Мастер-класс "Организация работы с семьями воспитанников первой младшей группы по развитию речи посредством игр с водой"
материал (младшая группа) по теме

Белова Людмила Николаевна

Мастер-класс был организован с целью повышения профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта организации работы с семьями воспитанников первой младшей группы по развитию речи посредством игр с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ  РЕБЁНКА  ДЕТСКИЙ  САД № 15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

МАСТЕР-КЛАСС

«Организация работы с семьями воспитанников

первой младшей группы

по развитию речи посредством игр с водой»

Воспитатель первой квалификационной категории Белова Л.Н.

2011-2012 учебный год

Педагог-мастер: Уважаемые коллеги!

  Приглашаю Вас на мастер-класс

  Главными воспитателями своих детей являются родители, но без определённых знаний это невозможно.

  Одной из наиболее распространённых форм просвещения семьи является родительское собрание.

  Я часто провожу их в нетрадиционной форме, потому что на таких собраниях:

    • создаётся комфортная непринуждённая обстановка,

    • уютная атмосфера.

  И сейчас, я поделюсь с Вами опытом своей работы по проведению родительских собраний по развитию речи в процессе игр с водой.

    • Сначала проведу практическое занятие с вашим участием путём прямого  

       показа основных методов и приёмов с поэтапным комментированием;

    • Потом проанализирую систему работы с родителями по развитию речи и

       игровых навыков у детей;

    • Предложу вам заполнить анкету с целью получения информации для

       повышения эффективности проведения мастер-класса;

    • Сделаем вывод, я отвечу на ваши вопросы;

    • Проведу самоанализ мастер-класса.

1 ЧАСТЬ

Педагог-мастер: Уважаемые коллеги!

По этому сигналу (звенит звонок) Вы будете перевоплощаться в родителей, а потом в коллег, потом опять в родителей, и опять – в коллег и т.д.

Звенит звонок. Внимание, вы – родители детей первой младшей группы.

- Здравствуйте, уважаемые родители, спасибо, что нашли время и пришли на наше родительское собрание. А сейчас предлагаю занять место за столом, согласно строке из стихотворения (потешки), название которого указано на столе. Чтобы стих сложился по порядку, строки пронумерованы.

  (На столах закреплены названия стихотворений (потешек): «Водичка, водичка…», «Потягунушки!», «Нос, умойся!» Э. Мошковская, «Хлюп – хлюп». Родители выбирают листок, на котором написана строчка одного из стихотворений (потешек). Необходимо определить, к какому из стихотворений относится данная строчка, и занять место за столом с названием, соответствующем данному стихотворению).

  Водичка, водичка,                          Хлюп – хлюп ручками,

  Умой моё личико,                          Полон мыла таз.

  Чтобы глазки блестели,               Ты не трогай, Машенька,

  Чтобы щёчки краснели,               Мыльной ручкой глаз.

  Чтоб смеялся роток,                    А водичка булькает,

  Чтоб кусался зубок.                      А водичка пенится.

                                                          Машенька помоется,

  Потягунушки, потягунушки!      Причешется, оденется.

  Поперёк толстунушки,

  А в ножки ходунушки,                  Кран, откройся! Нос, умойся!

  А в ручки хватунушки,                 Мойтесь сразу, оба глаза!

  А в роток говорок,                       Мойтесь, уши, мойся, шейка,

  А в головку разумок.                    Шейка, мойся хорошенько!

  Вода текучая,                              Мойся, мойся, обливайся!

  Дитя растучее.                           Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

  С гуся вода,

  С дитя худоба!

  Вода книзу,

  А дитя кверху!

(Когда родители займут свои места, педагог предлагает по очереди зачитать получившиеся стихотворения).

    На прошлом родительском собрании решением было:

  1. В воспитании детей учитывать возрастные особенности психического и физического развития. (Не все родители учитывают возрастные особенности, часто занижая их).
  2. Осуществлять мероприятия по созданию предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр детей; помогать группе детского сада в изготовлении необходимых материалов для игр детей. (Хочется поблагодарить за вашу активность, сюжетно-ролевые игры мы можем проводить в полном объёме).
  3. Продолжать участвовать в благоустройстве участка детского сада. (На данный момент участок соответствует возрасту детей, но со временем необходимо дополнение. Больше всего мы рады появлению на участке удобного стационарного места для игр детей с водой).

