Мастер - класс для родителей "Вечер дружной семьи"
материал

Совместный мастер-класс с родителями средних, старших и подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Мастер – класс для родителей

  «Вечер дружной семьи»

Подготовила: воспитатель

по татарскому (русскому)

языкам

Арсентьева В.Е.

г. Нижнекамск

2018 г.

«Играем дома»

 (средняя группа).

Цель: знакомство родителей с лексическим минимумом для детей разных возрастов; закрепление изученных слов и предложений; формирование интереса к изучению татарского языка.

Этапы мастер-класса:

  • Вводная часть. Беседа с родителями.
  • Основная часть. Знакомство с правилами и ходом игр.
  • Практическая часть. Организация игр с родителями.
  • Анализ мероприятия. Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие личности ребенка: развивается память, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстрота реакции, математические навыки, логика. Доказано, что двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.Одна из важнейших форм обучения татарскому языку — игра.

Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику.

- Уважаемые родители, для того - чтобы, процесс обучения татарскому языку был доступным, занимательным и интересным, мы предлагаем вашему вниманию игры, в которые можно играть в домашних условиях и в повседневной жизни.

Организация игр с родителями.

Игра "Угощение для гостей"

Цель: закрепить название продуктов; учить составлять диалог, отвечать на вопросы.

Материал:картинки с изображением продуктов или натуральные продукты питания.

Речевой образец: хлеб - ипи, молоко - сөт, чай - чәй, яблоко - алма, груша, банан, кил монда – иди сюда, утыр – садись, тәмле – вкусный.

Ход игры:

 На праздник пришли гости, мы их приглашаем за стол и угощаем.

Алсу: Оля, кил монда, утыр. Мә, сөтэч- Оля, иди сюда, садись. На, пей молоко.

Оля: Рәхмәт. Сөттәмле- Спасибо. Молоко вкусное.

Оля: Азат, кил монда, утыр. Мә, алмааша- Азат, иди сюда. Садись. На, ешь яблоко.

Азат: Рәхмәт. Алматәмле- Спасибо. Яблоко вкусное.

Игра "В магазине игрушек"

Цель: закрепить названия игрушек, их величину; умение составлять диалог с ребенком, отвечать на вопросы.

Материал: игрушки разной величины (большие и маленькие).

Речевой образец: куян - заяц, аю - медведь, эт - собака, песи - кошка, туп - мяч, курчак – кукла, зур – большой, кечкенә – маленький.

Ход игры: Взрослый в роли продавца. Ребенок- продавец приходит в магазин и выбирает игрушку.

Продавец: Исәнмесез! Нәрсәкирәк? - Здравствуйте! Что вы хотите?

Покупатель: Исәнмесез! Миңакуянкирәк- Здравствуйте! Мне нужен заяц.

Продавец: Ниндикуянкирәк? - Какой заяц нужен?

Покупатель: Зур, матуркуянкирәк- Нужен большой, красивый заяц.

Продавец: Мәзур, матуркуян- На, большого, красивого зайца.

Покупатель: Рәхмәт! Саубулыгыз- Спасибо! До свидания!

Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

Игра "Фруктовый сад"

Цель: закрепить умение называть фрукты; их признаки; строить развивающий диалог.

Материал: фрукты.

Речевой образец: алма - яблоко, груша, виноград, лимон, апельсин, банан. Зур - большой, кечкенә - маленький.

Ход игры: Предлагаем ребёнку назвать и попросить фрукты, необходимые для компота.

- Алмабирәле. - Дай яблоко.

- Ниндиалма? - Какое яблоко?

- Зуралма. – Большое яблоко.

- Мә, зуралма. Рәхмәт. - На, большое яблоко. Спасибо.

- Груша бирәле. - Дай грушу.

- Нинди груша?  - Какую грушу?

- Кечкенә груша. – Маленькую грушу.

- Мә, кечкенә груша. Рәхмәт. - На, маленькую грушу. Спасибо.

Анализ работы. Подведение итогов мероприятия.

«Играем вместе»

(старшая группа).

Игра "Овощной магазин"

Цель: закрепить название овощей; умение составлять диалог.

Материал:муляжи овощей.

Речевой образец: зур – большой, кечкенә – маленький, кишер - морковь, суган - лук, бәрәңге - картошка, кәбестә - капуста, кыяр - огурец, шалкан - репка.

