"Я и мой ребенок"
методическая разработка
Конспект четвертого заседания психологического родительского клуба
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 32.83 КБ |
osnovnye_mysli.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»
Конспект четвертого заседания психологического родительского клуба
«Я и мой ребенок»
Разработали
Педагоги – психологи МАДОУ №1
Серик И.В.
Павлычева К.Б.
г. Приморско – Ахтарск
2019
Цель: дать родителям представление о том, в чем нуждается ребенок и как он понимает родительскую любовь.
Задачи:
- Дать представление родителям о понимании любви детьми.
- На практике прочувствовать значимость каждой части, из которой состоит любовь родителя к ребенку.
- Содействовать инициативе родителей.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация с мандалами и обозначения их, музыка для релакса, видео «Папа, сколько стоит час твоего времени», листы бумаги с заготовками мандал, краски, кисти, цветные и простые карандаши, бейджи, ручки, мольберт, мел/ маркер
Ход клуба.
И.В.: Добрый день уважаемые родители! Рады приветствовать вас на первом в этом учебном году заседании нашего клуба. Хотим напомнить, что в прошлом году, нами была проделана большая совместная работа. Вы научились определять тип воспитания в вашей семье, тип темперамента и самооценку вашего ребенка, направленность его личности и главное, учились как общаться и воспитывать ребенка, учитывая эти особенности. В этом году мы планируем провести еще два заседания практической направленности. И сегодня поговорим о пяти разных «языках любви» на которых говорят наши дети. Итак, обо всем по порядку…
И.В.: Упражнение «Прекрасный сад»
Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
Согласны ли вы с метафорой: «Дети – цветы жизни»?
К.Б.: Мы предлагаем Вашему вниманию видеоролик, который даст нам понимание того, что нужно ребенку, для того чтобы он чувствовал, что его любят. (Просмотр видео)
К.Б.: Как Вы думаете, о каком языке любви здесь идет речь?
Ответ родителей (время).
Проводить с ребенком время – значит отдавать ему все ваше внимание. Если он еще мал, вы можете, сидя на полу, катать с ним мячик. С ребенком постарше играть в куклы, в машинки, строить замки в песочнице. Возможно, вы думаете: не пристало серьезному человеку заниматься такой ерундой. Постарайтесь понять, сейчас вы не хотите войти в его мир, потом он сам не впустит вас туда.
Ребенок взрослеет, у него появляются новые интересы. Пусть они станут и вашими. Ему нравится баскетбол – он должен понравиться и вам, играйте с ним, водите его на матчи. Он играет на пианино – сядьте рядом, когда он занимается, и слушайте. Если вы внимательны к ребенку, он чувствует, что важен для вас, что вам приятно быть с ним.
Многие не помнят, что говорили им в детстве родители, но помнят, что те делали. Один мужчина сказал мне: «Когда я играл в школьной команде, отец не пропустил ни одного матча. Его интересовало все, что касалось меня». Для этого человека родительское внимание значило очень много. Если это родной язык вашего ребенка, и он знает, что вы говорите на нем, возможно, даже в переходном возрасте ему захочется чаще бывать с вами, а не в уличной компании. Если сейчас вам жалко времени для него, вы жалеете для него времени сейчас, не удивляйтесь, что потом он от вас отвернется.
К.Б.: А. Лоуэн (1998) отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей присуща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы.
Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку, стремится стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. При невозможности удовлетворения потребности и в получении, и в реализации родительской любви страдает сам человек, а также окружающие его люди.
А. Лоуэн (1998) отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей присуща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы.
Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку, стремится стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. При невозможности удовлетворения потребности и в получении, и в реализации родительской любви страдает сам человек, а также окружающие его люди.