 - Как вы думаете, что объединяет эти стихотворения и потешки? Какое отношение это имеет к теме нашего родительского собрания?

(Высказывания родителей)

- Да, вы правы!  Все эти стихотворения и потешки объединяет вода. Использование художественного слова в играх с водой способствует лучшему усвоению знаний, повышает настроение, вызывает желание играть с водой. Речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. В возрасте 2-3 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства:  форму, цвет, величину, степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Когда мы знакомим с окружающим миром, со свойствами воды, мы обогащаем и активизируем словарь детей.

КОММЕНТАРИИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА

Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять мои коллеги. И я прокомментирую вводную часть родительского собрания.

1. На собрание родителей я стараюсь пригласить в необычной, например, в стихотворной форме, формулировка объявления так же содержит проблемный характер. Такого рода объявления я вывешиваю заранее в групповом уголке, чтобы заинтересовать родителей, а, может быть, и заинтриговать. На данное собрание я пригласила их, вот таким образом. (Зачитываю объявление). 

Ваш ребёнок любит играть с водой, но вы не знаете, как организовать игру? Вы хотите, чтобы у ребёнка развивалась речь, но не знаете, как помочь ему в этом? Мы постараемся вместе найти ответы на вопросы. У вас появится возможность лично поучаствовать в играх.

                                                  Будем рады видеть вас!

                                                  На собрании у нас

                                                 Будем учиться с водой играть

                                                 И речь детишек развивать!

2. На занятиях по изодеятельности дети изготавливают приглашения на родительское собрание. Например (показываю образец). Поэтому обидеть и не прийти на собрание со стороны родителей будет не очень хорошо.

Цель подготовительной работы – обеспечить посещаемость родительских собраний.

3. Для активизации общения родителей, создания рабочего настроя использую различные приёмы:

    • распределение на подгруппы;

    • родительское собрание традиционно начинается с отчёта о выполнении

      решений предыдущего родительского собрания;

    • обсуждение высказываний по теме (например: ответы на вопрос «Что такое

      вода?», зачитывание стихотворений);

    • и др. приёмы.

Цель вводной части родительского собрания – настроить родителей на общение и работу.

2 ЧАСТЬ

Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять родители и мы продолжаем родительское собрание.

- Что такое вода?                                                                                                                                

(Ответы, родителей).

 - Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Вода входит в состав всех тканей живых существ. Вода – это жизнь. В каком состоянии бывает вода, назовите явления природы, связанные с водой? (Перечисляют). С какими из них,  можно знакомить детей первой младшей группы? (Называют). Вода, дождь, снег, лёд.

(На каждый стол педагог раздаёт по одному слову: вода, дождь, снег, лёд).

 - Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам, которые я вам раздала. У каждого стола своё слово.

(Родители работают по подгруппам, выполняют задание).

 - А теперь зачитаем, что получилось.

(Зачитывают слова-признаки).

 - Какие определения подойдут к нашему возрасту?

(Вода: тёплая, холодная, мокрая, льётся, чистая, грязная; дождь: сильный, слабый, мокрый, холодный, долгий; снег: холодный, пушистый, мягкий, белый, мокрый; лёд: холодный, твёрдый, скользкий, прозрачный, гладкий).

      - В процессе наблюдения за природой, её явлениями мы обогащаем и активизируем словарь детей.      

   Например, дети в нашей группе уже могут определять: дождь идёт или уже закончился, сильный или слабый; вода холодная или тёплая, не все предметы в ней тонут, она необходима всем растениям; а также могут определить погоду: солнечная или пасмурная, дождливая или без дождя, ветреная или без ветра. Стараемся добиваться от детей полного ответа.

До собрания с вами проводилось анкетирование «Игры детей с водой в домашних условиях». Давайте вспомним:

 

- Любят ли ваши дети играть с водой? (Ответы родителей).

 - Ответ был положительным и единогласным. Это замечательно, что ваши дети любят играть с водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей.

Первые игры с водой ребёнок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, мы одновременно решаем много разных задач.

 - Чему способствуют игры с водой? (Ответы родителей).