Ход игры: Взрослый в роли продавца. Ребенок - покупатель приходит в магазин и выбирает овощи.

Продавец: Исәнмесез! Нәрсәкирәк? - Здравствуйте! Что вы хотите?

Покупатель: Исәнмесез! Миңакишеркирәк- Здравствуйте! Мне нужна морковь.

Продавец: Ниндикишер? – Какая морковь?

Покупатель: Зур, матуркишеркирәк- Нужна большая, красивая морковь.

Продавец: Мәзур, матуркишер- На, большую, красивую морковь.

Покупатель: Рәхмәт! Саубулыгыз- Спасибо! До свидания!

Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

Игра «В магазине одежды»

Цель: закрепить название и цвет одежды; развивать умение строить диалог.

Материал: картинки с изображением одежды, одежда для кукол.

Речевой образец: чалбар – брюки, күлмәк – платье, кызыл – красное, сары – жёлтое, зәңгәр – синее, яшел – зелёное, ак – белое, кара – чёрное.

Ход игры: Взрослый в роли продавца. Ребенок приходит в магазин и выбирает одежду.

Продавец: Исәнмесез! Нәрсәкирәк? - Здравствуйте! Что вы хотите?

Покупатель: Исәнмесез! Миңакүлмәккирәк- Здравствуйте! Мне нужно платье.

Продавец: Ниндикүлмәк? – Какое платье?

Покупатель: Кызыл, матуркүлмәккирәк- Нужно красивое, красное платье.

Продавец: Мәкызыл, матуркүлмәк- На, красивое, красное платье.

Покупатель: Рәхмәт! Саубулыгыз- Спасибо! До свидания!

Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

Игра «Назови одним словом»

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по определенному признаку.

Материал: картинки с изображением овощей, одежды, игрушек, посуды.

Речевой образец: кулмәк – платье, чалбар – брюки, футболка, киемнәр – одежда; тәлинкә – тарелка, кашык – ложка, чынаяк – чашка, савыт – саба – посуда; курчак – кукла, песи – кошка, аю – медведь, эт – собака, туп – мяч, уенчыклар – игрушки; кишер – морковь, кыяр – огурец, кәбестә – капуста, суган – лук, бәрәңге – картошка, яшелчәләр – овощи.

Ход игры: Ребёнку задается вопрос:

- Күлмәк, сарафан, чалбар- как назовёшь одним словом?

Ребёнок: киемнәр (одежда).

- Тәлинкә, кашык, чынаяк- как назовёшь одним словом?

Ребёнок: савыт - саба(посуда).

- Курчак, песи, аю, эт, туп - как назовёшь одним словом?

Ребёнок:уенчыклар(игрушки).

- Кишер, кыяр, кәбестә, суган, бәрәңге- как назовёшь одним словом?

Ребёнок: яшелчәләр (овощи).

«Говорим по-татарски»

 (подготовительная группа).

Игра "Выполни действие"

Цель:закрепить умение правильно давать команды друг другу и выполнять их; отвечать на вопрос "Синнишлисең?"  - "Что ты делаешь?"

Речевой образец: аша - кушай, эч - пей, утыр - садись, сикер - прыгай, уйна - йграй, йөгер - беги, йокла - спи, ю - мой, йокла - спи, чана шу- катайся на санках, җырла - пой, бие - танцуй, китапукы - читай.

Ход игры:

Взрослый даёт команды, ребёнок выполняет их, затем отвечает на вопрос:

- Синнишлисең? - Мин ашыйм. - Что ты делаешь? Я кушаю.

- Синнишлисең? - Мин эчәм. - Я пью.

- Синнишлисең? - Мин утырам. - Я сижу.

- Синнишлисең? - Мин сикерәм. - Я прыгаю.

- Синнишлисең? - Мин уйныйм. - Я играю.

- Синнишлисең? - Мин йөгерәм. - Я бегаю.

- Синнишлисең? - Мин йоклыйм. - Я сплю.

- Синнишлисең? -Мин чана шуам. - Я катаюсь на санках.

- Синнишлисең? - Мин җырлыйм. - Я пою.

- Синнишлисең? - Мин биим. - Я танцую.

- Синнишлисең? - Мин китапукыйм. - Я читаю книгу.

Игра "Телефон"

Цель: закрепить умение строить диалог "Разговор по телефону".