И еще одной из таких потребностей ребенка является продукт деятельности, который ребенок вместе с родителем сделал. Мы часто наблюдаем в садике картину, когда ребенок гордо показывает своим одногруппникам и педагогам поделку, которую он сделал вместе с мамой или папой. Так как родители дают, то немаловажно и дать ребенку навык в изготовлении чего – либо. А такой навык ребенок может получить только через помощь. Таким образом еще один фактор любви – помощь.
О маленьком ребенке нужно заботиться все время. Без нашей помощи он погибнет. Родители кормят его, купают, пеленают, стирают и гладят ползунки. Все это требует много сил. Ребенок подрос – появляются новые заботы: собрать завтрак, отвести в школу, проверить домашние задания. Обычно дети воспринимают эти хлопоты, как должное. Но некоторые видят в них любовь.
Присмотритесь к вашему ребенку. Как он сам выражает любовь? Это поможет вам определить его родной язык.
Если ребенок благодарит вас за любую мелочь, которую вы сделали для него, значит, ваша забота ему важна. Помощь означает любовь. Он радуется, что вы помогаете ему с уроками, не только из-за отметок. Он говорит себе: «Меня любят». Вы чините ему велосипед, он счастлив не только потому, что снова сможет кататься. Если ребенок во всем старается помочь вам, возможно, помощь его родной язык.
И.В.: Упражнение «Внутренний ребенок»
Обычно в сложной ситуации включается наш внутренний ребенок и мы начинаем действовать исходя из этого эго-состояния. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится? (ответ родителей) А мы? (ответ родителей) Правда похожи?
Представьте себя маленьким ребенком. Посмотрите внимательно на себя, во что вы одеты, какие волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к себе и скажите: «Я тебя очень люблю, и всегда буду беречь и защищать тебя. У тебя все получится. Ты молодец. Ты все делаешь правильно». Посмотрите, как изменился ваш внутренний ребенок.
Обсуждение: Приятно ли вам было слышать одобряющие слова, слова поощрения?
Ответы родителей.
Это следующий язык любви – «Слова поощрения»
Пока дети маленькие, родители не скупятся на ласковые слова. Они восхищаются младенцем: «Ах! какие у нас глазки (ушки, волосики)!» Ребенок начинает ползать, родители – в восторге. Он учится ходить, папа и мама подбадривают его: «Вот так! Давай! Молодец!» Если, споткнувшись, малыш упадет, вряд ли он услышит: «Вот растяпа! Под ноги смотри!» Родители скажут: «Ничего! Умница!» Он встанет и пойдет дальше.
Ребенок подрос, и почему-то похвала уступает место замечаниям. Ваш семилетний сын разбросал игрушки, вы просите навести порядок. Вернувшись через пять минут, вы видите: половина игрушек все еще на полу. Что вы скажете? «Сколько раз повторять! Немедленно убери, а то…» Но ведь он уже начал уборку. Почему же не похвалить его? Тогда и остальные игрушки живо встанут по местам. Ребенок взрослеет, и все реже мы хвалим его, мы видим только ошибки.
Ребенок взрослеет, и все реже мы хвалим его, мы замечаем только ошибки.
Если его родной язык – слова поощрения, критика ему противопоказана. Пройдет двадцать лет, а у него в ушах будет звенеть: «Какая же ты толстая! Ну, кто на тебя посмотрит?», «Тупица! Как тебя до сих пор из школы не выгнали?», «Такой, как ты, ничего не добьется в жизни». Вы внушаете ему, что он не достоин ни любви, ни уважения, вы калечите его на всю жизнь.
Памятки «Несколько советов о том, как следует говорить с ребенком»
И.В.: Все мы знаем, как важны для детей прикосновения. Младенцы, которых часто берут на руки, развиваются быстрее, чем те, которые не знают ласки, утверждают врачи. Малышей держат на руках, укачивают, целуют, обнимают. Задолго до того, как они узнают слово «любовь», они любовь чувствуют. Ребенку хочется ласки. С подростком сложнее. Ему может не нравится, что его целуют, как маленького, особенно если рядом приятели. Если он отталкивает вас, это вовсе не значит, что прикосновения ему не нужны.