 - Этот вопрос некоторых родителей привёл в замешательство и был дан ответ – «развитию», но развитию чего не понятно. Итак, игры с водой:

• Способствуют физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а также зрительную и двигательную координацию).

• Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса…; и с материалами, которые используются в играх).

• Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: далеко – близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.

• Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

• Способствуют расширению и обогащению словаря детей.

Игры с водой делают жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. Каждый малыш с удовольствием принимает в них участие.

 - Что нужно для организации игр с водой?

Выступление родительницы из личного опыта: «Кирилл очень любит играть с водой, что способствует его хорошему настроению. Чтобы максимально доставить радость ребёнку от контакта с водой я использую для игр: ванночку, ковшик, пластмассовые и резиновые игрушки, мячик, различные бутылочки и пузырёчки, крышечки, кораблики. В основном наши игры с водой происходят во время купания. Иногда возле раковины на кухне. Недавно я стала наливать тазик с водой на детский столик, и играем в игру «Рыбалка». Хотелось бы узнать ещё несколько вариантов игр с водой, чтобы ребёнок узнавал что-то новое».

 - По результатам анкетирования видно, что практически все родители используют игры с водой в ванной комнате во время купания детей. Не менее важно использовать игры помимо купания.

В группе мы тоже организуем игры с водой. Для этого нужно:

• Установить ёмкость с водой на устойчивый столик. К ёмкости должен быть свободный доступ.

• Верхний край ёмкости для воды должен находиться на уровне пояса ребёнка.

• Уровень воды должен быть не более 7 см.

• Перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартучек.

• Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки-забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, жёлуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы-заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.

(Показать фото игр детей с водой в группе)

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Для малышей уместны потешки, стишки о воде, описательные загадки… Игры с водой можно также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка.

 - Какие игры с водой можно организовать дома? (Высказывания родителей)

 - Давайте вместе с вами поиграем. Я предлагаю выйти из-за столов и поиграть в игру, которая называется «Назови игру с водой». Для этого нужно встать в круг, я буду бросать мяч, а вы называть игру с водой. Желательно ответы не повторять, при желании можно помочь и подсказать друг другу. Итак, начнём.

Игра «Назови игру с водой»

 - Вот как много игр можно использовать. Я предлагаю занять свои места.

КОММЕНТАРИИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА

Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять мои коллеги. И я прокомментирую основную часть родительского собрания.

  1. Использование приёма работы в подгруппах так же позволяет активизировать общение родителей.
  2. Руководствуясь программой первой младшей группы, родителям предлагается учитывать возрастные особенности детей. Добиваться от них употребления прилагательных.
  3. Немало важно знать и особенности семейного воспитания. Для этого к каждому родительскому собранию предусмотрены анкеты и другие задания. К данному родительскому собранию проводилось анкетирование «Игры детей с водой в домашних условиях» с целью подготовки выступления и выработки рекомендаций.
  4. На каждом родительском собрании – обмен опытом семейного воспитания.
  5. Традицией является рассказ о том, чем живёт группа: фото, примеры, интересные моменты из жизни группы.
  6. Использование смены формы организации родителей (сидя за столом, упражнение в круге, перебрасывание мяча), что помогает снять мышечную усталость.

Цель основной части – донести до родителей важность использования игр с водой в домашних условиях.

3 ЧАСТЬ

Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – дети первой младшей группы. И мы продолжаем родительское собрание.

         

- У вас на столах стоят ёмкости с водой и игровое оборудование, бумажные салфетки.

     Сейчас мы проиграем предложенные варианты, у каждого стола свой вариант игры:

Стол №1

Педагог берёт на себя роль взрослого, а родитель роль ребёнка. Каждый этап игры можно проиграть с отдельным родителем, сидящим за столом.

«Знакомство со свойствами воды».

Материалы и оборудование: 2 прозрачных стакана (с водой и молоком), тазик прозрачный, бутылочка, кружечка, гуашь красного цвета, кисть, тряпочка, бумажные салфетки.

Взрослый: Потрогай водичку. Какая она тёплая или холодная?

Ребёнок: Холодная.

В: Скажи полным ответом: «Вода холодная».

Р: Вода холодная.

