для сопровождения родительского собрания.

                                       Ход собрания.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы очень рады приветствовать вас сегодня в нашей группе. Давайте начнем нашу встречу со знакомства.  Каждому родителю предлагается поздороваться и представиться, передавая игрушку и рассказав, чья она мама, чей папа, начиная с воспитателей

Воспитатель: Меня зовут Головченко Наталья Анатольевна, я воспитатель ваших детей. Меня зовут Пенькова Юлия Андреевна, я воспитатель ваших детей.

Воспитатель: Прошло долгожданное лето, и вот мы уже стоим на пороге младшей группы. Многие из вас заметили, как подросли дети, увидели, насколько они изменились, возникли вопросы, на которые необходимо получить ответы. Мы думаем, что в этом вам поможет портрет наших детей с позиции возраста — каков же ребёнок 3-4 лет, что особенно важно сделать именно в этом возрасте, какие задачи нам нужно решить совместными усилиями.
Воспитатель: Хотелось бы начать с того, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту с 1 сентября 2013 года дошкольное образование является уровнем общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка.

ФГОС предполагает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования. И в этом году наши ребята будут получать образование по программе, разработанной на основе ФГОС.

Содержание программы обеспечивает развитие личности ребенка в различных видах детской деятельности по 5 направлениям:

-познавательное развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое развитие и

- физическое развитие.

Образование детей в детском саду будет осуществляться во всех режимных моментах и в форме игры, и, конечно, в соответствии с возрастными особенностями детей.

 Воспитатель: Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к дошкольному детству. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых. Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 3-4 лет, выделив показатели разных сторон его развития.

Важнейшая особенность этого возраста – это осознание ребёнка самим себя как отдельного человека со своими желаниями и возможностями, ребёнок в этот момент ощущает себя самостоятельным и взрослым человеком. Положительным в трёхлетнем кризисе является огромное стремление к самостоятельности, и это стремление надо всячески поддерживать, иначе дети не только не научатся элементарным вещам, но мы «поможем» им стать ленивыми и пассивными. В чём же наши дети могут быть самостоятельны:

-умеют мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, вешать полотенце на своё мест;

-одеваться и раздеваться в определённой последовательности – одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки ботинок. (алгоритм одевания и раздевания);

-замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его, обращаться за помощью взрослого;

-своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

-правильно пользоваться ложкой, салфеткой;

-убирать игрушки в определённое место.

Возможно, вам покажется, что приобретение этих навыков не столь важно, но уверяем вас, из опыта работы можно сказать, что если дети не научатся в младшем возрасте всему выше названному, то в старшем возрасте они не наверстают.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети лучше удерживают равновесие, перешагивают через небольшие препятствия. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро пере возбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому особенно важно наладить двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

 Наши дети очень любознательны, искренни и непосредственны, задают много вопросов. Этот возраст называют возрастом «Почемучек», так как у детей расширяется кругозор, им всё интересно, их всё интересует. Сейчас надо набраться терпения и постараться отвечать на все их вопросы. В этом возрасте необходимо уделить большое внимание речи, так как речь ребёнка — это ещё и показатель его психического развития. Сейчас, согласно законам психологии, самый благоприятный период для развития речи. Необходимо обратить внимание на звуковую сторону речи, многие звуки дети могут произносить ещё неправильно, наибольшие трудности могут вызывать произношение шипящих и свистящих звуков (артикуляционная гимнастика, игры на звукоподражание) Главным средством общения     со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения.

В этом возрасте продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по – прежнему вызывают интерес. Наши дети очень любят «читать» сами (Чуковский, русские народные сказки, любят слушать, когда читают взрослые, поэтому активно практикуем чтение художественной литературы, заучивание потешек, пальчиковых игр.
В младшем дошкольном возрасте закладывается база для интеллектуального развития ребёнка, идёт знакомство с сенсорными эталонами. Что есть сенсорные эталоны? В нашем возрасте это умение различать и называть 6 основных цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый и фиолетовый), знание геометрических форм – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник Дети знакомятся с понятиями величины, могут различать – длинный — короткий, маленький – большой, низкий –высокий, складывают пирамидку из 5-7 колец, от самого большого до самого маленького и наоборот. В восприятии пространства хорошо знают пространства группы, используют в речи пространственные предлоги и наречия. Я уже сказала о младшем возрасте как о базе для развития интеллекта, по- другому можно сказать что этот возраст сензитивный для восприятия формы, величины, цвета, т. е мы с вами должны способствовать развитию, обогащению этих знаний. Поэтому среди игрушек группы важное место занимают пирамидки, вкладыши с геометрическими формами, настольные конструкторы с геометрическими фигурами, игрушки натуральных цветов. (создание условий дома).