Речевой образец: Синнишлисең? - Что ты делаешь? Мин алмаашыйм - Я кушаю яблоко. Мин чәйэчәм - Я пью чай. Караваттайоклый - спит на кровати. Кулюа - моет руки.

Ход игры:

Разговор по телефону:

- Исәнме, Алсу. - Здравствуй, Алсу.

- Исәнме, Азат. Азат, синнишлисең? -Здравствуй, Азат. Что ты делаешь?

- Мин алмаашыйм. Синнишлисең? - Я кушаю яблоко. Ты что делаешь?

- Мин чәйэчәм. - Я пью чай.

- Алсу, әнинишли? - Алсу, что делает мама?

- Әникулюа. - Мама моет руки.

- Бабайнишли? - Что делает дедушка?

- Бабайкараваттайоклый. - Дедушка спит на кровати.

- Саубул, Алсу. - До свидания, Алсу.

- Саубул, Азат. - До свидания, Азат.

Игра "Цветные карандаши"

Цель: закрепить название цветов, умение строить развивающий диалог.

Материал: цветные карандаши, раскраски.

Речевой образец: Карандаш бирәле – дай мне карандаш. Нинди карандаш? – какой карандаш? Кызыл- красный, яшел – зеленый, сары – жёлтый, зәнгәр – синий, кара – черный. Мәкызыл карандаш – на красный карандаш.

Ход игры:

 Взрослый задает ребенку вопрос:

- Как ты попросишь красный карандаш, чтобы раскрасить яблоко?

- Карандаш бирәле. - Дай карандаш.

- Нинди карандаш? - Какой карандаш?

- Кызыл карандаш. - Красный карандаш.

- Мә, кызыл карандаш. - На, красный карандаш.

Взрослый: Саша, как ты попросишь зелёный карандаш, чтобы раскрасить огурец?

- Яшел карандаш бирәле. - Дай зелёный карандаш.

- Мә, яшел карандаш. - На зелёный карандаш.

- Рәхмәт. - Спасибо.

Игра "Идём в школу"

Цель:закрепить названия школьных принадлежностей, счёта до 10, цвета предметов; умения строить диалог.

Материал:школьные принадлежности.

Речевой образец: дәфтәр - тетрадь, китап - книга, альбом, карандаш, линейка, альбом, ручка, пенал, клей. Нәрсәкирәк? Ничә? - что надо? Сколько? Бер -один, ике - два, өч - три, дүрт - четыре, биш - пять, алты-шесть, җиде - семь, сигез - восемь, тугыз - девять, ун - десять.

Ход игры:

Предлагаем ребёнку попросить школьные принадлежности и сложить их в портфель.

- Нәрсәкирәк? - Что надо?

- Дәфтәркирәк. - Нужна тетерадь.

- Ниндидәфтәр? - Какая тетрадь?

- Яшелдәфтәр. - Зелёная тетерадь.

- Ничәдәфтәр? - Сколько тетрадей?

- Алтыдәфтәр. - Шесть тетрадей.

- Мә, алтыяшелдәфтәр. Рәхмәт. - На, шесть зелёных тетрадей. Спасибо.

Литература:

  1. Исаева Р.С.  200 игр: методическое пособие по проектам «Мой дом», «Играя растем», «Мы уже большие», 2011г.

Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г. Говорим по-татарски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка»   г. Прокопьевска Кемеровской области  Серге...

Мастер-класс "Организация работы с семьями воспитанников первой младшей группы по развитию речи посредством игр с водой"

Мастер-класс был организован с целью повышения профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта организации работы с семьями воспитанник...

Мастер-класс "Давайте жить дружно"( для родителей)

Мастер -класс проводился в рамках муниципального конкурса "Лесенка успеха"...

Мастер - класс по проблеме "Тепло семьи"

Данная работа содержит в себе выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями..Описывает роль семьи в воспитании ребенка...

Мастер -класс «Сотрудничество ДОУ и семьи- залог развития личности успешного ребёнка»

Цель: Презентация инновационной формы организации взаимодействия с родителями воспитанников – совместной деятельности с одновременным участием детей и их родителей....

Мастер - класс по взаимодействию с семьями воспитанников

Мастер -класс на районном конкурсе "Учитель года -2016"...

Мастер-класс к международному Дню семьи.

Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери, "единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения", которые актуальны с несущейся современной жизнью. И как рады ...