В: Посмотри, в этом стакане вода чистая и прозрачная, через неё всё видно, даже твой пальчик, прислони к стакану. А в этом стакане молоко, оно не прозрачное, прислони пальчик, его не видно. В этом стакане, какая вода?

Р: Чистая, прозрачная.

В: А молоко, какое?

Р: Молоко не прозрачное.

В: Понюхай чистую водичку, она пахнет?

Р: Нет.

В: Да, у чистой воды нет запаха. Скажи, вода не пахнет. (Ребёнок повторяет). Вода льётся, её можно наливать. Возьми бутылочку с водой и налей в этот тазик. (Ребёнок выполняет действия). Льётся водичка?

Р: Да, льётся.

В: Давай попробуем перелить водичку из тазика обратно в бутылочку вот этой кружечкой, вот так. Держи, чем будешь переливать воду?

Р: Буду переливать кружечкой. (Переливает).

В: Ой, вода разлилась, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой, попробуй. Что случилось с водой, когда ты её переливала?

Р: Она разлилась.

В: Воду можно окрасить. Возьми кисть и набери немного краски, вот так. Какого цвета у тебя краска?

Р: Красного цвета.

В: Опусти кисть в воду и промой её, вот так. Что стало с водой? Она окрасилась. Какого цвета стала водичка?

Р: Вода стала красного цвета.

Стол №2

Педагог берёт на себя роль взрослого, а родитель роль ребёнка. Каждый этап игры можно проиграть с отдельным родителем, сидящим за столом.

Материалы и оборудование: большая и маленькая миски, пластиковые ложки, крышка, баночка, кувшин, кастрюля, бутылочка пластиковая, чашка, кубик, палочка, камешки, шуруп металлический, ложка  металлическая, пуговица, крышка от бутылки, тарелка, 2 баночки с мыльными пузырями, бумажные салфетки.

В: Попробуй перелить водичку ложкой из большой миски в маленькую. Вот так набери в ложку воды и вылей в маленькую миску. Ещё. Из какой миски набираешь воду, большой или маленькой?

Р: Из большой миски.

В: В какую миску переливаешь воду?

Р: В маленькую.

В: Чем ты переливаешь воду?

Р: Ложкой.

В: Скажи: «Я переливаю воду ложкой». (Ребёнок по возможности повторяет).

В: Посмотри, что ещё у нас на столе лежит?

Р: Крышка, кружка, баночка.

В: Попробуй и крышечкой перелить водичку. Получается?

Р: Да, получается.

В: А попробуй перелить кружкой. Смотри, сколько много воды помещается в кружку. В ложку столько воды не помещалось.

В: Давай нальём воды из ковшика в кастрюлю, чашку, баночку, бутылочку. Куда сначала ты хочешь налить воды?

Р: Хочу налить в кастрюлю.

В: Наливай, вот так, аккуратно. (Тоже проделывается с каждым сосудом).

В: Посмотри, на тарелке много предметов: кубик деревянный, палочка деревянная, камешки, шуруп металлический, ложка металлическая, пуговица пластмассовая, крышка пластмассовая.

Попробуй опусти в воду кубик. Вот так. Он потонул или остался плавать на поверхности воды?

Р: Кубик не потонул. (Тоже проделывается с другими предметами).

В: А теперь нужно выловить предметы, которые плавают на воде. Возьми ложку и вылови кубик, вот так, положи его на тарелку. А сейчас, что хочешь выловить?

Р: Хочу пуговицу выловить.

В: Хорошо, теперь пуговицу. (Вылавливает остальные предметы).

В: (Пускает мыльные пузыри) Смотри, сколько много мыльных пузырей! Попробуй, поймай пузырь на ладошку. Вот здорово, поймала. Посмотри, сколько пузырей я сейчас выпущу?

Р: Один пузырь.

В: А сейчас, сколько пузырей выпущу?

Р: Много пузырей.

В: Вот возьми баночку с мыльными пузырями, давай вместе пускать. (Пускают пузыри вместе). Давай посмотрим, чей пузырь будет больше?

Р: Мой пузырь больше!

В: Чей пузырь дальше улетит?

Р: Твой (ваш) пузырь дальше улетел!

Стол №3

Педагог берёт на себя роль взрослого, а родитель роль ребёнка. Каждый этап игры можно проиграть с отдельным родителем, сидящим за столом.