Если подросток то и дело берет вас за локоть, пытается в шутку бороться и каждый раз, когда вы проходите мимо, хватает вас за ногу – значит прикосновения важны ему.
Упражнение «Рисунок на спине»
Массажный комплекс «Майский ливень»
Язык любви о котором здесь шла речь? (Прикосновения)
К.Б.: Мы продолжаем с вами изучать языки любви и сейчас выполним упражнение, которое поможет нам определить следующий знак любви родителя к ребенку.
Упражнение «Мое детство»
Расскажите пожалуйста самое яркое положительное впечатление из детства.
Ответы родителей.
К.Б. Любое яркое впечатление – так или иначе связано с нашими родителями. В основном дети запоминают яркие подарки, преподнесенные им. Так вот любое яркое впечатление детства – это подарок взрослого ребенку. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и делает все для этого. Еще один язык родительской любви – это подарки.
Но не всегда подарки от родителя бывают материальными. Как мы уже с Вами поняли, что по иерархии родитель всегда дающая сторона, а ребенок берущая сторона. Таков закон семейных отношений. Он формулируется как «Давать - брать». Родитель в качестве подарков своему ребенку может давать материальные ценности: игрушки, сладости, различные гаджеты. А может давать духовные ценности: учить быть добрым, щедрым, отзывчивым и так далее. Даже иногда бывают отрицательные подарки, когда родитель учит своего ребенка социально не приемлемому поведению, демонстрируя его дома.
На этом языке любви говорят все родители. И многие считают, что он единственный. Загляните в магазин игрушек, и вы убедитесь: если средства позволяют, детей заваливают подарками. Одному кажется, что это лучший способ выразить любовь. Другой хочет дать ребенку все, о чем сам мечтал в детстве. Однако, если ребенок не говорит на этом языке, никакие подарки не заставят его почувствовать вашу любовь.
Если подарки быстро надоедают ребенку, если он не бережет их, если никогда не похвалит новую игрушку и даже забывает сказать спасибо – вряд ли подарки его родной язык. Напротив, если ребенок благодарит вас, если показывает подарок приятелям и хвалит вас, если хранит его на видном месте, подолгу с ним играет, наверное, это его родной язык. Как быть, если подарки – родной язык вашего ребенка, а вы недостаточно обеспечены? Помните, «дорог не подарок, дорого внимание». Для ребенка самодельные игрушки иногда дороже магазинных. Часто малышам больше нравится играть с коробочкой, в которой лежал подарок, чем с ним самим.
Вы можете подбирать сломанные игрушки и вместе с ребенком чинить их. Дарить подарки могут не только богатые.
И.В. Сегодня мы с вами разобрали пять языков родительской любви к детям:
- Время
- Помощь
- Слова поощрения
- Прикосновения
- Подарки
Присмотритесь к вашему ребенку. Как он сам выражает любовь? О чем чаще всего просит? Что ему нравится? Все это поможет вам определить его родной язык.
Моя дочь говорит на языке времени. Уже совсем маленькой она любила гулять со мной. Потом, она поступила в школу для девочек в Салеме, одну из самых старых в стране. Три раза в неделю я приезжал к ней, и мы исследовали живописные окрестности этого города, которому уже больше двухсот лет. Мы шли по вымощенным булыжником улицам, сворачивали на старое кладбище. Казалось, мы попали в прошлое. Мы садились и вели долгие разговоры. Теперь моя дочь взрослая, она врач, но когда она приезжает к нам, первое, что я слышу: «Папа, пойдем гулять». И я соглашаюсь.
Сын гулять не любит. Он повторяет: «Зачем ходить пешком, если можно поехать на машине?»