Внимание детей данного возраста непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребёнок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 минут. Память непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Мышление является наглядно – действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, конструирование по образцу). Воображение только начинает развиваться и прежде всего в игре (начинает использовать  предметы - заместители).

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. То, что рисует ребёнок зависит от его представлений о предмете. Образы бедны, отсутствуют детали, но дети уже могут использовать цвет.

Под руководством взрослого дети способны вылепить простые предметы. Лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики. Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия, простейшие её виды доступны детям. Конструирование носит процессуальный характер, Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметы конструкции из двух- трёх частей.

Завершающее и главное место мы отведём игре, которая становится ведущей в этом возрасте и сопровождает младших дошкольников в течении всего времени пребывания в детском саду. Дети совершают действия с игрушками и предметами - заместителями, ограничиваются игрой с простыми ролями (мамы, папы, бабушки), приобретают первичные умения ролевого поведения. Игры с правилами только начинают формироваться. Неумение объяснить действия партнёру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырём годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе игр. Наши дети с удовольствием играют в разные игры – подвижные, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные, дидактические и т. д. Важно поддержать ребёнка, нацелить, помочь. Не жалейте времени, потраченного на игру с ребёнком!

Игра «Фанты»

После каждого высказывания одного родителя об умениях детей прошлого года, педагог комментирует задачи обучения детей уже среднего дошкольного  возраста.

В ходе проведения мероприятия происходит открытое общение между присутствующими родителями и педагогом группы. Происходит сравнительный анализ успехов и достижений детей младшей группы и оглашение дальнейших задач воспитания и обучения детей на новый учебный период уже среднего возраста.

1.Есть ли у вашего ребенка любимые игры, в  которые он охотно играет?

К концу года  дошкольники называют свои игровые действия, проявляет самостоятельность в выборе игрушек. Инициативен в развитии игрового сюжета. Доброжелателен в общении с партнерами по игре. Сверстники занимают главенствующую роль при выборе партнера в играх, нежели взрослый.

 2.Проявляет ли ваш ребенок самостоятельность в самообслуживании (умывается, одевается, ест)?

К концу году детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения, дети проявляют  активность в самообслуживании, знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. Стремятся помогать взрослому в организации процесса питания в режимных моментах.

 3.Различает Ваш ребенок форму, цвет, размер предмета?

К концу года многие дети  умеют выполнять сенсорный анализ, выделяя не только наиболее ярко выраженные, но и скрытые в предметах качества и свойства. Дети хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, отношениях величин. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

4. Проявляет ли ваш ребенок речевую активность в общении: здоровается и прощается, благодарит за помощь? 

К пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему на вы. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.

5.Есть ли у вашего ребенка любимые книги?

 В конце года большинство детей охотно обсуждают произведения , выражают свое отношение к событиям и героям, отвечают на вопросы по содержанию. Имеют представление о некоторых особенностях литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение.

6. Какими изобразительными материалами (карандаши, восковые мелки, краски, фломастеры) ваш ребенок любит рисовать?

 К концу года можно наблюдать, как ребенок в процессе собственной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями. Причем, в рисунках появляются отдельные детали. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают         будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

7. Узнает ли ваш ребенок содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг?

К концу года ребенок стремится к повторной встрече с произведением, его героям. Проявляет интерес к книгам, умеет понять общее настроение произведения, его эмоциональный и смысловой подтекст. Ребенок начинает более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

8. Знает ли ребенок состав своей семьи, может ли рассказать о     профессиональной деятельности папы и мамы?

К концу учебного года у ребенка ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых в семье. Может рассказать, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе. И охотно отражает полученные представления в сюжетно-ролевых играх.

9.Выполняет ли ваш ребенок элементарные бытовые поручения?

 К концу года дошкольники самостоятельны в самообслуживании, сами ставят цель, видят необходимость выполнения определенных действий и достижения результата. Стремятся к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаются в совместный труд со взрослыми.

10.С интересом ли ваш ребенок вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые музыкальные произведения?

К концу года ребенок внимательно слушает музыкальное произведение и вникает в его содержание. Активно участвует в беседах о музыке, определяя ее характер.

Вот такой непростой и интересный возраст наших детей.

Воспитатель: Таким образом в этом учебном году мы ставим для себя следующие задачи:

1. развивать игровой опыт каждого ребёнка, интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;

2. развивать эмоциональную отзывчивость, способствовать установлению положительных контактов между детьми и со взрослыми;

3.приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду;

4 развивать интерес к познанию, учить (наблюдать, обследовать, экспериментировать);

5.развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств предметов, а так же способы обследования (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать);

6.обогащать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы используя форму простого предложения, использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде и падеже;

7. развивать художественно-эстетическое восприятие детей;

8.обогащать опыт слушания литературных произведений за счёт малых форм фольклора, простых народных и авторских сказок;

9.воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость;

10. развивать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям;

11. развивать навык культурного поведения во время еды, правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

Воспитатель: Все задачи будут решаться в различных формах работы с детьми. Это игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 

Воспитатель: В ходе нашего обсуждения мы увидели с вами, сколько всего нового, сложного нам предстоит узнать, изучить. Образовательный процесс происходит целый день. Наши дети образовываются, учатся новому как на образовательной деятельности, так и в игре, в общении, в детском саду, дома, по дороге. Поэтому, уважаемые родители, нам так необходима ваша помощь и поддержка. Каждый год в детском саду проводятся выставки на разные темы, создаются проекты. Огромная просьба помочь нам и принимать участие во всех мероприятиях детского сада и группы. Ведь создавая с ребенком какую-либо поделку, рисуя совместный рисунок, выбирая фотографию из альбома и т. д., вы тем самым учите ребенка общаться, договариваться, принимать общее решение, находить пути решения проблем, вы сближаетесь с ребенком и окунаетесь в мир ребенка. 

Воспитатель: В детском саду каждый день ребята рисуют, поют, считают, обучаются грамоте, читают книжки. Мы с ребятами очень любим проводить совместные опыты, эксперименты, создаем различные театральные постановки по мотивам известных сказок. Большая работа проводится и во второй половине дня, поэтому детям интересно в детском саду, они узнают много нового. Так давайте дадим им возможность побольше общаться со сверстниками и развиваться в детском саду. Сетка образовательной деятельности и режим дня у нас представлены на стенде в раздевалке. Также там можно найти ряд советов, консультаций, объявления о предстоящих мероприятиях. Заглядывайте на стенд, обращайтесь с вопросами. Будем рады всегда помочь.

Воспитатель: давайте постараемся выполнять несколько простых правил:

- Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время (до 9:00).

- Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.

- Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребёнку как в помещении, так и на прогулке.

- Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.

- Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.

- Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателями.

Надеемся на плодотворное сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме : " Средний дошкольный возраст, какой он?"

Родительское собрание о психофизическом развитии детей среднего дошкольного возраста...

Конспект итогового родительского собрания в группе среднего дошкольного возраста «Какими мы стали за этот год».

Цель: Познакомить родителей с достижениями и успехами детей за учебный год; подвести итоги совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.Задачи: - проанализировать результаты образовате...

Родительское собрание на тему «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»

Родительское собрание на тему «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»...

Родительское собрание на тему «Средний дошкольный возраст – какой он?»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет, с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта; познакомить родителей с годовыми задачами по ...

Родительское собрание на тему: «Средний дошкольный возраст – какой он?»

познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет, с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта; познакомить родителей с годовыми задачами по работе сред...

Конспект родительского собрания «Кафе» Тема: Старший дошкольный возраст-какой он?

Цели: расширение  контакта  между  педагогами  и  родителями;моделирование  перспектив  взаимодействия  на  новый  учебный  год;повышение педагог...