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, бумажный кораблик, заводные игрушки (черепаха, крокодил), резиновые игрушки (собака, петушок), мыло в мыльнице, полотенце, бумажные салфетки.

В: Посмотри, какие у меня кораблики – бумажные, легкие. Их можно пускать по воде. (Опускает в воду). Кораблик потонул?

Р: Нет, кораблик не потонул.

В: Почему не потонул?

Р: Потому что он лёгкий.

В: Да, кораблик лёгкий, если на него подуть, он поплывёт. Подуй, ещё сильней, вот он и поплыл. Здорово! Что ты сделал, чтобы кораблик поплыл?

Р: Я подул на него.

В: Можно пустить поплавать и вот эти игрушки. Назови, кто это? (Перечисляет игрушки).

На них дуть не нужно, они заводные. Посмотри, я заведу и опущу в воду, вот так. Поплыла черепаха! Да как быстро! Заведи крокодила сама, вот так.

Р: Поплыл.

В: А крокодил быстро поплыл?

Р: Да, крокодил быстро поплыл.

В: А теперь, давай вместе заведём, ты – черепаху, а я – крокодила. Вот так. Кто быстрее плавает, черепаха или крокодил?

Р: Черепаха быстрее плавает.

В: Молодец!

В: Ой, ау нас петушок и собачка совсем запачкались. Может, мы их помоем?

Р: Да, помоем.

В: С чем будем их мыть?

Р: С мылом будем мыть.

В: Хорошо, как ты будешь мыть? Сначала нужно намочить руки, затем взять мыло. А дальше?

Р: Намылить руки и положить мыло.

В: Правильно. Теперь можешь мыть собачку или петушка. Да, вот так. Зачем ты моешь собачку?

Р: Чтобы она стала чистой.

В: Молодец! Теперь её нужно ополоснуть, смыть мыло. Хорошо. Смотри, если мы нажмём на собачку, то через дырочку наберётся вода. Потрогай, собачка стала тяжёлая. Нажми на неё ещё раз и вода выливается обратно. Получаются брызги.

Стол №4 

Педагог берёт на себя роль взрослого, а родитель роль ребёнка. Каждый этап игры можно проиграть с отдельным родителем, сидящим за столом.

Материалы и оборудование: тазик с водой, кукла, полотенце, ванночка с водой, чайная посуда.

В: Кукла Таня проснулась, её нужно умыть. Чем ты будешь умывать Таню?

Р: Я буду умывать её водой.

В: Конечно водой. Умывай Танюшку и приговаривай: «Водичка, водичка…» (Ребёнок продолжает потешку).

В: Кукла Таня устала, пора ложиться спать. Что нужно сделать перед сном обязательно?

Р: Нужно искупаться.

В: Конечно. Давай, искупаем нашу Таню. Вот так. (Взрослый помогает ребёнку).

    Потягунушки, потягунушки!        

     Поперёк толстунушки,

          А в ножки ходунушки,                  

     А в ручки хватунушки,          

     А в роток говорок,                      

     А в головку разумок.            

     Вода текучая,                              

     Дитя растучее.                                                                    

     С гуся вода,                                          

     С дитя худоба!

     Вода книзу,

     А дитя кверху!

     В: Искупали, теперь нужно вытереть Таню. Чем будешь вытирать?

     Р: Буду полотенцем вытирать.

     В: Расправляй полотенце и вытирай, вот так. Теперь Танюшка будет спать сладко-сладко!

     В: Наши гости чаю попили и разошлись, а нам нужно помыть посуду. Вика и София, выбирайте,

     кто будет мыть чашки, а кто – блюдца.

     Р: Я буду мыть чашки.

     Р: А я буду мыть блюдца.

     В: Вот, вам тряпочки и тазик с водой. Мыть нужно хорошенько, чтобы посуда стала чистой.    

     Вот так. У Вики чистые чашки?

Р: Да, у меня чистые чашки.

В: А у Софии чистые блюдца?

Р: У меня чистые блюдца.

В: Молодцы, хорошие хозяюшки.

КОММЕНТАРИИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА

Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять мои коллеги. И я прокомментирую практическую часть родительского собрания.