Он не видит в этом смысла, время не его родной язык. Нельзя слепо следовать советам, которые вы услышали от психологов или вычитали в книгах по воспитанию. Все дети разные. Не надо стричь их под одну гребенку. Там, где один увидит любовь, другой никакой любви не увидит. Если бы я таскал своего сына на прогулки, вряд ли ему понравилось бы это. Чтобы рассказать своему ребенку, как вы его любите, научитесь его языку.
Я верю, все родители любят своих детей. Я знаю, у многих отношения с детьми не складываются, потому что они говорят на разных языках. Тысячи детей живут с пустыми сосудами любви. Уверен, в этом причина детских проступков. Еще не поздно все поправить. Если ваш ребенок уже взрослый, а вы только сейчас поняли, что всю жизнь говорили с ним не на том языке, скажите ему: «Знаешь, я прочел книгу о том, как выражать любовь, и понял, что все делаю не так. Я стараюсь, но ты ничего не замечаешь, потому что мы говорим на разных языках любви. Мне кажется, твой родной язык – …(и назовите его). Я очень тебя люблю, надеюсь, вскоре ты и сам увидишь это». Объясните ему, какие языки любви еще существуют, обсудите это с ним.
Может, вам кажется, что дети не любят вас. Если они уже достаточно взрослые, поговорите с ними, расскажите им о языках любви. Возможно, вас ждет сюрприз. Как знать, может, они будут рады выучить ваш родной язык, и ваши отношения станут гораздо лучше. Как хорошо жить в доме, где каждый знает, как выразить другому свою любовь.
Пока они малы, и вы не можете определить их родной язык, используйте все пять разом: хотя бы один окажется верным. И все-таки если вы понаблюдаете за своим ребенком, вы без труда поймете, на каком языке он говорит.
Бобби шесть лет. Когда отец приходит с работы, он взбирается к нему на колени, обнимает его, гладит. Чего добивается Бобби? Он обнимает отца, потому что хочет, чтоб обняли его самого. Его родной язык – прикосновения.
Патрик живет no-соседству. Ему пять с половиной. И хотя они с Бобби приятели, Патрик встречает отца совсем по-другому. Он тянет его за рукав:
– Пап! Идем, идем! Я тебе что-то покажу. Отец отвечает:
– Подожди, сынок, сперва я посмотрю газеты. Патрик успокаивается, но не надолго, не проходит и минуты, как он снова тут:
– Папа! Ну ты скоро?
– Иду, иду, только дочитаю. Мама говорит Патрику:
– Дай отцу отдохнуть, он устал. Патрик в ответ:
– Пусть сперва посмотрит, что я сделал. Тихонько подкравшись к отцу, он со смехом вырывает у того газету.
Отец сердится:
– Патрик, прекрати!
– Пойдем, я тебе что-то покажу.
Чего требует Патрик? Внимания. И он не успокоится, пока не добьется своего, даже если это грозит скандалом. Его язык – время.
Если ребенок часто дарит вам красивые подарки и при этом сияет от счастья, наверное, подарки – это его язык любви. Он дарит их, потому что ему самому нравится их получать. Если ваш сын или дочь все время помогает младшим, возможно, их язык любви – помощь. Если ребенок без конца расхваливает вас, может, его язык – слова поощрения.
Все это происходит на уровне подсознания. Ребенок не строит расчетов: «Подарю им это, тогда и мне что-нибудь купят». Им движут его собственные желания. Возможно, он по опыту знает, как поведут себя родители в той или иной ситуации, и поступает так, чтобы они удовлетворили его потребность в любви. Если эта потребность удовлетворяется, со временем ребенок превратится в полноценного взрослого. Если нет, дети ожесточаются: им кажется, что родите ли не любят их.
Психиатр Росс Кемпбелл многие годы работает с трудными подростками, ни разу среди его пациентов ему не встретился ребенок, чей сосуд любви был бы полон. Доктор Кемпбелл утверждает: почти всегда сексуальная распущенность результат того, что дети не чувствуют родительской любви.
