Консультация для родителей: "Воображаемый друг: почему дети выдумывают себе приятелей".
консультация (средняя группа)

Лебедева Марина Николаевна

     Иногда взрослые сталкиваются с ситуацией, когда ребенок начинает рассказывать о каком-то не существующем в реальности «друге». Поначалу это может казаться забавным, но чувство тревоги со временем нарастает. А не опасно ли это? Может, это симптом отклонения? Скорее всего - нет! Воображаемые друзья у детей появляются из здоровой богатой фантазии. Они помогают детям выразить собственные чувства и дают возможность практиковать социальные навыки. Две трети детей имеют какого-либо воображаемого друга. И если однажды ваш малыш познакомит вас со своим воображаемым приятелем, подыграйте ему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 79 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

Воображаемый друг: почему дети выдумывают себе приятелей.

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

М.Н. Лебедева

г. Санкт – Петербург

2019 г.

     Иногда взрослые сталкиваются с ситуацией, когда ребенок начинает рассказывать о каком-то не существующем в реальности «друге». Поначалу это может казаться забавным, но чувство тревоги со временем нарастает. А не опасно ли это? Может, это симптом отклонения? Скорее всего - нет! Воображаемые друзья у детей появляются из здоровой богатой фантазии. Они помогают детям выразить собственные чувства и дают возможность практиковать социальные навыки. Две трети детей имеют какого-либо воображаемого друга. И если однажды ваш малыш познакомит вас со своим воображаемым приятелем, подыграйте ему.

Какие же они - воображаемые друзья?

      Дети начиная с двух с половиной лет чаще всего начинают придумывать себе товарищей. Согласно исследованиям, воображаемый друг может пробыть от нескольких месяцев до года. Но не забывайте, что ваш малыш уникален и сколько будет гостить его виртуальный партнер по играм будет зависеть от его фантазии и от ваших действий. Ребенок может придумать себе товарища любой формы и размера. Фантазия может подпитываться образами, подсмотренными в мультиках, в иллюстрациях книг, в журналах и комиксах. Или же друг может быть «выдуманным из головы», подобно «бяке - заколяке». Это может быть постоянный спутник ребенка или «приходящий» партнер для игр. Некоторые воображаемые друзья существуют только в конкретном месте: только на даче, во дворе либо дома. Они будут появляться и исчезать внезапно.

      Каждый ребенок – большой выдумщик и фантазер. Особенно это касается детей в возрасте от 3 до 5 лет. Воображение детей в этот период отличается живостью и отсутствием критичности.

      Ребенок до 5 лет ещё не может полностью отделить свои фантазии и переживания от реальности. Поэтому малыш легко связывает в своем воображении несовместимые ситуации.

      Так, например, он может представлять, что подружился с Буратино или, что его кровать – это плывущий по волнам корабль.

      Впечатления, которые получает ребенок – ярки и насыщенны. Они не сразу «укладываются» в голове, а потому нуждаются в «проигрываниях». То, что волнует и затрагивает ребенка, повторно переживается и переосмысливается им через творческую деятельность (лепку, рисование), игру или детские фантазии.

        Иной раз среди многочисленных выдумок маленького фантазера появляются вымышленные персонажи, например, несуществующие друзья. В одних случаях эти фантазии малыша сиюминутны, а в других – приобретают устойчивый характер.

       Детские психологи отмечают, что около 30% детей в возрасте от 3 до 5 лет имеют воображаемых партнеров.

       Почему же нашим детям не хватает Крокодила Гены? Зачем они выдумывают своих? Давайте разбираться.

Главные причины

• Чаще всего ребята «заводят» себе вымышленных друзей, просто потому что хочется пофантазировать. Мечтать, прикасаться к волшебству, сочинять свою собственную сказку.

Нормально ли это? Да! До семи лет это не просто нормально, а говорит о том, что у ребенка отлично развито воображение. Не стоит ему мешать. Однако очень важно присмотреться и понять, нет ли тут другой, более серьезной причины.

• Одиночество: ребенок не вписался в коллектив, потерял близкого друга, замкнулся в себе.

• Отсутствие впечатлений: например, ребенок заболел, да не простудой на неделю и даже не ветрянкой на три. А лежит дома или в больнице месяцами, и вокруг ничего интересного не происходит. Вот бы было классно, чтобы прилетел какой-нибудь волшебник и унес тебя с собой в тридевятое царство! Хотя бы до ужина.

• В результате травмирующего события (смерть близкого, развод родителей) воображаемый друг может появиться не только у дошкольника, но даже и у подростка. Это, наверное, наиболее тяжелый случай, требующий аккуратного, но срочного вмешательства.

• Следующей причиной можно назвать страх. Если в жизни ребенка страха очень много, то он может выдумать друга, чтобы преодолевать все невзгоды вместе. Ведь и нам по темному переулку идти с кем-то вдвоем намного легче. Вот и ему засыпать в темной комнате с «монстром под кроватью» страшнее одному, чем с невидимым товарищем.

• И отдельно скажу о страхе наказания. В этом случае друг не от монстров тебя охраняет. Это будет посерьезнее. Опасаясь родительского гнева, ребенок валит вину за любой проступок на воображаемого приятеля. Он ему нужен для самообороны от самых близких. И это само по себе травмирует детскую психику.