  1. Использование наглядности, в данном случае, оборудование для игр с водой, помогает более эффективно донести использование самых разнообразных предметов.
  2. Приобрести и освоить какие-либо навыки развития речи в игровой деятельности родителям помогают разнообразные практические задания.
  3. Приобщение родителей к диалогу способствует лучшему усвоению нужной информации.

Цель практической части – это раскрытие темы собрания и решение его задач. В данном родительском собрании – это:

 - познакомить со способами экспериментирования с водой,

 - развитие речи путём достижения поставленных задач,

 - показать приёмы активизирующего общения взрослого с ребёнком.

4 ЧАСТЬ

Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять родители. Мы с вами проиграли некоторые игры с использованием воды. Можно продолжать фантазировать, придумывать и воплощать интересные идеи. Хочу предложить вам вот такие памятки «Игры с водой в домашних условиях с малышами», где также вы сможете познакомиться с вариантами экспериментирования со снегом.

(Раздаю памятки).

  Существует довольно много самых разных игр и в каждой из них развитие речи является неотъемлемой частью. Мы развиваем речь детей не только в процессе игр, но и во всех образовательных областях без исключения. Так давайте же чаще заниматься, больше играть и разговаривать с нашими детьми.

РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

• Играя с ребёнком дома, необходимо использовать природоведческие игры и игры с природным материалом.

• Создавать в семье условия для игр детей с водой.

• Принести в детский сад фото играющего с водой ребёнка.

КОММЕНТАРИИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА

Педагог-мастер: (Звенит звонок). Сейчас вы – опять мои коллеги. И я прокомментирую заключительную часть родительского собрания.

  1. Никогда родители с собрания не уходят с пустыми руками. Сегодня – это памятки. А бывают и схемы, и изготовленные руками родителей игрушки, рисунки и т.д.
  2. Совместное с родителями решение родительского собрания.

Педагог-мастер: Кроме родительских собраний, я использую и другие виды взаимодействия с семьёй по экологическому воспитанию и развитию речи детей:

 - индивидуальные консультации,

 - наглядно-просветительский материал (папки-раскладушки, папки-передвижки),

 - предоставление педагогической литературы по просьбе родителей.

Педагог-мастер: Необходимо отметить и некоторые проблемы, которые имеют место быть:

 - у родителей не хватает времени для своих детей;

 - родители слабо обогащают словарь детей: мало читают, мало рассказывают что-то интересное, практически не экспериментируют;

 - в воспитании детей родители не всегда учитывают возрастные особенности, занижая их способности.

Педагог-мастер: Вопросы развития речи и экологического воспитания детей будут стоять и на следующих родительских собраниях.

Педагог-мастер: Уважаемые коллеги! Сейчас я обращаюсь к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса.

  Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования других мастер-классов.

(Раздаю анкеты, участники заполняют).

Педагог-мастер: А теперь я готова ответить на Ваши вопросы. Если вопросов нет, то, может быть, Вы поделитесь своим опытом работы с семьями по развитию речи и экологическому воспитанию?

Педагог-мастер: А сейчас я проанализирую свой мастер-класс.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Игры малышей с водой в домашних условиях»

В анкетировании приняли участие 10 родителей.

1 Вопрос: Любит ли ваш ребёнок играть с водой?

Результат: 1. Да_______________________________________________________100%

                   2. Нет _______________________________________________________ 0%

2 Вопрос: Игры детей способствуют…(дополните фразу)

Результат: 1. Физическому развитию ребёнка _______________________________80%                                                                2. Ознакомлению с окружающим миром _________________________________    10%

                   3. Овладению элементарными математическими  понятиями_____________________________________________________________40%                                              4. Снятию психического напряжения, внутреннего  

                       дискомфорта, улучшению настроения _________________________20%

                   5. Расширению и обогащению     словаря _________________________  0%                                  6. Развитию___________________________________________________________  10%

                   

3 Вопрос: Что нужно для организации игр с водой?

