Обучение грамоте в детском саду
консультация

Майшева Татьяна Васильевна

Уважаемые родители!

Обучение ребенка грамоте – очень важный этап в его развитии.  От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе. Это дело непростое, требующее терпения, времени, а также специальных знаний. Здесь без помощника не обойтись. Я надеюсь, что таким помощником для вас и ваших детей станет эта страничка.

Старшая группа

Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_v_starshey_gruppe.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте в с таршей группе

Слайд 2

Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что : требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению; появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Слайд 3

Основные компоненты , которые входят в процесс обучения грамоте: сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров) ; сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка ; готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове ; знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие . умение работать со схемой слова, предложения .

Слайд 4

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Слайд 5

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает : определение количества звуков в слове ; фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие ); определение места звука в слове.

Слайд 6

Уважаемые родители, помните : Звук – мы слышим и произносим . Буквы – мы пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными . Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки). Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я- йа , Ю- йу , Е- йэ , Ё- йо . Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом .

Слайд 7

Согласные звуки бывают глухими и звонкими . Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем , что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Слайд 8

Уважаемые родители, предлагаю Вам поразмяться: - что такое речь? – (всё, что мы говорим и пишем) - формы речи – (устная и письменная) - из чего состоит наша речь? – (из предложений) - что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу) - из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов) - из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков) - какие бывают звуки? – (гласные и согласные) - чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Слайд 9

Желаю успехов Вам и вашим детям!

Слайд 10

Примерные игровые задания « Светофорчики » Задача : развивать слуховое внимание, фонематический слух . Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др .).

Слайд 11

Примерные игровые задания «Покажи картинку на определённый звук » Задача: развивать умение слышать звук в начале слова. «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова) «Сколько звуков в слове спряталось?» «Место звука в слове»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в детском саду

Обучение грамоте в детском саду     Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамо...

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар для родителей "Проблемы обучения грамоте в детском саду"

Основная цель- подготовить родителей к возможным трудностям в обучении грамоте....

Семинар для родителей "Проблемы обучения грамоте в детском саду"

Основная цель- подготовить родителей к возможным трудностям в обучении грамоте....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....