Вы сталкивались с таким? Подросток сбежал из дома. Родители, ломая руки, восклицают: «Мы все для него делали. И вот благодарность!» А их сын, возможно, в это же время говорит психологу: «Они не любят меня. Вот моего брата – да, а меня никогда не любили». Неужели родители действительно не любят этого мальчика? Любят. Беда в том, что они говорят на разных языках.
Быть может, они покупали ему мячи, велосипеды, а ребенку хотелось, чтобы кто-нибудь поиграл с ним. Вы чувствуете разницу: купить мяч и поиграть в него с ребенком? Некоторым детям второе важнее. Большинство родителей искренне любят своих детей. Но быть искренним мало. Нужно найти общий язык. Учитесь говорить с ребенком на его языке.
К.Б. И в завершении, подумав о своем ребенке, я предлагаю Вам нарисовать мандалу, чтобы понять, что вы ему даете, а чего может быть не додали. И в целом понять, как реально вы видите своего ребёнка – его потребности и желания.
Для начала я кратко расскажу вам, что такое мандала.
(Слайды с мандалами)
Мандала в переводе с санскрита означает «Магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув в себя, человек может найти решение и накопить новые силы и энергию.
Каждая мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов. Для того чтобы Вам было комфортнее ориентироваться в символике, на экране будут выведены основные обозначения, используемые в мандалах. Итак, я предлагаю вам нарисовать мандалу думая о своем ребенке. В конце мы дадим вам интерпретацию.
К.Б. Интерпретация из книги: М. А. Шевченко «Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей» стр 13, 15-16.
И в завершении мы желаем Вам удачи в воспитании ваших детей и помните идеальных родителей нет, как и нет идеальный детей. В наших силах поменять свое отношение к ситуации и действовать так, как подсказывает нам сердце.
Предварительный просмотр:
Основные мысли
Дети часто не разбираются в собственных потребностях и чувствах, и все-таки у каждого из них – свой язык любви. Чтобы воспитать ребенка правильно, родители должны знать его родной язык. А когда ребенок слишком мал, и вы не можете определить его язык, говорите на всех пяти.
1. Слова поощрения – Мы редко хвалим детей, мы замечаем только их ошибки. Результаты этого печальны. На следующей неделе попробуйте хвалить ребенка хотя бы два раза в день.
2. Время – Вам нужно проникнуть в мир вашего ребенка. Пусть его интересы станут вашими. Не жалейте на это времени. Будьте внимательны к нему. Если у вас не один ребенок, постарайтесь найти время для каждого. Хотя бы несколько минут в день. Помните, это главное.
3. Подарки – Не увлекайтесь ими. Иначе, они теряют всякий смысл, а у ребенка формируется ложная система ценностей. Но если вы тщательно выбираете их, и дарите их со словами: «Я люблю тебя, и приготовил для тебя что-то», тогда вы удовлетворяете потребность в любви. Обязательно говорите о своей любви, когда дарите подарок. (Даже отказываясь подарить ребенку что-то, можно выражать любовь. Например, «Нет, мы не будем брать в дом гремучую змею, я слишком люблю тебя!»)
4. Помощь – Мы постоянно помогаем своим детям, но в следующий раз, когда сделаете для ребенка что-нибудь особенно важное, скажите, что вы делаете это, потому что любите его. Что особенно важно для вашего ребенка? Может, вам не хватает знаний, чтобы помочь ему? Если это родной язык вашего ребенка, вы должны все уметь.
5. Прикосновения – Любому ребенку необходима ласка. Но важно найти к нему индивидуальный подход. Учитывайте его возраст, темперамент, язык любви и т. д. Дети взрослеют, вы по-прежнему должны оставаться нежным, поддерживать их.
Когда вы определите родной язык вашего ребенка, постарайтесь говорить на нем постоянно. Но не забывайте об остальных языках. Он должен научиться понимать и их.
Рекомендуем прочитать книгу «Пять языков любви» Гэри Чэпмен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...