Результат: 1. Свободный доступ к воде ____________________________________10%

                   2. Ёмкость для воды ___________________________________________20%

                   3. Верхний край ёмкости на уровне пояса _________________________0%

                   4. Уровень воды не более 7 см __________________________________ 0%

                   5. Закатать ребёнку рукава и одеть фартук ________________________0%

                   6. Предметы для переливания __________________________________20%

                   7. Предметы из разного материала ______________________________10%

                   8. Предметы-заместители _______________________________________0%

                   9. Природный материал ________________________________________ 0%

                   10. Заводные игрушки-забавы ___________________________________0%

                   11. Фантазия _________________________________________________10%

                   12. Осторожность _____________________________________________10%

                   13. Резиновые игрушки, рыбки, игрушечная посуда ________________90%

                   14. Пена _____________________________________________________20%

4. Вопрос: Используете ли вы игры с водой в домашних условиях? Какие?

Результат: 1. Купание ___________________________________________________30%

                   2. С резиновыми игрушками ____________________________________60%

                   3. Мытьё игрушек, стирка ______________________________________40%

                   4. Плескание, брызгание _______________________________________50%

                   5. Переливание _______________________________________________20%

                   6. Бросание пеной _____________________________________________10%

                   7. Рыбалка ___________________________________________________20%

                   8. Тонет – не тонет ____________________________________________20%

                   9. Полив цветов ______________________________________________10%

                   10. Мыльные пузыри __________________________________________10%

 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИГРЫ ДЕТЕЙ С ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Эти игры с водой можно организовать дома с детьми.

  1. Знакомство со свойствами воды:

 • Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или

    губкой.

 • Вода бывает горячая, тёплая и холодная. Попробовать на ощупь.

 • Вода чистая, прозрачная, через неё всё видно. Сравнить стакан воды

    со стаканом молока.

 • Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать ребёнку понюхать.

 • Воду можно наливать и переливать. Дать ребёнку возможность

    самому наливать воду.

 • Воду можно окрасить, добавив в неё краситель (чай, кофе, гуашь…).

  1. Переливание воды разными ёмкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
  2. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…).
  3. Весёлая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объёму ёмкостей).
  4. Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).
  5. Игры с мыльными пузырями. (Самостоятельное пускание пузырей. Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше? Чей пузырь улетит выше, дальше…?).
  6. Игры с заводными плавающими игрушками.
  7. Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
  8. Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле бельё»…

Можно организовывать различные наблюдения за снегом.

  1. Принести снег в мисочке домой и понаблюдать, что с ним произойдёт в тепле. Снег – это вода.
  2. Налить в формочку воду и вынести её в морозный день на улицу. В конце прогулки посмотреть, что стало с водой. Лёд – замёрзшая вода.
  3. Рассмотреть воду после таяния снега. Что видно на дне блюдца? Снег грязный, есть его нельзя.
  4. Взять кусочек льда из холодильника. Подержать его в руках. Какие стали руки? (Мокрые, холодные). Лёд – это вода.
  5. Положить сосульку на решёточку. Что с ней происходит в тепле? В тепле она стала таять.

Используемая литература

  1. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду». - М.: Центр педагогического образования, 2008г.
  2. Иванова А.И., Михайленко В.Я. «Сезонные наблюдения в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2010г.
  3. Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей». – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб "Речевичок" как нетрадиционная форма работы с родителями воспитанников первой младшей группы

В настоящее время значимой является профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста, что связано с уеличением числа речевых нарушений у таких детей. Раннее начало коррекционной работы позволяе...

План работы с родителями воспитанников первой младшей группы.

План работы с родителями воспитанников на 2019- 2020 год в  первой младшей группе «Улыбка»...

конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи "Петушок и его семья"

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе "Петушок и его семья". цель: способствовать активизации речи детей....

Перспективный план работы с родителями воспитанников первой младшей группы на 2022 - 2023 уч год

Предлагаем Вашему вниманию перспективный план работы с родителями дошкольников на учебный год, который поможет систематически, целенаправленно осуществлять разнообразные формы взаимодействия с с...

Конспект НОД в первой младшей группе по развитию речи «Моя семья»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе....

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников первой младшей группы «Солнышки в ладошках» на 2022-2023 учебный год

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьейОсновные направления и формы взаимодействия с семьейПерспективный план взаимодействия с родителями по месяцам...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников первой младшей группы «Солнышки в ладошках» на 2022-2023 учебный год

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей1.Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросамвоспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразнойдеятельности ...