Учим детей наблюдать
материал

Бабанова Галина Ивановна

Наблюдение – это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_detey_nablyudat.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Учим детей наблюдать»

Наблюдение – это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.

Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Но это не так , ведь  именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь  между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким. Сколько бы ни рассказывали о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки и играя в настольные игры, этого все равно не достаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться всей семьей в лес или в парк, чтобы ребенок смог увидеть своим любознательными глазами все те волшебные превращения, которые дарит нам природа.

Прежде всего стоит поговорить о приметах того или иного времени года (сезона, месяца). Только постарайтесь, чтобы общения не превращались в лекцию.  Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность  пусть размышляет в поисках ответов и не беда, если его догадки не всегда верны.

Самые заметные наблюдения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят зимой, весной, летом и осенью, ребенок сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать одно деревце, которое растет вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подойдет береза, так как дети лучше всех отличают ее от других деревьев. Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы и лета. Объясните что хвоинки  это те же листочки. Но маленьким иголочкам в отличие от больших листьев, солнечного света и воды нужно меньше, поэтому они не сбрасывают иголки и всегда зеленые.

А чтобы эта беседа не оказалась затяжной и скучной для ребенка, поиграйте с ним в веселую игру: « Раз, два, три к (название любого дерева) беги. Так ребенок быстрей запомнит название деревьев и повысит эмоциональный фон. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим станет ваш малыш.

Следующая, не менее важная и интересная тема детских наблюдений – наблюдения за животными и птицами. Беседа о животных и птицах может заключаться в следующих вопросах: Где обитают? Как называются их домики? Какого цвета может быть тот или иной зверек или птица? Чем питаются? Пояснить, почему звери меняют окрас в разное время года? Кто впадает в спячку в зимний период? Какие птицы и почему улетают с приходами холодов, а какие не улетают или наоборот прилетают к нам?

В любом лесу часто можно встретить белок, за которыми  можно понаблюдать и даже покормить. Ребенок может рассказать из каких частей состоит этот забавный, маленький зверек. Обсудить его повадки и поведение. Ну и конечно же беседу опять же скрашиваем веселыми играми: «Назови три или пять животных.», «Изобрази какое-нибудь животное (например зайку, лису и т.д.)»

Прогуляться с ребенком можно и к водоемам, увидеть своими глазами реки, моря, ручейки. Поговорить о том, что зимой вода замерзает и почему это происходит. Расскажите о растениях и жителях того или иного водоема. Многие насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед зимой, но не погибают. А весной они отогреваются и оживают. Рыбы зимой опускаются на самое дно, так как внизу возле дна остается небольшая прослойка воды, которая не заледенела. Чем сильнее мороз зимой, тем меньше прослойка. Но рыбам все равно хватает. А летом в водоемах можно купаться, ловить рыбу.

И если ваш ребенок испытывает интерес к насекомым, червячкам, букашкам и т.д. и его интересуют вопросы: Для чего они нужны? Почему их такое множество летом, а куда же они деваются зимой? поясните своему юному натуралисту, куда же прячется или засыпает данная фауна. Если вы заметили старый или трухлявый пень, отверните кусочек его коры и кого только не встретишь там :всевозможных жуков, гусениц, бабочек, мух и т.д. Если этот эксперимент вы проведете в зимний период времени, то эти жители не будут двигаться, так как будут в оцепеневшем состоянии от холода. Но стоит взять одно насекомое и отогреть его теплым дыханием, оно сразу оживет и зашевелиться. Так и весной: пригреет солнышко и все бабочки, мошки выползут из своих убежищ.

Любой малыш знает, что лопатка невероятно нужная и полезная вещь, если например, на улице зимой лежит снег, за счет нее можно будет понаблюдать за тем, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и ребенок увидит, что там настоящая живая, зеленая травка. Наверное он очень удивится, но вы сумеете ему объяснить, что снег это теплое одеяльце для растений и кустарников, и под ним они себя чувствуют очень комфортно всю зиму до самой весны.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.

Ну и завершить ваши наблюдения можно дома прочтением книг по вашей «пройденной теме». Много интересных историй вы сможете отыскать у В. Бианки, например: «Синичкин календарь», «Где раки зимуют», «По следам», и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы их тоже стоит посмотреть вместе со своим чадом.

Тему наблюдений, их разнообразия, можно продолжать и продолжать с ребенком в любом возрасте. В этом вам поможет ваши фантазии и, конечно же, желания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей наблюдать"

. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, зате...

Консультация для родителей "Учим детей наблюдать",

Консультация для родителей "Учим детей наблюдать"....

Учите детей наблюдать, экспериментировать!

Эксперименты на прогулке для средней группы....

Консультация для родителей Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы.

Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы....

Рекомендации для родителей. «Учим детей наблюдать»

Лето, солнце,  легкий ветерок,  теплый дождик.В это время года нужно, как больше времени проводить с ребенком на улице....

Консультация для воспитателей Учите детей наблюдать

Тема: «ВОДА ВОКРУГ НАС»Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....

Консультация для родителей "Учите детей наблюдать”

Консультация для родителей "Учите детей наблюдать&rdquo...