     Ваш ребенок может спорить с воображаемым другом, испытывая на прочность разные точки зрения. Может соглашаться с тем, что скажет воображаемый приятель. Эта фантазия служит инструментом для изучения малышом выдуманного мира, созданного им самим. Дети, которые имеют воображаемых друзей, могут проявлять большую изобретательность, склонность фантазировать и выдумывать разные волшебные истории. Понаблюдав за ребенком, можно понять сценарий игры с воображаемым партнером. Малыш охотно рассказывает о друге, о том, что тот думает и чувствуют. Это своего рода окно во внутренний мир вашего ребенка. Можно понять, что он любит, а что - нет, его вкусы. Дети, придумывающие себе воображаемых друзей, менее стеснительны и проявляют больше сочувствия. Исследования говорят о том, что повзрослев, эти люди бывают более внимательны к окружающим, чем те, у кого в детстве не появился воображаемый друг.

Как реагировать родителям

     Итак, мы разобрались в причинах появления у ребенка несуществующего друга. Что делать дальше: запрещать? подыгрывать? игнорировать? Решение будет зависеть от конкретной причины.

    Если малыш просто фантазирует (а это наиболее распространенный вариант), то развивайте эти фантазии, делайте их более реалистичными: пишите вместе сказки, рисуйте несуществующего товарища, расспросите, какой он и что любит. В этом случае достаточно медленно переводить детскую фантазию из плоскости совсем невидимого в видимое.

    Если ребенок не может найти друзей и заменяет их вымышленными — помогите ему выстроить отношения в реальном мире. Отдайте сына или дочку в кружок по интересам, пригласите кого-то или сами сходите в гости, отправьтесь в семейный лагерь. Даже если вы интроверт.

    Когда проблема в нехватке впечатлений на серьезном больничном, сейчас есть возможность позвать в палату волонтера или даже платного аниматора, а дома самим устроить кукольный театр. Налаживайте контакт, находите время в своем сложном графике. Заменяйте невидимого приятеля собой.

   Со страхами отдельная работа, и по этой теме есть много книг и статей: не замалчиваем пугающее событие, не прячем ребенка от него, а постепенно подводим знакомиться.  Боится темноты — планируем ужин при свечах. Боится собак — изучаем породы и через некоторое время идем на выставку. Если ребенок не боится, то и товарищ для преодоления страха ему будет не нужен.

    О страхе наказания, когда ребенку нужен нафантазированный товарищ, чтобы спихнуть ответственность за разбитую вазу, наверное, понятно и без подсказок: меняем свою родительскую позицию в этом вопросе. Меньше ругаем, выражаем свое недовольство мягче и корректнее.

   В самом сложном случае — травме потери близкого или разводе родителей — обязательно ведем ребенка к психологу. И взрослому справиться с горем в одиночку трудно, а ребенку — трудно вдвойне.

Есть также общие рекомендации:

• Не нужно рассказывать ребенку, что вымышленный друг — признак сумасшествия.

• Лучше признавать этого друга, узнать о нем побольше. Если ребенок говорит, что товарищ будет с вами обедать и хочет поставить тарелку для него, — не взывайте к голосу разума, а просто дайте тарелку.

• Но и не инициируйте сами общения с несуществующим приятелем, если речь о нем не заходит: не нужно на следующий день спрашивать, будет ли он с вами снова обедать, и ставить тарелку без запроса.

• Перекладывание ответственности за проступки нужно пресекать, но мягко: твой друг насорил? Ладно, но вам с ним сейчас надо будет пропылесосить.

Когда стоит бить тревогу

• Ребенку больше семи лет, а воображаемый приятель так и живет с вами.

• Ребенок играет только со своим невидимым товарищем.

• Игра ребенка и его несуществующего друга носит агрессивный, жестокий характер, присутствуют ссоры между ними.

• Ухудшился сон, аппетит, самочувствие.

• Ребенок путает реальность и фантазии и сложно переходит от одного к другому.

   Но эти проявления скорее редкость, а в остальное время выдуманные друзья — это всего лишь часть детства. Каждый второй ребенок в том или ином возрасте дружит с невидимым товарищем. Давайте дадим ей право на существование!

Можно прочитать по теме детям от 3 до 7 лет:

  1. Лиззи Стюарт «Тигр в саду». Книжка-картинка про маленькую девочку, в чьем саду живет тигр. Во всяком случае, бабушка так утверждает. А бабушке нельзя не верить. В книге не очень много текста, но она вся про чувства и эмоции ребенка.
  2. Джим Хелмор «Снежный лев». Здесь отлично описано, как же научиться дружить с реальными ребятами и отпустить придуманных друзей.
  3. Квентин Гребан «Как воспитать мамонта». Невероятно добрая и смешная сказка для совсем юных фантазеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшего возраста «Почему дети обманывают?»

Одна из причин, провоцирующих детскую ложь, – это наш родительский эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий. Вымыслы мал...

Родителям на заметку «Почему дети ведут себя плохо?»

Ребенок не понимает, а чувствует, какого поведения «заслуживают» его домочадцы. Ищите причину в себе, в своих воспитательных установках....

Консультация для родителей на тему: "Почему дети такие разные".

В наших общих интересах добиться того, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде....

Консультация для родителей на тему "Почему дети разные?"

Консультация для родителей на тему "Почему дети разные?"...

Консультация для родителей на тему: "Почему дети такие разные?"

Почему дети  такие разные? Этот вопос задают себе многие родители. Почему так бывает?  Одни дети спокойные, а другие плачут при расставании с родителями....

Консультация для родителей на тему: «Почему дети ведут себя плохо?»

Любая семья устроена иерархически. В ней есть главные люди, есть зависимые. Понятно, эти позиции - не приговор, они могут изменяться, но в каждый данный момент существования семьи в ней есть определен...